25 января 2019 | 09:42

На юге Казахстана живет удивительный человек. У него сбылась мечта

Ему 53 года. Он ходит в пальто из прошлого, под вид мундира, с интересными пуговицами. Вообще он любит окружать себя предметами из той эпохи. Но он не из тех коллекционеров, которые просто собирают антиквариат и складируют, как придется. Он вводит эти вещи в свою повседневную жизнь. Благодаря этим предметам он как бы создает себе совсем другую реальность. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов приехали в Туркестанскую область и встретили там счастливого казахстанца. Почему счастливого? А у него сбылась мечта.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Ему 53 года. Он ходит в пальто из прошлого, под вид мундира, с интересными пуговицами. Вообще он любит окружать себя предметами из той эпохи. Но он не из тех коллекционеров, которые просто собирают антиквариат и складируют, как придется. Он вводит эти вещи в свою повседневную жизнь. Благодаря этим предметам он как бы создает себе совсем другую реальность. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов приехали в Туркестанскую область и встретили там счастливого казахстанца. Почему счастливого? А у него сбылась мечта.

В священном для многих людей городе Туркестане, или, как еще говорят, в духовной столице тюркоязычных стран, помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави есть еще одно примечательное место.

Это вокзал. Он построен 110 лет назад. С тех пор здесь, конечно, проводилась кое-какая реконструкция, но в целом он такой, каким его ввели в эксплуатацию в 1909 году.

Сохранилась бронзовая люстра.

Настенная роспись.

Внутреннее убранство.

А также звериные головы на ручках дверей, они те же самые, что и в начале XX века.

Этот вокзал впечатляет. Особенно непередаваемые чувства появляются, когда солнце проходит сквозь  высокие окна главного зала.

Но вот до ручки со звериной головой дотронулась мужская рука. Открылась дверь, и перед нами предстал невысокий стройный человек лет пятидесяти в пальто под вид мундира.

Его наряд удачным образом вписывается в интерьер старинного туркестанского вокзала, даже кажется, что дело происходит в далеком прошлом.

Рядом с вокзалом есть еще одно здание - локомотивное депо Туркестана.

Человек в мундире подходит к старинному столбу, на котором расположен такой же старинный телефонный аппарат. Берет трубку и подносит к уху.

Затем он глядит на старые четырехсторонние часы, расположенные напротив.

Повесив трубку телефона, он взбирается в кабину черного паровоза.

Это напоминает какой-то фильм.

Но перед нами не актер. А директор локомотивного депо Туркестана, почетный железнодорожник Максут Идрисович Искендиров. Дело в том, что он настолько влюблен в поезда и железную дорогу, что просто живет всем этим.

Несколько лет назад он нашел этот старинный паровоз в Восточно-Казахстанской области и решил пригнать его к себе в депо, чтобы порадовать ветеранов-железнодорожников.

Паровоз, говорит он, привезли в Туркестан своим ходом. На это потребовалось 17 дней.

Сначала директор хотел покрасить его в золотой, но ветераны попросили его выкрасить в тот цвет, какой был, когда они на нем ездили.

Чтобы загнать паровоз на территорию локомотивного депо, Искендиров с коллегами построил железнодорожный путь длиной 800 метров.

Максут Идрисович рассказывает, что буквально горел идеей установить этот паровоз. Днем и ночью, под палящим солнцем они закрепляли 120-тонную махину. В какой-то момент, признается наш герой, ему показалось, что паровоз будто бы ожил. "Я ведь с ним разговаривал, с паровозом", - прищурив глаз, говорит директор депо.

"Путь строили днем и ночью, работали круглые сутки. Потом возникла какая-то трудность, что-то не вписывалось, я упал, поставили башмаки, попытались поднять паровоз еще раз. Вроде бы нормально поставили его, сзади толкаем, а он опять не вписался. В этот момент я снизу смотрю на него, а он как будто больше стал, и вот я тогда говорю ему: "Ты чего? Я для тебя же стараюсь, хочу тебя загнать в свой двор, чтобы ты здесь стоял, возле нас". То есть я разговаривать стал с ним, с паровозом", - вспоминает Максут.

"Наверное, душа есть у этого паровоза?" - предположили мы. "Да, точно", - согласился железнодорожник.

"А вот это водозаборные башни, я их из Оренбурга привез. Они рабочие. Им больше века. Часы на столбе я привез из Стамбула. Телефон у антиквара купил, раковину сделал сам", - продолжает экскурсию наш собеседник.

Паровозы, тепловозы и все, что связано с поездами, - это все волнует Искендирова с детства.

В пятом классе, идя с семьей в баню, он впервые увидел тепловоз и машинистов. С того самого момента его мир больше не был прежним.

Картина и фотографии в локомотивном депо Туркестана.

"В 1974 году это было. Смотрю, выходят трое машинистов в фуражках, все такие красивые, один из них подает сигнал: ту-тууу, - рассказывает Максут Идрисович, делая характерный жест рукой, показывая, как именно подавался сигнал. - Я рот открыл от удивления, в тот момент мне ужасно захотелось стать машинистом".

С того самого дня он начал коллекционировать марки с паровозами и тепловозами. Собрал всю коллекцию. Его отец хотел, чтобы он пошел по его стопам и стал учителем, но, когда он понял, что сын его горит желанием пойти в машинисты, стал сам приносить ему вырезки из газет, где что-либо говорилось про железную дорогу и поезда.

Мечта пятиклассника воплотилась в жизнь, он стал сначала помощником машиниста, потом машинистом и вот сейчас возглавляет локомотивное депо. Максуту Идрисовичу 53 года, у него четверо детей. Младшему сыну сейчас шесть, и железная дорога ему нравится.

Кстати, те самые марки, которые коллекционировал юный Искендиров, сейчас лежат в его кабинете. Вместе с ними здесь можно найти различные фигурки поездов в миниатюре, да и просто вещи в, так скажем, винтажном стиле: патефон, старинный телефон, музыкальная шкатулка.

На входе в кабинет железная дорога из конструктора "Лего" - подарок от учителя, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. В самом кабинете еще один поезд - этот привезен из Ирана.

"Эта форма вообще у железнодорожников раньше была, в советское время", - сказал Максут, видя, что нас заинтересовали пуговицы на его кителе.

На верхнем фото справа - пуговица на мундире Искендирова.

В депо есть музей. Здесь вся история локомотивного депо Туркестана.

Есть список всех директоров. "Я двадцатый", - замечает Искендиров.

А вот фото сотрудников депо во времена строительства первой железной дороги через Туркестан в Ташкент в 1903-1905 годах. Эти материалы директор депо нашел в российских архивах.

Всю эту историю наш герой собирает параллельно с основной работой.

А работы у сотрудников, как выяснилось, немало. Наше внимание привлекли лишь несколько отделов.

Вот здесь сдают специальные флешки - это что-то вроде бортового самописца в поезде. Сюда записывается информация о расходе топлива в локомотивах, а также другие данные.

"Это наши черные ящики, как в самолетах, на этой флешке записываются все действия машиниста: сколько дизтоплива, сколько масла, сколько воды расходуется", - поясняет Искендиров.

Здесь же есть стена с именными бирками машинистов. Благодаря этому стенду видно, кто из железнодорожников где находится.

Нас проводят в секретный отдел депо.

"Вот здесь - жизнь машиниста: как он ехал, где остановился, с какой скоростью", - говорит директор локомотивного депо, показывая еще одно подобие черного ящика.

Каждая такая кассета записывает информацию в течение 24 часов, а потом все данные считывают вот эти женщины - инженеры-расшифровщики.

Во дворе локомотивного депо, рядом с тем самым ожившим паровозом, сейчас полным ходом ведутся работы. Это восстанавливают старый вагон. Здесь директор Искендиров хочет сделать действующий ресторан.

"Это простой пригородный вагон, его на металлолом резали, я его купил. Хочу вагон-ресторан сделать для пенсионеров-железнодорожников, кухню обустроить, санузел сделать. Я хочу его сделать под старину, чтобы он напоминал своим интерьером ресторан на "Титанике", чтобы он был такой же классный. Вот через год придете, посмотрите", - говорит он. При этом он признался, что хочет успеть привести в порядок этот вагон уже к 23 февраля, чтобы пригласить в него ветеранов-железнодорожников и попить с ними там чай.

Послышался гудок паровоза. Потом еще один. И еще. Нет, это доносится не с железных дорог Туркестана. Это такой рингтон в телефоне у директора депо. Ну а какая еще мелодия может быть у фаната паровозов - только гудок. Вот уж действительно - дело всей жизни.

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©

Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная