Это место, где живут поколениями. Репортаж из поселка Боралдай
Тот, кто хотел, уехал еще в 90-е, говорят нам жители, а те, кто остались, любят свой край, работают здесь и никуда не хотят переезжать. В поселке, о котором мы сегодня расскажем, развито малое предпринимательство, есть своя железнодорожная станция и даже собственный аэропорт. И, наверное, репортаж про это место можно сделать многосерийным. Корреспонденты Tengrinews.kz попробуют начать, а читателям мы предлагаем в комментариях продолжить и написать свои истории. Итак, на этот раз речь пойдет о поселке городского типа Боралдай, который относится к Илийскому району Алматинской области, а один из его микрорайонов - Автобаза - к Алматы.
И первый человек, с которым мы хотели бы вас познакомить, - это Алла Тимофеевна Дегтярева. Сейчас ей 85, она по-прежнему бодра и мегаобаятельна. В этом поселке ее знают многие. По профессии наша героиня - педагог с более полувековым педагогическим стажем, она преподавала русский язык и литературу нескольким поколениям. И знает поселок таким, каким его мало кто помнит.
"Мы сюда переехали из Оренбургской области в 1947 году, - начинает свой рассказ Алла Тимофеевна. - Тогда здесь было много немцев, чеченцев. Потом они все уехали".
"У многих тогда было личное хозяйство, коровы, и причем вскормлены они были без всяких антибиотиков, и молоко все пили немагазинное. От улицы Гагарина до нашей дороги (улица Школьная - прим. авт.) были огороды, здесь росла кукуруза, люди выращивали ее, чтобы не умереть с голоду, потому что было послевоенное время. Я хорошо помню, как шли в школу через поле.
Очень вкусный хлеб пекла пекарня, которая на кирпичном заводе была. Когда мы ехали к родственникам в Алматы, то обязательно им везли огромный каравай этого хлеба. Булка была такая, что ее легко можно было сжать, а потом она опять поднималась, да с молоком ее - вкуснее ничего не придумаешь!
Поначалу по карточкам продовольствие закупали, а потом их отменили, и после отмены было трудно, потому что тогда хоть и 400 граммов хлеба, но они были гарантированы, а теперь, чтобы купить булку, надо было ее где-то искать".
"Но самое интересное, что наш поселок был очень тихий, спокойный, можно было в любое время идти и ничего не бояться. У нас тогда не было ни одного забора металлического, был только штакетник, все цветы наружу, идешь на работу - со всеми здороваешься, мы будто жили все вместе.
На нашей улице жила одна очень интересная семья Каламбаевых. Тогда телевизоров и вот этих вот ваших (показывает на смартфон - прим. авт.) не было, вместо этого были книги. И было у нас еще одно развлечение - вечером мы буквально заслушивались игрой Каламбаева на домбре. Сам он работал на кирпичном, а каждый вечер играл на домбре. Вот этого количества машин тоже не было, у нас была деревенская атмосфера - тишина и домбра, и мы точно упивались ей, эта музыка нас завораживала. А еще на Гагарина была аллея тополиная, там росли тополи вековые, и между ними арык бежал, так вот эта музыка арыка и вечно шепчущихся о чем-то тополей - это главная картина моего детства, именно бурундайского".
"Промышленные предприятия были, хотя это было трудное время. Автобаза функционировала, кирпичный завод, позже был мраморный завод, очень хорошо работал сахарный завод, его эвакуировали во время войны с Украины вместе со специалистами. Потом все стало исчезать, говорят, только в мраморном какой-то цех еще работает.
Но самая большая для нас трагедия - это когда перестал работать сахарный завод. Во-первых, столько людей остались без работы, а во-вторых, нам всем было настолько больно, ведь это наша "кровь", всех тех, кто долго живет в Бурундае. Теперь свеклы нет, раньше свеклу здесь выращивали, сахар какой угодно, но только не местный, а было все свое".
Фото: сбор свеклы, школа № 79, из архива Асем Абдуллиной
Чуть позже мы запечатлели то место, где находилось легендарное предприятие.
А за забором на его территории, говорят, сейчас строят школу.
Но вернемся к разговору с Аллой Тимофеевной. Мы поинтересовались, какие раньше здесь были постройки.
"Когда мы с мамой сюда переехали, то жили в бараке, но в отдельной комнате, и таких бараков было несколько на территории кирпичного завода. Государство помогало строить дома. Например, машина кирпича нашего завода с доставкой стоила 3 рубля, для того времени это было не даром, но в то же время всем доступно. Потом благополучно стали раздавать участки на нашей улице, затем улица Ломоносова создалась, строили все одновременно, было интересное время, возле каждого дома лежал кирпич".
Как нам скажет еще одна местная жительница Асем, в те годы строили на века. В качестве примера потом она покажет один из таких симпатичных домиков.
А пока Алла Тимофеевна занимается огородом, мы продолжаем ее расспрашивать об атмосфере того времени.
"Тогда как-то все вместе были, общая беда - война - она сплачивала людей. Я помню, к нам эвакуировали группу женщин, и мы, вся деревня, помогали им выжить: кто банку молока даст, кто десяток яиц. А у одной женщины, когда ее вывозили, в чемодане оказалось все ненужное, она осталась практически без ничего, и все ей помогали. А еще мы понятия не имели, кто такие бомжи, что они могут быть в нашей стране, ни одного бродяги не было. Простому человеку была дана возможность выжить - работа была, цены копеечные. 14 рублей на семью из двух человек вполне на неделю хватало - это и мясо, и колбаса, и молоко, и масло, в общем, все".
И напоследок мы не могли не спросить про современное образование, что с ним не так, и как это можно изменить.
"Вот эти телефоны, кнопки, готовые ответы на вопросы - так нельзя. А особенно эти полтора года онлайн - это вообще безумие. Нужно, чтобы было постепенное познание предмета, тренировки. Возьмите учебники современные, там же нет ничего закрепляющего. Например, изучается бессоюзное предложение, и дается все, кроме упражнений на запятые. Вот я сейчас вас спрошу: как определить твердые и мягкие согласные звуки, кроме мягкого знака. Это же пятый класс был, фонетика, и тогда мы закрепляли, и всякие игры были. А сейчас во втором классе дают это как факт, найди и напиши. Куда бежать, зачем бежать?"
Фото: выпускной 1986 года, школа № 79, из архива Асем Абдуллиной
"А что поколению молодому посоветуете?" - спрашиваем.
"Мой совет - любить свое дело, помните горьковское знаменитое: труд без удовольствия - это рабство. И ни в коем случае не доводить себя до того, что материальное - это главное. Как только деньги возьмут вас, душа сходит на нет. Как угодно можно устраивать дискуссии на эту тему, но с этим никак не поспоришь. Еще никак не доказано, что забота о материальном делает человека счастливым".
Еще одну очаровательную нашу героиню зовут Асем Абдуллина. История ее семьи, связанная с Боралдаем, началась еще в 1936 году, сам же поселок был основан в 1929 году.
"Моих прабабушку и прадедушку отправили сюда из Восточного Казахстана по распределению. Они приехали на двух лошадях, кибитке, с детьми. В дороге многие дети умерли, кто-то потерялся. Наш прадедушка построил тут землянку, работал в сфере продовольствия. В 1941 году его призвали на войну, и моя прабабушка осталась с пятью детьми. В 1942 году пришло известие, что он погиб. Тогда чтобы как-то прокормить детей, по ночам женщины закрывали дома, выходили и собирали колосья на пшеничном поле, которое было в сторону КазЦИКа, перемалывали муку, и утром горячие лепешки уже ждали детей. А днем они работали на производстве. Такие сильные люди были в то время".
Фото: праздник 1 мая, стадион поселка Боралдай, мама и бабушка Асем, из архива Асем Абдуллиной
"В Бурундае в военные годы было только пять семей казахов, в том числе и наша семья. Они очень тесно общались между собой и друг друга поддерживали. Все остались в Бурундае, никто никуда не переезжал, это наш родной любимый край, мой сын - это пятое поколение".
Фото: слева направо Алена, Асем, Людмила
Познакомились мы еще с Людмилой и Аленой. Они неравнодушные жители, которые уже давно живут в поселке и очень его любят. Мы попросили их рассказать о проблемах, которые волнуют людей сегодня.
"Дороги асфальтируют, но хотелось бы, чтобы качественно, чтобы ям не было. А еще нет автобуса до Водника, люди на такси ездят, а это накладно, хотя там сейчас все магазины, центр. И освещение есть не везде, например, Черемушки и Автобаза страдают без света, на улице Шоканова".
"С приходом нашего акима ситуация стала меняться в лучшую сторону, он хозяйственник, - добавляет Асем. - Но полиция не справляется, по неофициальным данным, здесь проживает 50 тысяч людей, много приезжих, очень много воровства, где что плохо лежит, все берут. А еще у нас КСК посокращали, нет дворников, нет людей, которые могли бы залатать крышу, если в квартире что-то протекло, вызываешь за свой счет, то есть в какой-то мере нам не хватает Советского Союза. Этот капитализм привел к тому, что простой народ страдает".
"Детские площадки для маленьких деток совсем устарели, и еще хотим, чтобы на наш поселок обратили внимание зоозащитники, нам нужен приют для бездомных животных. А что касается мусора, то здесь люди сами виноваты, чистота в поселке зависит от нас самих".
Еще Асем нам рассказала о проблеме захоронений.
"У нас два кладбища. Одно кладбище в районе 71-го разъезда - совмещенное, а ведь все знают, что мусульманское с христианским нельзя совмещать. И когда я несколько лет назад ездила туда с нашим муллой, он был в шоке, ведь так нельзя. Такое было раньше, всех рядом хоронили, но раньше атеизм был. Другое кладбище - христианское - уже переполнено, мест нет, людей хоронят ближе к дороге".
В этом репортаже мы пошли на эксперимент и договорились с местным пабликом @boraldai.news, что проведем опрос, по результатам которого станет ясно, что в первую очередь хотят поменять жители в родном поселке. И вот, какие итоги мы подвели: на первом месте идут дороги, об этой проблеме указал почти каждый участник. На втором месте - освещение. Далее - вода, пробки, экология и все то, о чем говорили наши героини. Кто-то пожаловался на подвыпивших мужчин, а кто-то написал, что хотел бы, чтобы люди поменяли отношение друг к другу.
Надеемся, что последний пункт без труда исправят сами жители, а вот на все предыдущие обратят внимание местные власти.
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев