ПОДЕЛИТЬСЯ
28 июня 2018 | 10:30
По ту сторону границы. Как живет российское село с казахским названием Кулунда
"Вы случайно не террористы?" - застает нас врасплох своим вопросом жительница приграничного российского села Кулунда, увидев, как мы фотографируем местные дома. "Нет, мы журналисты", - честно признаемся мы, не сдерживая улыбки от того, что ответили в рифму. Кулундинский район Алтайского края Российской Федерации граничит с Павлодарской областью. И на первый взгляд, когда переезжаешь пост и оказываешься в этом населенном пункте, кажется, что каких-то больших отличий от казахстанских поселков здесь нет. Но те жители Кулунды, с которыми нам удалось пообщаться, кое-какие особенности жизни в РФ и РК для себя отмечают. Впрочем, если неторопливо прогуляться по поселку, то можно заметить некоторые примечательные детали. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов съездили за границу на междугороднем автобусе в российское село с казахским названием Кулунда.
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Вы случайно не террористы?" - застает нас врасплох своим вопросом жительница приграничного российского села Кулунда, увидев, как мы фотографируем местные дома. "Нет, мы журналисты", - честно признаемся мы, не сдерживая улыбки от того, что ответили в рифму. Кулундинский район Алтайского края Российской Федерации граничит с Павлодарской областью. И на первый взгляд, когда переезжаешь пост и оказываешься в этом населенном пункте, кажется, что каких-то больших отличий от казахстанских поселков здесь нет. Но те жители Кулунды, с которыми нам удалось пообщаться, кое-какие особенности жизни в РФ и РК для себя отмечают. Впрочем, если неторопливо прогуляться по поселку, то можно заметить некоторые примечательные детали. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов съездили за границу на междугороднем автобусе в российское село с казахским названием Кулунда.
Расстояние от областного центра Павлодарской области до Кулунды, согласно картам, всего 140 километров. В это приграничное село Алтайского края мы отправляемся с павлодарского автовокзала на автобусе.
Те же карты Google показывают время в пути - около двух часов. На деле все оказывается дольше, ведь преодолеть нужно сразу две границы - российскую и казахстанскую, то есть два раза нужно пройти одну и ту же процедуру: сначала казахстанский пограничник зайдет в салон автобуса, пересчитает пассажиров; потом людей попросят с вещами на выход; далее все дружно выстроятся в очередь на паспортный контроль; и только после того, как все пассажиры расскажут о цели своего визита в соседнюю страну, их снова запустят в автобус. Правда, через какое-то время все то же самое повторится, но уже с участием российских пограничников.
Главное развлечение в поездке - просмотр российских сериалов.
Пассажиры этого автобуса отправились в город Славгород, а мы, едва заехав на территорию РФ, сошли в селе Кулунда.
Надо признать, что первые впечатления от этого населенного пункта были очень позитивными. Это парк, примыкающий к вокзалу.
Кулунда в прошлом году отпраздновала свой 100-летний юбилей.
Согласно данным Википедии, этот поселок был основан в 1917 году после строительства железной дороги.
Собственно, отвечая на вопрос о главной достопримечательности Кулунды, местные жители указывают на железнодорожный вокзал.
Чуть позже местная молодежь нам подскажет, что вокзал этот примечателен не только своим симпатичным внешним видом, но и тем, что здесь есть бесплатный Wi-Fi.
"Казахстан живет лучше, чем Россия, - говорит Светлана Ивановна. - Мы все время туда ездили, и при советской власти мы туда к вам тоже ездили за всем".
Женщина убеждена, что в советское время жилось лучше. "Раньше у нас здесь знаете, сколько предприятий было, а сейчас люди здесь в основном индивидуальные предприниматели", - рассуждает она (подробно о действующих производствах можно почитать в отчете главы Кулундинского района).
"В Советское время, конечно, было лучше, и не только в Кулунде. Вот сейчас у меня внучка окончила вуз и нигде не может устроиться. Сначала говорили: мы вас не можем на работу взять, потому что у вас диплома нет. Получила диплом, а теперь говорят: мы вас не можем на работу взять, потому что у вас нет стажа работы. А где у нее будет стаж, если ее никто не берет на работу?" - вопрошает наша собеседница.
"Я бы, например, если бы жила в Казахстане, в Россию бы не поехала", - отмечает Светлана Ивановна, имея в виду не столько разницу между жизнью там и здесь, сколько пословицу: где родился - там пригодился. "Надо там пускать корни, где ты нужен, не надо ни Германий, ни Израилей - ничего. Надо жить в своей стране, ее поддерживать. А если мы все разъедемся, то придем к тому, извините за выражение, когда останутся один лысый, а другой алкаш. Вот даже взять нашу Кулунду, вроде благоустраиваемся, но находятся у нас варвары, которые это все уничтожают", - говорит женщина.
"Я считаю, так: если мы сами не захотим, чтобы мы жили лучше, оттуда нам никто ничего не даст и не пришлет, и будем жить так, как при царях жили - холопы и барины", - заключает наша собеседница.
В центре Кулунды нельзя не заметить памятник Ленину.
На первый взгляд ничего особенного - скульптуры Владимиру Ильичу до сих пор стоят и во многих казахстанских поселках. Но примечательное здесь не сама фигура, а надпись.
Табличка на памятнике гласит: "Основатель первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян".
Неподалеку отсюда есть целая комната с портретами Ленина и других исторических личностей.
Этот уголок в местном музее посвящен советскому руководителю Кулунды - первому секретарю райкома партии Хоменко.
Билет в местный музей стоит 15 рублей для взрослых и 10 для детей.
Как рассказала нам работник музея, они очень дружны с коллегами из казахстанского села Шарбакты (прежнее название - Щербакты). "А вы не были в музее в Щербактах? У вас там богаче все гораздо, и к культуре относятся очень шикарно. На днях они привезут свою выставку и будут даже дефиле показывать, здорово очень все", - говорят нам сотрудники кулундинского музея.
"Кулунда" переводится с казахского как "жеребенок в траве, жеребенок в степи", - сообщила нам музейный работник. Всего в селе сейчас живут 14 512 человек.
Центр Кулунды выглядит очень опрятно. В общем-то, даже и не скажешь, что это село. Так и хочется это место назвать городом. Впрочем, в какие-то годы этот населенный пункт действительно являлся поселком городского типа.
"У нас и фонтаны есть", - говорит местная жительница Камила Ауппаева (на нижнем фото слева; справа - ее подруга - Василина Евтушенко).
Родилась Камила в приграничном казахстанском селе Алексеевка. "Алексеевка от российской границы расположена в семи километрах. То есть это уже Казахстан, но там ловит еще связь российская - "Мегафон". У меня там родственники, часто они сюда приезжают или мы к ним ездим", - рассказывает Ауппаева. Девушка из интернациональной семьи: мама русская, папа казах.
"Люди у нас здесь живут дружно, всегда помогают, ведь кулундинские все друг друга знают", - говорят девушки.
Как и положено на селе, одно из самых популярных средств передвижения здесь - велосипед.
Из общей архитектуры Кулунды выделяются деревянные двухэтажные дома, как выяснилось, построенные в начале 50-х годов прошлого века.
Во дворах этих домов царит какая-то своя уютная атмосфера.
Как рассказала нам местная жительница, владельцы квартир сами занимались благоустройством территории.
"Вот этот стол я себе специально сделала", - говорит Зинаида Александровна.
Правда, женщина призналась, что живется ей на самом деле нелегко. "Зарплата 3 000 (рублей) у меня, работаю техничкой. В месяц 3 000 - да разве на них можно прожить?! Как бы мне до Путина дозвониться, чтобы ему объяснить, вот эту ситуацию. Я в один год на прямую линию уже звонила, но мой разговор не попал туда", - говорит она.
Зинаида Александровна говорит, что 19 лет проработала на железнодорожном вокзале, потом попала под сокращение, ее перевели в другую организацию, где она проработала еще три года. "Знаете, жизнь - херня, бывает даже и вешаться охота, даже на хлеб нет денег", - отмечает она.
"Я ходила (в местную администрацию), говорю, найдите мне работу, чтобы я работала, я, говорю, не алкашка. Ну, а где здесь? Пока ничего", - рассказывает наша собеседница.
Стоит отметить, что, по данным главы Кулундинского района, за 2017 год в местный Центр занятости населения обратилось 1 704 человека, из которых было трудоустроено 1 477 граждан. Уровень безработицы в районе на первое января 2018-го составил 2,5 процента, или 300 безработных граждан.
А еще на днях внука Зинаиды Александровны укусила бродячая собака и он попал в больницу. "Напишите, что я мало денег получаю. А еще сфотографируйте помойки. Напишите, как можно жить, это же всякая зараза, собаки бегают, целая свора - штук 15 бегают. Может, кто-нибудь что-нибудь предпримет", - обратилась к нам женщина.
Она поинтересовалась, где может прочитать этот репортаж. Мы по обыкновению ответили, что отправим ей ссылку в WhatsApp. "Я же вам говорю, 3 000 зарплата, какой WhatsApp!" - напомнила нам кулундинка.
"В Кулунде живется хорошо, - делится с нами другая местная жительница, попросившая ее не фотографировать. - Если ты живешь в каком-то месте, то ты его любишь, оно тебе близкое, родное, то есть хорошо там, где ты живешь. Вот я живу здесь и здесь хорошее место. Если людей с таким же мнением будет больше, тогда, мне кажется, и все вокруг будет хорошо".
"У нас очень здорово на самом деле, красиво, мне кажется, вообще шикарно. Вот, допустим, иной раз поездишь по другим районам, и думаешь, как же у нас классно. А те, кто говорит, что здесь плохо, они просто никогда нигде не были, им сравнить не с чем", - говорит кулундинка.
"Напишите, что у нас хо-ро-шо. У нас, правда же, хорошо, - сказала наша собеседница и решила добавить. - Коренным городским жителям очень сложно понять, что такое хорошо, потому что хорошо - понятие относительное. Городские могут сказать: боже, какая нищета, чему они радуются? Но для нас это хорошо".
Помимо казахстанского шоколада в магазинах, в Кулунде есть и еще одна, так скажем, достопримечательность, связанная с нашей страной. Но об этом - в одном из следующих репортажей.
Текст: Ренат Ташкинбаев, фото: Турар Казангапов©
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также