"Унижать ребенка должно быть неприлично" - ЮНИСЕФ
Около 75 процентов взрослых поддерживают применение телесного наказания, чтобы контролировать поведение детей в семье, а 67 процентов родителей применяют насильственные формы воспитания детей. Таковы данные исследований, проведенных ЮНИСЕФ совместно с Уполномоченным по правам человека с 2010 по 2016 год.
Хотя в Казахстане существуют две национальные горячие линии - "111" и "150", которые регистрируют и передают по инстанциям информацию о случаях насилия в отношении детей, механизмы выявления, сообщения, регистрации и реагирования по-прежнему недостаточно развиты, считают в ЮНИСЕФ.
Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с представителем ЮНИСЕФ в РК Юрием Оксамитным о ситуации с детским насилием в Казахстане.
- TENGRINEWS:
Как следует из исследований ЮНИСЕФ, 75 процентов взрослых в Казахстане поддерживают телесные наказания. Как Вы прокомментируете эти цифры?
- Юрий Оксамитный
Когда мы говорим о насилии в отношении детей, то имеем в виду все формы насилия. Это и физическое насилие, и психологическое насилие, которое, по существу, в равной степени влияет на формирование и развитие ребенка.
Для иллюстрации хотел бы привести в пример Швецию, где в конце 70-х годов на законодательном уровне запретили все формы физического наказания ребенка и параллельно вели просветительскую, информационную работу среди родителей. И вот в течение 30 лет насилие в отношении детей в этой стране снизилось на 90 с лишним процентов.
- TENGRINEWS:
Роль законодательства имеет решающее значение?
- Юрий Оксамитный
Дело тут не только в законодательстве, дело в том, что люди должны получить соответствующий уровень информации и образованности о том, как воспитывать ребенка ненасильственными методами.
Ударить, обидеть ребенка легко. Помочь понять, в чем суть его проступка или ненадлежащего поведения - намного труднее. Поэтому для нас и наших партнеров очень важно формировать нулевую терпимость к насилию. По опыту нашей работы и в Казахстане, и в других странах, те дети, которые подвергаются унижению и насилию в детстве, когда становятся взрослыми, и своих детей, и других людей, тоже унижают. Получается такой вот замкнутый круг. На мой взгляд, важно, чтобы на уровне общества было неприлично, когда ребенка бьют, когда его унижают, когда его наказывают. Чтобы это стало неприемлемым в социально-ориентированном обществе.
Например, ребенка кто-то бьет, но часто бывает, что соседи просто безучастно смотрят на это. А если говорят: "Слушай, нельзя так делать", получают ответ: "Да ладно, это мой ребенок, что хочу, то и делаю", и соглашаются. Но каждый ребенок - это гражданин, который обладает всем набором прав. Эти права определяются Конвенцией о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка стала первым международным документом, который был ратифицирован независимым Казахстаном и подписан Президентом. Это самый универсальный документ в мировой истории.
- TENGRINEWS:
Какие обязательства страны он предусматривает?
- Юрий Оксамитный
Главное обязательство страны - это исходить из наилучших интересов ребенка. Как правило, при рассмотрении случаев на первый план ставятся интересы родителей или организаций. Нужно всегда смотреть на ситуацию, исходя из наилучших интересов ребенка. Это та основа, на которой в принципе должна строиться вся социальная жизнь Казахстана и любой другой страны.
Мы сейчас подготовили небольшой материал из двух книг - пособие для родителей о том, как нужно воспитывать ребенка. Первый том посвящен детям в возрасте от нуля до трех лет, второй - от трех до семи лет. Это очень полезная информация. Если абстрагироваться от языка каких-то методик, то на самом деле все достаточно просто: ребенка нужно уважать с детства, ребенку нужно уделять внимание, с ребенком нужно играть, ребенка нужно обнимать, ребенку нужно читать. Ребенок должен доброту через родителей воспринимать, через свою семью.
Не менее важно, чтобы было адекватное реагирование на насилие уполномоченными органами. На данный момент эта система в Казахстане развивается. Очень важно наладить координацию всех партнеров: министерств, местных органов власти, Генеральной прокуратуры, неправительственных организаций.
- TENGRINEWS:
В ЮНИСЕФ известно о резонансном случае в поселке Абай, когда маленький мальчик пожаловался на то, что его насиловали старшие ребята? Насколько слаженно, по оценке вашей организации, действовали все уполномоченные стороны в этой ситуации?
- Юрий Оксамитный
Мы выражаем глубокую озабоченность по поводу сообщений о любых случаях насилия в отношении детей. Что касается инцидента в Южном Казахстане, то ЮНИСЕФ, естественно, отслеживает ситуацию, и мы поддерживаем постоянный контакт с уполномоченными органами и партнерами. Мы не занимаемся рассмотрением и расследованием конкретных случаев, это не наша компетенция, поэтому мы продолжаем работать с партнерами всех секторов по развитию системы предотвращения и реагирования на все формы насилия.
Я каких-то конкретных рекомендаций сейчас давать не могу. Но хотел бы сказать о том, что, в принципе, ЮНИСЕФ призывает все вовлеченные стороны действовать, опять же, в наилучших интересах детей. И здесь, насколько я знаю, не один ребенок, там несколько детей вовлечено. Не надо забывать, что участники с обеих сторон - дети, и все они имеют свои права.
Поэтому мы призываем СМИ и общественность проявлять аккуратность и быть ответственными при освещении сложившейся ситуации, избегать в любом случае публикации каких-то личных данных. К сожалению, такие случаи происходят, и этот не единичный.
- TENGRINEWS:
Как в Казахстане поставлена работа по реабилитации детей, которые подверглись насильственным действиям?
- Юрий Оксамитный
Я хотел бы отметить, что особо важна в этом вопросе деятельность неправительственных организаций. В казахстанском обществе это сейчас актуальный вопрос. Например, в Мангистау есть центр "Мейерим", который оказывает психологическую, юридическую и медицинскую поддержку детям - свидетелям или жертвам преступлений. Им помогают восстановиться после тех травм, которые были им нанесены, и вернуться в общество, чтобы продолжать учиться, работать, любить своих друзей, общаться со своими родителями. Опыт этого центра вызывает очень большой интерес в Казахстане, и мы сейчас смотрим, каким образом можно содействовать развитию этой системы по всей республике.
- TENGRINEWS:
В какой области Казахстана, по вашим данным, уровень насилия над детьми наиболее высокий?
- Юрий Оксамитный
Сохраняется высокий уровень толерантности к насилию в обществе в целом. Есть небольшие вариации в регионах, но они достаточно незначительные. Везде примерно одинаковый уровень.
- TENGRINEWS:
Одна из ваших информационных кампаний направлена на продвижение дружественного подхода к детям, находящимся в конфликте с законом. Какова ситуация в Казахстане?
- Юрий Оксамитный
Тема "дети в контакте с законом" действительно очень чувствительная. Это дети, которые по ряду причин совершили правонарушение. Непонятно, кто здесь несет большую ответственность: дети или семья, общество. Раньше как было? Если ребенок совершил какое-нибудь правонарушение, то его сразу в колонию. А что с ребенком в этой колонии произойдет, каким он оттуда выйдет, поможет ли это ему вернуться в нормальное общество или нет? Об этом мало думали.
В последние годы был достигнут серьезный прогресс в понимании того, что важно не наказать ребенка, а помочь ему исправиться. Очень хороший опыт есть в целом ряде регионов. В частности, в Усть-Каменогорске действует центр "Феникс". Они как раз занимаются вопросами дивергенции. Оказывают поддержку тем детям, которые совершили правонарушение небольшой и средней тяжести, и работают по реабилитации и социализации таких детей.
Примерно восемь лет назад 450-500 подростков находились в колонии. А сейчас где-то от 45 до 50 подростков. И, по сути, единственная колония, которая существует для таких ребят, в Алматы. Сейчас есть предложение, чтобы эта колония была не большой и не единственной и ребята были приближены к местам своего проживания. Если бы создавались небольшие региональные центры, у ребят было бы больше возможностей вернуться в нормальную жизнь, общаться со своими родителями.
- TENGRINEWS:
Как вы оцениваете уровень детской смертности в Казахстане?
- Юрий Оксамитный
За последние 25 лет произошли ощутимые позитивные изменения. Младенческая смертность - смертность до одного года. Снижение показателя младенческой смертности произошло более чем в 2 раза по сравнению с 2008 годом (когда страна перешла на международные критерии живо- и мертворождения), составив в 2017 году 8,07 процента. Детская смертность - это смертность до 5 лет. Снижение детской смертности произошло более чем в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом. Так, в 2006 году показатель детской смертности составил 18,8 на 1 000 родившихся, в 2016 году показатель составил 12,6 на 1 000 родившихся. Когда показатель снижается до определенного уровня, сложнее его дальше снижать. Легче с 20 на десять уйти, чем с десяти на девять.
В 2016 году по инициативе Министерства здравоохранения РК и при технической поддержке Детского фонда ООН и Фонда ООН в области народонаселения в Казахстане было начато внедрение конфиденциального аудита перинатальной смертности.
Основная цель проведения перинатального аудита: выявить тенденции и истинные причины мертворождаемости и неонатальной смертности поддающиеся изменению, а также побудить лиц, принимающих решения, уделять должное внимание проблеме мертворождаемости и неонатальной смертности и решать ее.
Стоит отметить, что здоровье ребенка в принципиальной степени зависит от здоровья матери. В начале 2000-х Казахстан показал пример Центральной Азии, всему региону от Атлантики до Тихого океана, по грудному вскармливанию. Это самый правильный способ питания ребенка, особенно в возрасте до шести месяцев. Так вот, в Казахстане где-то 60-65 процентов матерей кормили детей грудью, а сейчас этот показатель снизился до 30-35 процентов. По ряду причин. Кто-то о своем физическом состоянии заботится, у кого-то времени нет. Очень многие женщины этого не могут делать, потому что высокий уровень анемии, например.
Поэтому, конечно, для ЮНИСЕФ принципиально важно восстановить систему грудного вскармливания в Казахстане.
- TENGRINEWS:
В нашей стране достаточно высокий уровень подросткового суицида. Давайте поговорим об этой проблеме.
- Юрий Оксамитный
Мне часто задают этот вопрос. И всегда хотят знать, на каком месте находится Казахстан. Но это же не спортивное соревнование. Это тоже такая чувствительная тема. Но так получилось, что не только в Казахстане, а во всех странах региона уровень подростковой смертности, действительно, достаточно высокий. В основном это ребята в возрасте от 14 до 18 лет. В Казахстане, может быть, чуть похуже ситуация.
Что к этому приводит? Это может быть депрессия, может быть социальная уязвимость, это могут быть разные формы насилия и унижения в отношении подростка.
Совместно с нашими партнерами и ведущими экспертами мы разработали очень серьезную программу по укреплению психического здоровья и предотвращению суицида. Пилотный проект был запущен в Кызылординской области. И знаете, там удалось обеспечить серьезное снижение уровня за 2 года, пока мы реализовывали проект во всех школах и колледжах. Казахстан потихонечку начал двигаться в правильном направлении. За последнее десятилетие идет постоянное медленное, но стабильное снижение количества и уровня суицидов (количество случаев на 100 000).
- TENGRINEWS:
Какую картину Вы видите в детских домах, когда там бываете?
- Юрий Оксамитный
Вы знаете, в принципе, когда я туда приезжаю, я все равно не могу увидеть ситуацию глазами ребенка. То есть я там внутри не живу, в этих детских домах, и поэтому не могу оценить условия проживания, индивидуальную работы с ребенком и семьей, какие-то другие факторы, которые могут позитивно или негативно сказываются на состоянии и благополучии ребенка. Ясно одно, что нахождение ребенка в таких учреждениях должны быть временным и на короткий период, а методы воспитания приближены к семейным.
Многие детские дома, где я бывал в Южном Казахстане, в Жамбылской области, в Алматинской области, на западе, настроены на то, чтобы создать максимальные условия для того, чтобы детей взяли в семью. Чтобы детки действительно ушли из детского дома. Но можно отметить, что работа в детских домах или в специальных учреждениях для детей с особенностями очень тяжела.
Нужно проводить большую работу с персоналом, помогать ему переживать определенные психологические стрессы и психологические травмы.
Насколько я знаю, есть общественные советы при этих детских домах. Там, где этих советов нет или они не работают, я бы порекомендовал активизацию общественных советов, в которые могут войти активные неправительственные организации. Нужно обеспечивать наилучшие интересы ребенка.
Повышать качество образования этих ребят, смотреть на то, что с ними происходит, когда они выходят во взрослую жизнь, реализовано ли их право на жилье.
Нужно, чтобы им помогали входить во взрослую жизнь. И, конечно, необходимо семью готовить к приему детей. Ведь самое страшное для ребенка, когда его из детского дома забирают в семью, а потом возвращают назад. Это называется повторное сиротство. Таких детей в Казахстане примерно 30 процентов. То есть каждого третьего возвращают назад. Представляете: вас взяли в семью, вы в этой семье пожили, а потом от вас отказываются и отправляют вас назад. Поэтому вот так.
Сейчас очень интересный проект реализуется в Алматы по трансформации детского дома № 1 в Центр поддержки семьи. Я уже говорил, что наилучшая среда для ребенка - это семья. Многие дети, которые находятся в детском доме, имеют родителей. Социальное сиротство, в принципе, очень некрасиво, когда у ребенка есть родители, а его просто направляют в детский дом и зачастую забывают о нем. Особенно это касается детей с особенностями психического и физического развития.
- TENGRINEWS:
Как в Казахстане идет законотворческая работа по ужесточению наказания за насилие над детьми в разных его формах?
- Юрий Оксамитный
Сейчас идет разработка целого ряда новых законов. Новые законопроекты находятся на стадии обсуждения в Парламенте. Я рассчитываю на то, что международный опыт, международная практика и опыт других стран окажут определенное позитивное воздействие на формирование таких законов, и там будут отражены дополнительные предложения, касающиеся запрета физических и психологических наказаний детей. Очень хороший опыт в РК заключается в том, что под эгидой Генеральной прокуратуры была разработана дорожная карта по предупреждению бытового насилия в отношении детей и женщин. Она поможет нам всем двигаться в направлении искоренения насилия. Это реальная работа, реальная система, реальные возможности. Здесь нельзя ожидать быстрых результатов, но, тем не менее, мы исходим из того, что эта работа принесет свои плоды.
- TENGRINEWS:
Ориентируется ли ЮНИСЕФ на какой-то обобщенный индекс благополучия детей в разных странах?
- Юрий Оксамитный
В рамках инициативы "Город, дружественный к ребенку" разработана целая система индикаторов дружественности города по отношению к ребенку, в том числе в Казахстане. Каждые 5 лет проводится глобальное международное исследование "Мульти-индикаторное кластерное обследование". У нас очередной раунд завершился в 2015 году. Очень интересная, толстая публикация, которую мы представили официально, на высоком уровне, здесь, в Казахстане. Это очень серьезное исследование, которое позволяет находить ориентиры и приоритеты по целому ряду направлений.
- TENGRINEWS:
Какое место Казахстан занимает в таких рейтингах ЮНИСЕФ, если сравнивать с другими странами?
- Юрий Оксамитный
Я бы сказал, что достойное место. Я могу уверенно сказать, что по многим показателям, например, по показателю младенческой и детской смертности, из стран Центральной Азии в Казахстане наилучшая ситуация. Что это по существу единственная страна в Центральной Азии, где очень хорошо и серьезно развивается юстиция для детей. В Казахстане очень высокая степень открытости в решении любого вопроса. Достигается позитивное движение, прогресс по сокращению случаев подросткового суицида. Очень хорошая, интересная сформирована система судов по делам несовершеннолетних, дружественная по отношению к ребенку. Вплоть до того, что применяются нестандартные решения, когда для детей красят комнаты в разные цвета, чтобы не травмировать. Сейчас очень интересные инициативы ведет Верховный суд, где, надеемся, вопросы защиты детей также найдут свое отражение.
- TENGRINEWS:
А что у нас в Казахстане с точки зрения обеспечения прав ребенка пока хромает?
- Юрий Оксамитный
На мой взгляд, это вопросы детского питания. Не очень здоровая диета, слишком большая ориентация на хлеб и мясо. Наверное, надо больше фруктов, больше молочных продуктов потреблять. Грудное вскармливание хромает. На мой взгляд, можно больше сделать с точки зрения фортификации муки железом, тоже вопрос есть о железодефицитной анемии.
Сейчас наметилась некоторая тенденция по повышению материнской смертности в Казахстане. Она на достаточно низком уровне, но какие-то сигналы все-таки есть. Потому что матери должны более внимательно относиться к своему здоровью. Очень малые промежутки между родами. Бывает так, что девушке 22 года, а у нее уже трое детей, она беременна четвертым ребенком, и это все происходит без перерывов. А по международной практике должен быть перерыв два-три года для того, чтобы женщина была готова к рождению нового ребенка.
Не скажу, что это хромает, но это все равно важно, чтобы родители определяли сферу своих обязанностей. Родить ребенка - не главное. Нужно смотреть вперед: ребенка нужно воспитать, ребенку нужно дать образование, ребенку необходимо обеспечивать соответствующую безопасность. На мой взгляд, могли бы и дальше развиваться большая осведомленность и вовлеченность общества в поддержку семьи, в поддержку детей.
Казахстан - страна очень большая, с достаточно серьезными климатическими условиями, особенно на севере страны. Есть малокомплектные школы, есть дети, которые должны добираться до школ довольно долго, особенно зимой. Поэтому тоже нужно смотреть на те возможности, которые есть у государства, чтобы эти дети получали полное образование.
Нужно больше внимания уделять инклюзивному образованию. Пока мало что меняется. Мне очень хочется, чтобы за многими нашими хорошими словами шло конкретное действие. И чтобы наши дискуссии, которые мы ведем и в СМИ, и на международных конференциях, и на национальных симпозиумах, говорили о тех вопросах, которые требуют решения.
А чтобы нам определить эти вопросы, нужно уделять внимание системе мониторинга и оценке результатов нашей работы. То есть смотреть не только на то, что сделано, а на то, насколько хорошо проделанная работа отразилась на детях, и что могло бы быть лучше сделано.
Большой потенциал имеет созданная в Казахстане система молодежных ресурсных центров. Мне очень хочется, чтобы они действительно стали центрами, которые будут притягивать к себе молодежь, и особенно уязвимых молодых людей. Чтобы эти молодежные ресурсные центры не только проводили флешмобы и КВН, а чтобы они реально вели серьезную и последовательную работу по развитию потенциала молодежи и вовлечению ее в социально значимые программы и проекты.