- Айдын Сармалаев, заведующий станцией скорой помощи №11 в Алматы, описывает работу скорой как "разведку на войне".
- Врачи скорой помощи сталкиваются с выгоранием и агрессией со стороны пациентов, что ведет к увольнениям.
- Многие вызовы скорой необоснованны, но врачи не могут отказать в помощи.
- Сармалаев отмечает проблемы в образовании молодых специалистов и важность желания учиться и помогать людям.
- Служба скорой помощи в Казахстане бесплатна, что приводит к злоупотреблениям, в отличие от платных систем за рубежом.
- Фельдшеры и врачи скорой помощи работают в тяжелых условиях, часто без отдыха и под давлением.
- Пандемия COVID-19 временно повысила уважение к медикам, но после его завершения отношение ухудшилось.
"Мы первое звено, как на войне разведка" - так говорит о врачах скорой медицинской помощи Айдын Сармалаев, в прошлом член бригады скорой, а ныне заведующий станцией СПМ №11, которая обслуживает население Наурызбайского района Алматы.
О том, как проходят будни алматинских сотрудников скорой помощи, с какими трудностями им приходится сталкиваться и почему они все чаще увольняются, Айдын Сармалаев рассказал в беседе c корреспондентом Tengrinews.kz.
"Спал и видел себя хирургом, но..."
Медуниверситет в Алматы Айдан Сармалаев окончил в 1997 году, с тех пор он верен медицине и, в отличие от многих своих коллег, никогда и не думал сменить сферу деятельности.
Айдын Сармалиев. Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
"Когда я учился, была еще советская система образования: всего шесть лет обучения, пять лет из которых общая практика, один год узкая специализация. Я выбрал направление "хирургия". Спал и видел себя оперирующим хирургом. Я сам из Уральска приехал и очень хотел остаться в Алматы после выпуска, так как моя жена тут училась. Мне тогда предложили работу реаниматолога в одной из больниц города, я согласился, но все время просил друзей и знакомых из медсферы, чтобы они помогли мне хирургом устроиться. Через время друзья сказали, что в одной из больниц освободилось место хирурга. Я обрадовался, уволился, а в той больнице взяли и упразднили это отделение. Я тогда временно устроился работать на станцию скорой помощи. Мне понравилась экстренность, с которой приходилось работать. Со временем я так полюбил работу в скорой, что никакая хирургия мне стала не нужна. Так и остался", - рассказывает врач.
В бригаде скорой медицинской помощи Айдын Сармалиев проработал 15 лет, а после стал заведующим одной из станций СПМ, сменив "работу в поле" на кабинет.
"С возрастом приходит выгорание, поэтому потихоньку врачи уходят в преподавательство или в административную часть - заведующим, главврачом. Но я до сих пор выхожу на вызовы в свои выходные. Во-первых, скучно в кабинете, во-вторых, чтобы оставаться в тонусе как специалист", - говорит медик.
"Мы пришли помогать, а нас оскорбляют"
К слову, выгорание - это одна из главных проблем, которая настигает работников скорой помощи и заставляет их уходить в другие медицинские организации, где тише и, как говорят сами врачи, есть хоть какое-то уважение.
"Проблема в том, что наше население свои права знает, а ответственность и обязанности - нет. Не понимают люди, когда вызывается скорая, когда неотложка, а когда участковый врач. Некоторым элементарно лень пойти и отстоять очередь к терапевту, поэтому они вызывают скорую даже при очень незначительных недугах, при которых экстренная медицинская помощь не требуется", - рассказывает Айдын Сармалаев.
Из ста процентов вызовов больше половины необоснованные, отмечает врач.
"Население озлобленное, себялюбивое, эгоистичное, из-за чего часто возникают конфликты. Например, у человека первый день небольшая температура, он вызывает скорую и требует, чтобы его отвезли в приемный покой, сделали КТ, рентген, сто анализов взяли. Сертифицированный фельдшер ему объясняет, что показаний нет для того, чтобы в больницу везти, и люди начинают скандалить, оскорблять, кричать. Представьте: вы высококвалифицированный врач, который пришел с желанием помогать, а пациент или чаще его родственники начинают проявлять необоснованную агрессию. Это сложно долго терпеть, поэтому врачи уходят в поликлиники или частные больницы, там они на своей территории, пациенты к ним приходят и уже не ведут себя настолько вызывающе, как у себя дома. Врачи так и говорят: "Там хоть какое-то уважение есть", - рассказывает Сармалаев А.
Такая вывеска встретил нас на станции скорой медицинской помощи №11. Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
По словам врача, есть люди, которые вызывают скорую по десять раз на дню и, даже если медики знают, что "клиент" так развлекается, не поехать на вызов они не могут.
"Мы по закону отказать не можем. Вдруг мы не приедем, а с ним что-то случится. Как в Караганде, например, когда врачи три раза приезжали по вызову к ребенку, на четвертый раз диспетчер отказал, со словами: "Мы у вас час назад были", а ребенок умер".
"Главное - характер и желание"
При этом медик не снимает вину с коллег, приводя пример с Карагандой. Да, признает, он, не все работники скорой высококомпетентные. Да, бывает, что приехавшие на вызов фельдшеры неправильно оценивают тяжесть состояния пациента или диспетчер, выслушав жалобы по звонку, относит его не к той категории сложности, но над ошибками стараются работать, чтобы в будущем их не допускать.
"Мы работаем над повышением их компетенции. После смены мы оставляем бригады, разбираем с ними каждый случай, работаем над ошибками, объясняем, как можно сделать лучше, как помочь пациенту эффективнее", - говорит заведующий СМП №11.
Тренировочный кабинет. Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Сейчас, отмечает врач, сложно оценить качество образования молодых специалистов, которые приходят устраиваться на работу. Если раньше на фельдшеров обучали в государственных учреждениях, то сейчас открылось множество частных колледжей, где непонятно, какой уровень знаний дают студентам.
"К нам приходят молодые специалисты, у которых зачастую не хватает практических навыков по диагностике и оказанию неотложной помощи, но видим у них прям глаза горят, они заряжены, хотят учиться. И таким молодым специалистам мы готовы всегда помогать и учить. Есть и такие, кого родители заставили поступить в мед. Они учились без энтузиазма и так же работают. А в медицине главное - характер и желание".
Правда, отмечает Айдын Сармалаев, неподходящие люди на работу в скорую практически не попадают, а если пришли, то часто увольняются, не справившись с нагрузкой как физической, так и эмоциональной.
"На работу медиков, в том числе в службу скорой медицинской помощи, принимает кадровая комиссия. Соискатели сдают экзамены на знания, а также оценивается их психологическая устойчивость, даже внешний вид человека говорит о его отношении к организации и предстоящей работе. Бывают такие, кто на экзамен в сланцах и шортах приходит. Такой человек точно не пройдет. Ведь скорая помощь - это в первую очередь самооценка, дисциплина, отношение к себе и окружающим. Мы первые сталкиваемся с населением, у нас должна быть четкая коммуникация. Внешний вид должен быть приемлемым. Медик должен уметь себя держать в рамках дозволенного и вызывать доверие у пациентов", - объясняет врач.
Каждые пять лет врачи и медработники подтверждают свою квалификации, чтобы продлить сертификат и иметь право дальше работать в медицинской сфере. Обязательную сертификацию проходят и водители скорой, так как специфика их вождения отличается от гражданской.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
А еще водители кареты скорой помощи проходят обучение на парамедиков, чтобы не просто крутить баранку, а быть полноценным членом медицинской бригады. В случае необходимости водитель сможет оказать первую помощь пострадавшему и подать врачу быстро нужный аппарат, например дефибриллятор.
"Первые годы было сложно, но привыкли"
Аружан, фельдшер выездной бригады, как раз таки из тех студентов, кто пришел работать в скорую с горящими глазами. Девушка с детства мечтала стать медиком, помогать людям. Ее не пугали ни тяжелые условия труда, ни низкие зарплаты, ни оскорбления со стороны пациентов.
Фельдшер Аружан. Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
В бригаде скорой медицинской помощи Аружан работает с 2019 года, чего только не было за эти годы, признается девушка.
"Первый вызов запомнился, это был суицид через повешенье. До этого, во время учебы, мы уже видели умерших людей, поэтому не испугалась. Но долгое время я боялась вида крови. Первые годы было сложно видеть кровь, а с опытом психологически и морально это выдерживается".
Психологически за годы работы Аружан привыкла справляться и с агрессией пациентов.
"Я их понимаю. Люди бывают на взводе из-за того, что их близкому человеку плохо, они в стрессе, переживают и потому срываются на тех, кто под руку подвернулся: медиках, приехавших на вызов. Я не ругаюсь в ответ. Стараюсь успокоить человека, объяснить ему состояние больного, чтобы уменьшить градус напряжения", - рассказывает девушка.
"Завтра будет праздник, завтра у нас бой"
Смена бригады, в которой работает Аружан, и других бригад скорой длится 24 часа. За это время медикам редко удается отдохнуть, а иногда они не успевают даже поесть.
Перекусывают "на ходу" и очень быстро.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
На станции скорой для бригад рядом с гаражом есть комната отдыха, но кушетки в ней стоят не очень удобные. Это сделано для того, чтобы медики могли передохнуть, но не уснули, так как регламент их работы не предусматривает право на сон. Полежал пять минут, вытянул уставшие ноги после подъема на девятый этаж по лестнице и побежал работать дальше.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Особенно тяжело приходится в праздничные дни. Пока народ отдыхает и веселится, медики сбиваются с ног, чтобы обслужить все вызовы.
"Мы, сотрудники, между с собой шутим: "Завтра праздник, завтра у нас "бой". Например, День города, люди погуляли, после 5-6 часов вечера начинается: алкогольная интоксикация, драка, ножевые, ДТП. У нас увеличивается нагрузка на все бригады и диспетчеров подстанций. Бывает, что происходят ситуации с задержками по приездам. Происшествия, как правило, с большим количеством пострадавших: тут отравился, тут упал... Любой праздник для нас не отдых, а сражение", - рассказывает Айдын Сармалаев.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Внутренняя "кухня"
На станции скорой медицинской помощи №11 работают 18 бригад: четыре врачебные бригады, остальные - фельдшерские.
Во врачебную бригаду входят высококвалифицированный врач, фельдшер и водитель-парамедик.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
"Врач скорой - это специалист с высшим образованием, имеющий сертификат на работу врачом скорой и неотложной помощи. Специфика его работы отличается от того же терапевта в поликлинике. Сейчас в Казахстане медицинское образование дается по Болонской системе: пять лет студенты обучаются по программе бакалавриата, потом два года у них интернатура по специальности "врач общей практики", после они выбирают узкую специализацию (резидентура), где обучаются от двух до четырех лет по конкретным направлениям. Раньше врачи общей практики могли работать в поликлинике и в службе скорой медицинской помощи, сейчас - нет. Уже четвертый год как для работы в скорой необходимо окончить резидентуру по специализации "врач неотложной помощи", - объясняет Айдын Сармалаев.
Врачебные бригады выезжают только на вызовы 1-й и 2-й категории сложности.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Фельдшерские бригады состоят из двух фельдшеров и водителя. Они обслуживают вызовы 3-й и 4-й категории.
"Фельдшеру не нужно высшее образование, достаточно и среднего. Их задача - оценить состояние больного. Если есть малейшие показания, пациента везут на обследования в приемный покой или могут вызвать на себя врачебную бригаду, которая приедет и окажет необходимую помощь. Например, человек, позвонивший в 103, может, невнятно объяснил симптомы больного. Приезжают фельдшеры, а человек в коме. Тогда они быстро на себя вызывают врачебную бригаду, чтобы те сняли ЭКГ и так далее", - рассказывает специфику работы Айдын Сармалаев.
Отличается друг от друга и оборудование в машинах фельдшерских и врачебных бригад.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
"В каретах скорой есть электроотсос, дефибриллятор, ЭКГ-аппарат, кислородный аппарат, небулайзер, шины, пневмошины. В наших машинах стоит самое дорогое качественное оборудование, например дефибриллятор, самый мощный, самый дорогой австро-германский. Во врачебной машине у оборудования больше функций, например у фельдшеров просто дефибриллятор, а у врачей уже идет с определением сатурации, кардиостимуляции, кардиоверсии и кардиомониторинга. Функции более сложные. В укладках (пластиковый или тканевый саквояж с лекарственными препаратами и мелкими аппаратами, такими как тонометр, глюкометр, пульсоксиметр и др.) имеется полный набор для оказания именно экстренной и неотложной медицинской помощи. Скорая медицинская помощь не назначает лечение, не направляет на обследование, не выписывает рецепты и не выдает больничные листы", - рассказывает заведующий ССМП №11.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Принимает вызовы диспетчер 103, который также имеет медицинское образование. В его задачу входит выслушать обращение, определить категорию срочности и отправить на место ближайшую бригаду скорой.
Фото пресс-службы ССМП
На экране диспетчер видит, где какая бригада находится. Причем видит он все машины, которые находятся на линии по всему городу. Каждые сутки в Алматы работают 182-188 бригад. Их количество варьируется в зависимости от нагрузки.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
"На телефоне 103 сидит диспетчер с медицинским образованием, который четыре года учился на фельдшера, и он формирует категории срочности. Но у нас есть пациенты, в основном "хроники", которые уже изучили работу скорой, звонят и сочиняют симптомы, чтобы им отправили специализированную бригаду по 1-й и 2-й категории. Врачи приезжают, а там не та категория. Все равно они проводят первичный и вторичный осмотры с применением медоборудования: градусника, стетоскопа, тонометра, аппарата ЭКГ, сатурацию измеряют и ставят предварительный диагноз. Главное - убедиться, что нет опасных для жизни и здоровья состояний: пневмония, менингит, инсульт, инфаркт и так далее. У пациента, например, ОРВИ, но он начинает диктовать врачам: "Везите меня в больницу". Но нет показаний. У нас же не бесплатное такси - всех возить. Городское население с каждым годом увеличивается, - рассказывает Айдын Сармалаев. - Это тоже сказывается на качестве оказания медицинских услуг на всех уровнях: скорая помощь, поликлиника, стационар."
"COVID показал, что медики нужны..."
В Казахстане скорая медицинская помощь - это доступная всем услуга. Вызвать бригаду на дом может кто угодно по любому поводу сколько угодно раз. Возможно, оттого люди и разучились ценить услугу. В зарубежных странах медпомощь менее доступна, а потому и уважение к труду, времени и статусу врачей, видимо, сохраняется.
Фото © Tengrinews.kz / Алихан Сариев
"Например, есть пациенты с хроническими заболеваниями, которые вызывают скорую медицинскую помощь в качестве социальных работников: "вынеси утку", "закрой форточку", "сходи за хлебом". За рубежом вызвать скорую - это очень дорого, и поэтому люди трижды думают прежде чем звонить. Наши сотрудники были в Израиле, Турции, Прибалтике на учебе и по обмену опытом. Так вот там скорая - это бонус для тех, у кого есть медстраховка. То есть, например, в качестве бонуса человек может вызвать скорую бесплатно три раза в месяц, за последующие вызовы он уже будет платить. В Стамбуле я был в больнице, там две двери: одна - для скорой, вторая - для самообращения. Я наблюдал: в скорую раз в час заходили, а в "самообращение" - каждые пять минут, даже на такси больных привозили, каталки просили", - говорит врач.
Он отмечает, что делать скорую платной в Казахстане, чтобы воспитать население, - не выход, но меры принимать необходимо.
"Сейчас время такое, все поменялось. Не только у нас - во всем мире. Как раньше уже не будет. Это нужно понимать и учитывать. Взрослое поколение мы уже вряд ли изменим, но надо воспитывать молодежь. Наверное, штрафами и ужесточением статей об ответственности. Пандемия COVID-19 всем показала, что врачи нужны, тогда нас ценили, а как пандемия закончилась, врачи опять сразу стали не нужны и не важны", - заключил Айдын Сармалаев.
Читайте также: Врачи под ударом: как защитить медиков от агрессии пациентов в Казахстане
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp