27 октября 2021 | 16:37

Город парадоксов. Здесь читают "1984" и Абая

Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в городе Абае (Карагандинская область) и открыли для себя целый мир удивительных историй.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в городе Абае (Карагандинская область) и открыли для себя целый мир удивительных историй.

"О каких парадоксах вы говорите?" - возможно, спросят нас читатели, и мы начнем перечислять. Во-первых, город этот хоть и носит имя великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, но при этом имеет мало с ним общего. Как известно, Абай родился на востоке страны. Мы бывали на его родине два года назад, там сейчас находятся дом-музей Абая и его мавзолей, а рядом есть село Карааул (Қарауыл), которое не то благодаря соседству с мавзолеем, не то благодаря щедрым спонсорам превратилось в самый настоящий рай: и летний кинотеатр там есть, и бассейн со спорткомплексом имеется; говорят, в ауле том даже делают собственное мороженое. А те, кто однажды увидел, как в вечернее время светится этот поселок, восклицают: у вас днем Абай, а ночью - Дубай!

Но мы отвлеклись. Перенесемся в другую часть Казахстана - в Карагандинскую область. Здесь, неподалеку от областного центра, есть городок, который называется Абай.

И следующий парадокс заключается в том, что город получил имя великого Абая еще в советское время, в далеком 1961 году, а до того это был рабочий поселок Чурубай-Нура (Шерубай-Нұра).

"Одна из версий, почему город получил имя Абая, связана с тем, что в 1960 году в Казахстане отмечали 115-летие Абая Кунанбаева, и руководством было принято решение назвать наш рабочий поселок его именем", - поясняют нам в местном музее.

Прежде чем мы откроем для себя очередной парадокс этого города, давайте же пройдемся по его улицам и заглянем во дворы. И по уже сложившейся традиции начнем мы не с центра.

При въезде в город нас встречают два дома, судя по всему, построенных не так давно.

Рядом продолжается стройка нового жилья, а далее перед нами открывается микрорайон из старых пятиэтажек.

Мы сразу обращаем внимание, что в первой пятиэтажке один подъезд нежилой, вроде как заброшенный, зато весь остальной дом заселен, в окнах горит свет, и вернувшиеся с работы люди наверняка сейчас ужинают, общаются в уютном семейном кругу, пересказывая друг другу о том, что случилось за целый день.

Во дворе мы замечаем старые обшарпанные детские качели, которые при свете полной луны настраивают на разговор про нелегкие девяностые.

"В девяностых здесь было тяжко, очень много было разбитых домов. Мы жили в третьем микрорайоне, "китайская стена" у нас дом назывался. Микрорайоны все рушились, в домах ни окон, ни дверей не было, нам пришлось купить квартиру в центре, потому что было уже страшновато. И буквально через два месяца после того, как мы уехали, дом полностью разрушился", - вспоминает местная жительница Ирина.

Наши постоянные читатели уже с ней знакомы по репортажу про Абайскую швейную фабрику. Ирина вместе со своим мужем Нурханом в настоящее время восстанавливают это предприятие.

"Сейчас получше, чем в девяностых. Тогда разруха была. Здесь неподалеку целый квартал стоял, там девять домов было, в 2013 году все снесли, потому что они уже в аварийном состоянии были", - рассказывает нам другой местный житель Александр.

"Для школьников бы каких-то секций побольше, а то не хватает, и детских садов тоже не хватает у нас катастрофически, деток много, а садов мало", - говорит о дне сегодняшнем его супруга Регина.

"Секций мало, - соглашается Александр. - Почему-то больше строится заведений, где продается алкоголь, а хотелось бы, чтобы больше спортивного строилось, меньше вот этих магазинов всяких, а больше - для детей".

Посреди жилого массива находим футбольное поле. Выглядит оно весьма печально: покрытие скаталось, сетка ограждения местами порвана, кругом раскидан мусор.

"Несколько лет назад постелили это покрытие, делали это в снег, и оно практически сразу так завернулось. Нам сказали, что вот такие подрядчики вам попались, но ведь деньги-то проплатили кому-то", - рассуждают местные жители.

Впрочем, другие наши собеседники считают, что дело не в погодных условиях, а в эксплуатации. "Это же все от людей зависит", - выразила мнение соседка.

Со двора в город ведет тропинка. Люди уверяют, сколько бы они ни обращались в администрацию, никак не могут добиться того, чтобы здесь им сделали нормальный асфальт и провели освещение.

"Дети идут со школы, а здесь, когда дождь, болото, грязь и слякоть. А еще это самое темное место. Окраина никому не нужна", - говорят местные.

"Работы хватает, но в основном заработки не такие, как в Астане или Караганде. Кто на вахту ездит, кто здесь работает, но предприятий-то таких нет, шахта только работает одна", - рассуждает пенсионер, который в прошлом был шахтером.

"Вот я работаю статистом в акимате, у меня зарплата меньше 60 тысяч, а нагрузка очень большая", - подтверждает его слова другая местная жительница.

Вместе с тем пенсионер отмечает, что на шахте сегодня можно заработать до полумиллиона тенге.

"Полмиллиона получают проходчики, комбайнеры, начальники. А простой рабочий по третьему разряду 300-350 тысяч. Это потолок, и то при хорошем раскладе", - говорит нам еще один местный.

Однако он отмечает: чтобы работать проходчиком, надо иметь здоровье, быть крепким физически. Так что если кто-то из шахтеров и зарабатывает полмиллиона, то достаются они ему кровью и потом, говорят люди.

Из потемок микрорайонов мы выходим на главный проспект. Вечером здесь особенно много молодежи.

Этого парня зовут Сергей, фамилия - Серик.

"Вы, наверное, наполовину казах?" - предположили мы.

"Нет, я русский", - заулыбался он.

"У вас фамилия как будто казахская", - пришли в некоторое замешательство мы (видать, сказался тот факт, что мы были еще под впечатлением от посещения местного ДЮСШ, где когда-то тренировался боксер Серик Сапиев - подробнее здесь).

"Все говорят, что фамилия казахская, но на самом деле она русская", - говорит Сергей Евгеньевич Серик. И наверное, этот момент тоже в каком-то смысле можно отнести к парадоксам Абая.

Сам он музыкант, уже записал собственный альбом, выложил его в сеть и теперь мечтает выступить на большом концерте.

А это ученица девятого класса Ксения, она хочет стать парикмахером. Вообще, ей, конечно, хотелось бы жить в городе побольше, где есть широкий спектр возможностей, но в то же время она любит Абай за то, что здесь не так много машин, из-за чего здесь легче дышится.

При свете дня город Абай играет совсем другими красками.

Старенькие двухэтажки в осенней листве создают непередаваемое чувство уюта.

И тут можно понять старшеклассницу Амину, которая признается в любви к своему маленькому спокойному городку.

"Когда я заезжаю в Абай, то чувствую, что это мое, это мой дом, я хожу по улицам и знаю каждого человека. Мне кажется, это очень круто по сравнению с большими городами, где никого не знаешь", - рассуждает она. Амина также уже знакома нашим читателям по репортажу о местной школе бокса, девушка уже шесть лет тренируется в легендарной ДЮСШ.

По всей видимости, любовь к спорту у абайцев в крови.

В одном из дворов двухэтажек мы обнаружили группу парней, которые выделывали разные трюки на самодельной воркаут-площадке.

Старенький двор, из портативной колонки звучит музыка, тинейджеры лихо кружатся на турнике и приземляются на разложенные матрасы. Вот такой вот дворовой воркаут.

"Да у нас просто турник спилили там, где мы занимались, вот мы и решили здесь построить, во дворе", - говорит один из ребят.

"Соревнований по воркауту не хватает", - подхватывает другой.

"Не хватает футбольного поля в нашем квартале", - замечает еще один.

В глаза бросается надпись "Спорт" на одном из гаражей.

На кадрах снизу одна из школ Абая.

На первый взгляд, ничего необычного. Но стоит вам пообщаться с учителями, и вы узнаете много интересного.

Так, педагог по русскому языку и литературе Татьяна Дудкина рассказала нам, что сейчас учащиеся все больше проявляют интерес к чтению. Например, старшеклассники интересуются романами-антиутопиями "Мы" Замятина и "1984" Оруэлла.

Вообще, школа маленького города - это тоже отдельный мир, в который если погружаться, то можно отыскать немало интересных историй. 

Здесь нередки случаи, когда вчерашние девочки с косичками, которые сидели за партами и слушали педагогов, теперь сами работают в родной школе учителями. Одна из них учитель математики Гульнар Турекулова.

В местном литературно-мемориальном музее рядом с материалами, посвященными жизни и творчеству великого Абая, есть уголок, сообщающий об одном трагическом событии, произошедшем в городе Абае в 2008 году.

Это авария на местной шахте, которая унесла жизни 30 шахтеров.

По дороге на ту самую шахту есть мемориал, где увековечены имена погибших.

На саму шахту в вечернее время открывается невероятный вид.

Только из-за этого пейзажа стоит приехать в Абай. Вокруг тишина, камыши и вода.

Стоишь на берегу, смотришь на шахту и думаешь: а ведь сейчас под землей, наверное, кипит работа, шахтеры продолжают добывать уголь. Такой же уголь, какой в эти промозглые осенние вечера в том числе через ТЭЦ согревает дома. Возможно, наши с вами дома. Вот такой вот парадокс.

Читайте также:

"Хорошие боксеры по носу не получают". Легендарная Абайская школа бокса

Они попробовали, и у них получилось. Муж и жена возрождают легендарную Абайскую фабрику

Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная