На юге Казахстана живет удивительный человек. У него сбылась мечта
Ему 53 года. Он ходит в пальто из прошлого, под вид мундира, с интересными пуговицами. Вообще он любит окружать себя предметами из той эпохи. Но он не из тех коллекционеров, которые просто собирают антиквариат и складируют, как придется. Он вводит эти вещи в свою повседневную жизнь. Благодаря этим предметам он как бы создает себе совсем другую реальность. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов приехали в Туркестанскую область и встретили там счастливого казахстанца. Почему счастливого? А у него сбылась мечта.
В священном для многих людей городе Туркестане, или, как еще говорят, в духовной столице тюркоязычных стран, помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави есть еще одно примечательное место.
Это вокзал. Он построен 110 лет назад. С тех пор здесь, конечно, проводилась кое-какая реконструкция, но в целом он такой, каким его ввели в эксплуатацию в 1909 году.
Сохранилась бронзовая люстра.
Настенная роспись.
Внутреннее убранство.
А также звериные головы на ручках дверей, они те же самые, что и в начале XX века.
Этот вокзал впечатляет. Особенно непередаваемые чувства появляются, когда солнце проходит сквозь высокие окна главного зала.
Но вот до ручки со звериной головой дотронулась мужская рука. Открылась дверь, и перед нами предстал невысокий стройный человек лет пятидесяти в пальто под вид мундира.
Его наряд удачным образом вписывается в интерьер старинного туркестанского вокзала, даже кажется, что дело происходит в далеком прошлом.
Рядом с вокзалом есть еще одно здание - локомотивное депо Туркестана.
Человек в мундире подходит к старинному столбу, на котором расположен такой же старинный телефонный аппарат. Берет трубку и подносит к уху.
Затем он глядит на старые четырехсторонние часы, расположенные напротив.
Повесив трубку телефона, он взбирается в кабину черного паровоза.
Это напоминает какой-то фильм.
Но перед нами не актер. А директор локомотивного депо Туркестана, почетный железнодорожник Максут Идрисович Искендиров. Дело в том, что он настолько влюблен в поезда и железную дорогу, что просто живет всем этим.
Несколько лет назад он нашел этот старинный паровоз в Восточно-Казахстанской области и решил пригнать его к себе в депо, чтобы порадовать ветеранов-железнодорожников.
Паровоз, говорит он, привезли в Туркестан своим ходом. На это потребовалось 17 дней.
Сначала директор хотел покрасить его в золотой, но ветераны попросили его выкрасить в тот цвет, какой был, когда они на нем ездили.
Чтобы загнать паровоз на территорию локомотивного депо, Искендиров с коллегами построил железнодорожный путь длиной 800 метров.
Максут Идрисович рассказывает, что буквально горел идеей установить этот паровоз. Днем и ночью, под палящим солнцем они закрепляли 120-тонную махину. В какой-то момент, признается наш герой, ему показалось, что паровоз будто бы ожил. "Я ведь с ним разговаривал, с паровозом", - прищурив глаз, говорит директор депо.
"Путь строили днем и ночью, работали круглые сутки. Потом возникла какая-то трудность, что-то не вписывалось, я упал, поставили башмаки, попытались поднять паровоз еще раз. Вроде бы нормально поставили его, сзади толкаем, а он опять не вписался. В этот момент я снизу смотрю на него, а он как будто больше стал, и вот я тогда говорю ему: "Ты чего? Я для тебя же стараюсь, хочу тебя загнать в свой двор, чтобы ты здесь стоял, возле нас". То есть я разговаривать стал с ним, с паровозом", - вспоминает Максут.
"Наверное, душа есть у этого паровоза?" - предположили мы. "Да, точно", - согласился железнодорожник.
"А вот это водозаборные башни, я их из Оренбурга привез. Они рабочие. Им больше века. Часы на столбе я привез из Стамбула. Телефон у антиквара купил, раковину сделал сам", - продолжает экскурсию наш собеседник.
Паровозы, тепловозы и все, что связано с поездами, - это все волнует Искендирова с детства.
В пятом классе, идя с семьей в баню, он впервые увидел тепловоз и машинистов. С того самого момента его мир больше не был прежним.
Картина и фотографии в локомотивном депо Туркестана.
"В 1974 году это было. Смотрю, выходят трое машинистов в фуражках, все такие красивые, один из них подает сигнал: ту-тууу, - рассказывает Максут Идрисович, делая характерный жест рукой, показывая, как именно подавался сигнал. - Я рот открыл от удивления, в тот момент мне ужасно захотелось стать машинистом".
С того самого дня он начал коллекционировать марки с паровозами и тепловозами. Собрал всю коллекцию. Его отец хотел, чтобы он пошел по его стопам и стал учителем, но, когда он понял, что сын его горит желанием пойти в машинисты, стал сам приносить ему вырезки из газет, где что-либо говорилось про железную дорогу и поезда.
Мечта пятиклассника воплотилась в жизнь, он стал сначала помощником машиниста, потом машинистом и вот сейчас возглавляет локомотивное депо. Максуту Идрисовичу 53 года, у него четверо детей. Младшему сыну сейчас шесть, и железная дорога ему нравится.
Кстати, те самые марки, которые коллекционировал юный Искендиров, сейчас лежат в его кабинете. Вместе с ними здесь можно найти различные фигурки поездов в миниатюре, да и просто вещи в, так скажем, винтажном стиле: патефон, старинный телефон, музыкальная шкатулка.
На входе в кабинет железная дорога из конструктора "Лего" - подарок от учителя, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. В самом кабинете еще один поезд - этот привезен из Ирана.
"Эта форма вообще у железнодорожников раньше была, в советское время", - сказал Максут, видя, что нас заинтересовали пуговицы на его кителе.
На верхнем фото справа - пуговица на мундире Искендирова.
В депо есть музей. Здесь вся история локомотивного депо Туркестана.
Есть список всех директоров. "Я двадцатый", - замечает Искендиров.
А вот фото сотрудников депо во времена строительства первой железной дороги через Туркестан в Ташкент в 1903-1905 годах. Эти материалы директор депо нашел в российских архивах.
Всю эту историю наш герой собирает параллельно с основной работой.
А работы у сотрудников, как выяснилось, немало. Наше внимание привлекли лишь несколько отделов.
Вот здесь сдают специальные флешки - это что-то вроде бортового самописца в поезде. Сюда записывается информация о расходе топлива в локомотивах, а также другие данные.
"Это наши черные ящики, как в самолетах, на этой флешке записываются все действия машиниста: сколько дизтоплива, сколько масла, сколько воды расходуется", - поясняет Искендиров.
Здесь же есть стена с именными бирками машинистов. Благодаря этому стенду видно, кто из железнодорожников где находится.
Нас проводят в секретный отдел депо.
"Вот здесь - жизнь машиниста: как он ехал, где остановился, с какой скоростью", - говорит директор локомотивного депо, показывая еще одно подобие черного ящика.
Каждая такая кассета записывает информацию в течение 24 часов, а потом все данные считывают вот эти женщины - инженеры-расшифровщики.
Во дворе локомотивного депо, рядом с тем самым ожившим паровозом, сейчас полным ходом ведутся работы. Это восстанавливают старый вагон. Здесь директор Искендиров хочет сделать действующий ресторан.
"Это простой пригородный вагон, его на металлолом резали, я его купил. Хочу вагон-ресторан сделать для пенсионеров-железнодорожников, кухню обустроить, санузел сделать. Я хочу его сделать под старину, чтобы он напоминал своим интерьером ресторан на "Титанике", чтобы он был такой же классный. Вот через год придете, посмотрите", - говорит он. При этом он признался, что хочет успеть привести в порядок этот вагон уже к 23 февраля, чтобы пригласить в него ветеранов-железнодорожников и попить с ними там чай.
Послышался гудок паровоза. Потом еще один. И еще. Нет, это доносится не с железных дорог Туркестана. Это такой рингтон в телефоне у директора депо. Ну а какая еще мелодия может быть у фаната паровозов - только гудок. Вот уж действительно - дело всей жизни.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©