"За спойлер - в бан". Почему для нас так важны фильмы и сериалы?
Последнюю неделю в соцсетях ломаются копья двух враждующих кланов. Одни сходили на премьеру "Мстители. Финал" или посмотрели новую серию "Игры престолов" и жаждут поделиться своими впечатлениями со всеми. Другие новинки еще не видели - либо не успели, либо просто не следят за судьбами героев киновселенных - "Я тот самый человек, который не смотрел ни одной серии..."
Александр Скуртул, психолог-психоаналитик:
"Люди спойлерят по трем причинам"
Кинематограф выстроил индустрию - развитая сеть кинотеатров, многорукая машина маркетинга, онлайн-кинотеатры, чтобы стать главным досугом человека. Люди любят кино, потому что оно стало невероятно захватывающим, качественным, развлекающим, развивающим, задающим тренды. Сегодня кино - синоним актуальности наравне с новейшими гаджетами.
При создании кино популярен прием "плот-твиста" - радикального изменения направления сюжета и контекста. Это тот самый неожиданный поворот, который сильно меняет восприятие предыдущих событий повествования. Именно повороты доставляют особенно сильные эмоции при просмотре. А эмоции - то главное, ради чего мы смотрим кино.
Так как повороты легко запоминаются и пересказываются, появились спойлеры. Они раскрывают сюжет до просмотра, лишают будущего зрителя интриги. Боязнь спойлеров у людей - это фактически страх потери вау-эффекта при первом просмотре.
Кадр из сериала "Игра престолов"
Люди спойлерят по трем причинам:
1. Троллинг. Так как раскрытие сюжета - это намеренная провокация негативных чувств у других, то спойлеринг можно считать подвидом троллинга. Человек - цивилизованное животное с обузданной агрессией. Но всегда существуют безнаказанные способы поиздеваться над другими. Чаще всего это делают люди со слабой эмпатией и осознанностью, с высоким уровнем эгоцентричности и, иногда, садистичности. Например, трудные подростки и инфантильные взрослые.
2. Самоутверждение. Такие люди привлекают внимание, хайпуют. Киновселенные - дух времени, популярный объект культуры и общая тема обсуждения многих людей. Если раньше ценилась только сила, кто сильнее - тот главнее, то сейчас ценится еще и актуальность: кто быстрее приобщится к чему-то новому - новые модели смартфонов, свежие новости, модные луки, киноновинки. Поэтому раскрытие сюжета - это грубая демонстрация своего превосходства в актуальности, прогрессивности, первенстве. Это самоутверждение за счет тех, кто менее подвержен соревновательности. Если троллинг - это про реакцию воспринимающих, то самоутверждение - это больше про себя для других.
3. Плохое чувство юмора. Бывают люди, искренне считающие, что спойлер - это шутка. Опять же из-за неразвитой эмпатии, когда смешно только раскрывающему интригу и он не понимает, что для другого это не так.
Многие люди остро реагируют на спойлеры, пишут: "За спойлер - в бан", потому что они лишают их важного эмоционального эффекта, части удовольствия при первом просмотре. А ведь ради этих эмоций люди тратят свои ресурсы - деньги и время. Поэтому вполне справедливо возникает агрессия - чтобы защитить то, на что мы имеем право, то, за что мы заплатили.
Лилия Ким, сценарист, WGA West:
"Ожидания фанатов разогнаны до абсолютно нереалистичных"
"Звездные войны", "Властелин колец", "Мстители", "Гарри Поттер", "Шерлок" и теперь вот "Игра престолов". В какой-то момент любая глобальная франшиза приходит к ситуации, когда ее начинают критиковать собственные фанаты за несоответствие их ожиданиям, которые усилиями авторов, делавших проект экстраординарным много лет подряд, разогнаны до абсолютно нереалистичных.
На этом этапе сообщество фанатов "присваивает" историю, формирует свои гештальты и начинает искренне считать себя умнее создателей и возмущаться, когда те делают что-то не так, как ожидали фанаты. Один из главных голливудских методов по удержанию внимания - это "не дай гештальту закрыться".
Кадр из фильма "Мстители. Война бесконечности"
Гештальт - от немецкого "форма", "образ", "структура" - это идеальная ситуация чего-либо, как ее хотел бы видеть отдельно взятый человек. Идеальное представление о чем-либо, состоящее из множества маленьких кусочков - образов, смыслов, эмоций и переживаний. Наш мозг все стремится завершить - дополнить любую картинку до целого и объяснить. Целая картина всегда больше простой суммы ее частей. Если картинка не складывается в идеальную, наш мозг будет возвращаться к ней снова и снова, пытаясь сложить. Это называется "незавершенный гештальт". На его закрытии основана гештальт-терапия, которая помогает человеку находить незавершенные ситуации, дела, отношения. И закрывать их, чтобы энергия переставала утекать в эти бреши.
В определенный момент сообщество фанатов глобальной франшизы обрастает таким количеством своих гештальтов, что их коллективный разум создает параллельную реальность, где они бесконечно детализируют и находят все более новые и новые связи, строят свою конспирологию внутри мира истории и конспирологию на основе этой конспирологии. Другими словами, они начинают создавать историю вместо авторов. В этот момент франшиза переходит в статус "вселенной". Например, "вселенная Марвел", "вселенная Заклятья", "вселенная Гарри Поттера", "вселенная Игры престолов".
Кадр из фильма "Гарри Поттер"
Постепенно фанаты все больше и больше обживают вселенную и злятся на ее создателей, когда ожидания и авторская версия расходятся. /.../ Все равно не получается, чтобы все были довольны, потому что фанатское сообщество не едино во мнении, как и что должно быть. Помним, у каждого свой гештальт.
Много лет назад был открыт способ этим управлять для фана и профита. Когда франшиза получает статус "вселенной", то у фанатского сообщества есть о чем поговорить и что домыслить. Оставляя открытие петли так, чтобы люди могли заниматься сотворчеством и чувствовать себя гораздо умнее авторов. Если дать гештальту закрыться, все вздохнут с облегчением и внимание переключится на другой объект.
А надо, чтобы оно все время возвращалось к открытым вопросам "вселенной", такой и сякой. Потому что это дает возможность делать приквелы, сиквелы и спиноффы, фанатскому сообществу есть чем заняться и не расходиться, люди заняты сотворчеством и эмоционально вовлечены.
Очевидные ошибки делаются, чтобы у людей было гораздо больше энергии возмущаться и говорить, что не так. Когда все хорошо, люди просто удовлетворенно кивают, забывают и начинают считать, что так и должно быть. Эмоциональное вовлечение в милые и правильно идущие вещи - околонулевое".
Ольга Пастухова