Блоги
12 апреля 2025 | 09:34

Volkswagen Golf 4 - настоящий Das Auto и его детские “болезни“

Сергей Никитин Дотошный автолюбитель

ПОДЕЛИТЬСЯ

Golf 4 / Фото: bobreshov Golf 4 / Фото: bobreshov

Volkswagen Golf 4-го поколения все больше походит на автомобиль, заслуживающий статуса современной классики. На первый взгляд это может показаться странным: машине уже немало лет, но ее нельзя назвать самой модной на фоне аналогов из прошлого.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Volkswagen Golf 4-го поколения все больше походит на автомобиль, заслуживающий статуса современной классики. На первый взгляд это может показаться странным: машине уже немало лет, но ее нельзя назвать самой модной на фоне аналогов из прошлого.

При подготовке материала автор использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах.

Еще более несуразно Golf выглядит рядом с современными футуристичными тачками с экранами на полкокпита. Но поверьте, несмотря на свой возраст, этот Golf все еще вызывает уважение у тех, кто не ведется на фантики, а разбирается в автомобилях.

Разработка 4-го гольфа велась с оглядкой на премиальные автомобили. Volkswagen подсмотрел у Audi и вложил в свою машину немало роскоши и изысканности. Он получился не только более утонченным по сравнению с "тройкой", но и на голову качественнее своего предшественника.

Golf 4 / Фото: bobreshov

Тем не менее аналоги, такие как Skoda Octavia, могут предложить более выгодное соотношение цены и качества, а старый добрый Ford Focus будет гораздо острее на руль. Но ни один из них не справится с "гольфом" в гонке староверов, и уж точно ни один из них не вписал свое имя в зал славы.

Один из самых больших плюсов этого автомобиля – это то, что его легко содержать в рабочем состоянии. С каждым годом появляется все больше и больше энтузиастов, которые активно восстанавливают и модернизируют старые Golf 4. Найти запчасти на него не составляет никакого труда. Он был создан в эпоху, когда информационно-развлекательные системы и всякие электронные помощники еще не испортили мир.

Для "гольфа" вполне привычен ремонт около подъезда или в поле. Электронные компоненты, хоть и присутствуют, но они не такие сложные, как у современных автомобилей - это делает Golf не только привлекательным с финансовой точки зрения, но и классным букварем для начинающих водителей.

Golf 4 / Фото: bobreshov

Комплектации и версии Golf 4 были самыми разнообразными. Немцы стартовали с набора, состоящего из тряпочных сидений, центрального замка и стальных дисков, а заканчивали комплектацией GTI. С этим автомобилем все сразу понятно. Если ты за рулем – будет жарко.

Он поставлялся с потрясающим 1,8-литровым турбированным четырехцилиндровым двигателем, который мог развить до 180 лошадиных сил. Это был настоящий "монстр" своего времени, с множеством "плюшек" вроде литых дисков, CD-плеера и спортивных сидений. Ах да, и передние противотуманные фары - как же без них.

Даже если этого вам было мало, у VW был козырь в рукаве. Бубновым тузом всегда являлась модель R32 - настоящий спортивный автомобиль c V6 на 3,2-литра и полным приводом, который выдавал 240 лошадей. Сегодня такой найти будет очень сложно, но если вдруг добудете, можете считать себя коллекционером.

Практичность - главная и самая весомая причина, почему Golf всегда остается актуальным. Несмотря на относительно компактные размеры по современным меркам, он очень удобен в городской жизни: легко парковаться под табличками A-parking и маневрировать вдоль обочины по Жубанова. На трассе он тоже хорош. Как только выезжаешь на "Капчагайку", чувствуется, как плавно и уверенно этот малыш набирает скорость. Можно часами ехать под 100 километров в час и не чувствовать усталости.

Внутри Golf продуман до мельчайших деталей. Скрытые места для хранения мелочи, подстаканники, карманы в дверях, лоток для очков - все добавляет удобства. Все, кроме бардачка. Он истошно будет у вас скрипеть - у всех скрипит...

Golf 4 / Фото: bobreshov

При этом сильной стороной "гольфа" является именно его интерьер и комфорт. Каждый, кто садится в этот автомобиль, сразу же ощущает, что здесь все сделано с заботой о водителе. Сиденья не только удобные, но и с хорошей поддержкой. Панель приборов проста и понятна. Элементы управления продуманы, и, несмотря на некоторые неудобства с кнопками на магнитофоне, в целом ездить на этом автомобиле - наслаждение. Конечно, если вы выберете трехдверную модель, доступ для задних пассажиров будет не самым удобным, но вас, как водителя, это сильно волновать не должно.

Каково водить Golf 4? Управление у него не самое острое, хотя именно этого ты ждешь от горячего хэтчбека. Однако это не делает его менее желанным. Он идеален для тех, кто хочет автомобиль, который будет спокойно и уверенно вести по дороге, а не заставлять вас нервничать на каждом повороте.

Тут есть плавность хода, отсутствие лишних шумов и мягкость подвески. Даже безопасность в Golf 4 на достойном уровне для своего времени. В 1998 году у него было четыре звезды по Euro NCAP. Самостоятельно проводить дорожные тесты по этому поводу, конечно, настоятельно не советую.

Если подвести промежуточный итог, то Golf Mk4 идеален для тех, кому нужна машина на долгие годы. Это "японец" среди немцев, который ведет себя как самая надежная Toyota. А еще "гольф" не требует много денег, даже если решил сломаться.

Кстати, о поломках.

Галопом пробежимся по рынку и ценам, а затем расскажем о проблемах Golf Mk4, список которых мы составили по отзывам автовладельцев.

Golf 4 / Фото: bobreshov

Сколько стоит Golf 4?

Все, что вам нужно знать о вторичном рынке Golf 4: даже если вы возьмете подстреленный вариант - его очень быстро на колеса, и он поедет. Тот редкий случай, когда выбирать машину можно без подборщика, ориентируясь на свое чутье. Присмотритесь, прокатитесь. Если у "четверки" есть серьезные проблемы – она их покажет сразу.

Что касается цен: разброс большой от 1997 до 2005 года – это просто нужно принять. На рынке (на момент подготовки материала) было 304 экземпляра. И что самое смешное: встретилась пара машин за полтора миллиона на механике, которые можно просто взять и добить (а он все равно будет стараться жить).

3 миллиона – золотой бюджет. За эти деньги владельцам даже стыдно продавать отжатые машины. Они нехотя, но их обслуживали, а значит, тачки еще способны долго наматывать километры.

Самые сочные "четверки" не дотягивают даже до 4 миллионов тенге. Понимаете? Не машина, а бриллиант для начинающего или непривередливого водителя. А что самое удивительное: Golf умеет дарить эмоции за мало денег – это и сделало его культовым. Дальше о проблемах.

Отказ вентиляторов охлаждения на Golf 4

На одном из тематических форумов мы нашли очень активную тему с жалобами владельцев на вентиляторы охлаждения, которые отказываются работать при включенном кондиционере. Топикстартер заметил, что, когда он стоял в пробке, температурная стрелка стремительно поползла вверх, но вентиляторы, которые должны были исправить ситуацию, не реагировали.

В результате диагностики выяснилось, что был виноват низкоскоростной резистор в двигателях вентиляторов, который вышел из строя. Кстати, проверить вентиляторы очень просто: запускаете двигатель, включаете кондиционер и наблюдаете за работой. Если они остаются неподвижными или начинают работать с перебоями – "приехали, наша остановка".

Golf 4 / Фото: bobreshov

Дворники, которые не выходят на работу в дождь

Свежую "болячку" у Mk4 удалось найти в telegram-сообществе. Там была в подробностях описана работа заедающих стеклоочистителей, которые начинали сбоить именно в дождь (тогда, когда они нужны). Соклубники поделились с владельцем двумя способами решения проблемы.

Первый вариант - для более опытных и смелых: это снять весь механизм, разобрать его, очистить от коррозии, покрасить детали, смазать, а затем собрать и установить все обратно. Конечно, процесс требует терпения и навыков, но если вы любите ремонтировать машину своими руками, это может быть интересным и экономным решением, которое работает. Второй способ: просто заменить весь механизм стеклоочистителей.

Это избавит вас от дополнительных хлопот, но кошелек может прийти в тихий шок от цен на новую деталь.

Шланг омывателя заднего стекла Mk4 Golf

Еще одна типичная проблема, судя по количеству веток на форумах. Как мы поняли, шланг омывателя, ведущий к форсунке заднего стекла, любит соскакивать с посадочного места и заливать все вокруг.

Чаще всего он лопается или соскакивает около бачка омывателя. В этом случае его достаточно вставить обратно. Однако если шланг даст течь в стойке автомобиля или под обшивкой крыши (а именно так это часто и происходит), то обстановка начинает накаляться.

Golf 4 / Фото: bobreshov

Омывайка вероломно протекает на светлый потолок и чертит там голубые разводы, которые совсем не похожи на алматинское небо. После устранения неисправности вам гарантированно потребуется химчистка салона.

Холостой ход на турбовых Mk4 1,8

С ним есть проблемы, и встречается неисправность часто. Ее описывают в бортовых журналах, на форумах и в telegram-каналах. Один из владельцев "нарисовал" картину так:

"Машина начинает издавать странные звуки, будто мешок с гаечными ключами упал с лестницы".

После того как он заменил или почистил датчик массового расхода воздуха, звук не исчез, а холостой ход продолжил плавать. Тут ему посоветовали проверить катушки зажигания, мотивируя это тем, что на моделях, выпущенных после 2001 года, они довольно часто выходят из строя. В итоге так все и произошло. Кроме катушек, владелец также решил поменять и свечи – не зря.

На самом деле ничего критичного в пропусках зажигания нет, но почему-то именно на этих двигателях проблема заявляет о себе особенно громко. Главное: отбросить страхи и "доковылять" до сервиса.

Грохот при ускорении Golf 4

В одном из гольф-клубов нашли интересную историю от владельца Mk4, который описывал истошный грохот машины при наборе скорости. Судя по настроению поста, владелец уже собирался списывать своего железного коня, но зря. Оказалось, что у 4-го "гольфа" очень щуплые передние центральные крепления выхлопной системы. Со временем они лопаются, и начинают появляться пренеприятнейшие звуки.

Диагностируем так: нужно заглушить машину и подождать, пока выхлопная система остынет. Заглядываем под капот и шатаем трубу (выхлопную). С вероятностью в 95 процентов вы услышите тот самый грохот.

Golf 4 / Фото: bobreshov

Проблема решается на усмотрение вашего слесаря. Возможно, он справится обычной сваркой. А если нужно совсем бюджетное решение – поможет обыкновенный хомут. В любом случае эта "страшная" проблема решается за 20 минут без специализированного сервиса.

Очень вялый набор скорости на Golf 4

Еще один владелец "гольфа" поделился на форуме, что его машина начала ускоряться как старый трактор. Причем в гору. О том, чтобы кого-то обогнать, даже речи не было. Опытные "гольфисты" уже знают, что речь пойдет о датчике массового расхода воздуха (он же MAF - Mass Air Flow sensor).

Вскрытие показало, что он был под завязку забит маслом, из-за чего ЭБУ просто не получал нужные данные. После снятия узла и тщательной очитки машина воспряла и снова полетела, словно на крыльях.

Счастье продлилось не больше двух минут. Узел крякнул, и все повторилось. Датчик так давно не чистили, что его воодушевление стало предсмертной конвульсией. Деталь пришлось заменить на контрактную, и машина снова поехала.

Что щелкает в подвеске 4-го Golf?

Есть тысячи веток на форумах с обсуждением этой темы, но тут блеснуть опытом может даже ваш покорный слуга. Ходовка 4-го "гольфа" крайне надежная штука, но вот втулки стабилизатора поперечной устойчивости и втулки на задней оси… это расходник.

Они быстро изнашиваются, появляется люфт, а затем противные щелчки. Особенно истошно они звучат, когда проезжаешь неровности. Кстати, на версиях GTI почти все их сразу меняют на полиуретановые – попробуйте на гражданских версиях.

Golf 4 / Фото: bobreshov

Король-проблема на Golf 4

Найдите любой паблик по 4-му "Гольфу", и вы отыщете там пост о стеклоподъемниках. Все, что вы должны знать: cтеклоподъемник на Mk4 имеет два популярных "пунктика".

Первый: пластиковые зажимы, которые удерживают стекло на месте. Эти маленькие пластиковые штучки рассыпаются от любого завихрения ветра в двери. Если они сломаются – окно не опускается. Разбираем обшивку, меняем зажимы и снова радуемся жизни до их следующей поломки. Не хотите мучаться? Установите альтернативный кит-комплект из металла. Они не ломаются и служат годами.

Второй "пунктик" - трос. Непонятно, как так вышло, но материал, из которого он сделан, сильно хуже бельевых веревок, на которых бабушка развешивала простыни во дворе. Проблема в том, что просто так тросик не меняется. Он идет в сборе с механизмом стеклоподъемника. Возможно, где-то на сервисах уже научились "шаманить" неисправность малой кровью, но мне такие заметки в сети не попадались.

Итог

Содержать 4-й "гольф" в жизнеспособном состоянии - дешево. Содержать 4-й "гольф" в достойном состоянии – тоже дешево. А еще он веселый и компактный. Если вы собрались учить вождению кого-то из членов своей семьи, то это просто изумительный вариант для старта.

Ранее мы рассказывали, чем "болеют" Mitsubishi Pajero 3-го поколения и Renault Duster 1-го поколения