Заменит ли Астана Минск? Мнения политологов
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев по итогам встречи с главой США Дональдом Трампом рассказал, что американский лидер предложил перенести переговоры по урегулированию ситуации на юге Украины из Минска в другую страну. Международные эксперты предположили, что новой площадкой может стать Астана. Tengrinews.kz собрал мнения политологов на эту тему.
Политолог Марат Башимов считает, что перенос переговоров в Астану вполне допустим. "Я считаю, что это допустимо, это реально. И, мне кажется, все страны - друзья Казахстана отнесутся к этому положительно. Мы в Астане не заменим Минск, а дополним его. Минские соглашения от переноса не меняют сути вопроса. А если стороны хотят собраться в другом месте - то почему бы нет? Астанинская площадка уже зарекомендовала себя не один раз. Казахстан уже показал мировому сообществу, что он хороший международный посредник", - отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что Трамп поднял эту тему сам. "Вашингтон стал еще больше доверять Астане. Также стоит обратить внимание, что Президент Казахстана рассказал о разговоре с Трампом открыто. Это значит, что он был уверен, что союзники по СНГ и ЕАЭС его поддержат", - добавил Башимов.
Данияр Ашимбаев считает, что место ведения переговоров принципиального значения не имеет. Важен сам факт их проведения. "Постоянные контакты препятствуют переходу конфликта в следующую стадию. Сам факт того, что переговоры должны продолжаться, уже является позитивным моментом. Однако подчеркну, что локация здесь вторична. Ситуация в Украине имеет более сложный контраст, чем просто военные действия. Это отношения России и Украины в целом, отношения России с Западом, американо-российские отношения и ситуация в самой Украине. То есть за этим процессом стоят достаточно большие геополитические, военные и экономические причины. И просто прекращение огня главной целью не является", - высказался эксперт.
Он отметил, что для разрешения ситуации на Донбассе нужно решить вопросы глобального масштаба, что на сегодня практически невозможно. Поэтому ожидать принципиального прорыва в урегулировании ситуации не стоит. Если даже переговоры и будут перенесены в Астану, то они будут идти долго, а их исход прогнозировать сложно, потому что стороны находятся в жестких позициях.
Политолог Алмас Чукин отметил своевременность поднятой президентами темы. "Минский процесс переносить не надо, потому что он просто "умер", - констатировал эксперт.
"Все уже поняли, что минским соглашениям конец. Сейчас основная проблема международной повестки - это конфликт России и США, его надо как-то решать. Я думаю, что новые переговоры нужны и что в них можно будет чего-то добиться. Вопрос "Астана - не Астана" не так важен. Вопрос в том, кто это будет делать? Если наш Президент будет таким посредником, который вызывает доверие у обеих сторон, то, возможно, ему удастся всех помирить. Потому что для любых переговоров нужно доверие. Без доверия переговоры ни к чему не приводят", - подчеркнул Чукин.
"Минск свою роль сыграл, и сыграл неплохо. В тот момент, когда шла открытая война, ее удалось остановить. Но сейчас понятно, что те соглашения утратили действие, и поэтому надо начинать где-то в новом месте", - добавил он.
Какими бы переговоры ни были, в случае их переноса в Астану Казахстан извлечет свои дивиденды. Так считает Айдос Сарым. "Площадка для переговоров - это как минимум пиар-эффект: внимание прессы, повышение имиджа Казахстана как страны - участницы больших мировых процессов", - отметил он.
Что же касается достижения конкретных результатов, то здесь эксперт выразил сомнение. "У меня есть большие сомнения, что ситуация в Украине сейчас в принципе разрешима. У многих игроков нет глубокого понимания - у России вообще нет желания отступить, отойти назад. Поэтому тут даже небольшие победы, вроде делимитации, обмена пленными, - это уже будет позитивным моментом. Больших надежд на крупные результаты возлагать не стоит", - подытожил Айдос Сарым.
Минские соглашения - два документа об урегулировании ситуации на востоке Украины. Первый был подписан 5 сентября 2014 года в Минске и предусматривал, в частности, прекращение огня на территории Донецкой и Луганской областей. Договор был подписан представителями России, Украины, ОБСЕ, Луганской Народной Республики (ЛНР) и Донецкой Народной Республики (ДНР). Второе соглашение также предусматривало деэскалацию конфликта и было подписано в Минске в феврале 2015 года.