Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" предложит розничным инвесторам акции крупнейшей в мире уранодобывающей компании "Казатомпром". IPO пройдет в ноябре 2018 года. В 2012 и в 2014 годах "Самрук-Казына" предложил гражданам Казахстана приобрести акции своих "дочек": "КазТрансОйла" и KEGOC, и те, кто рискнул, получили возможность хорошо заработать.
Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" предложит розничным инвесторам акции крупнейшей в мире уранодобывающей компании "Казатомпром". IPO пройдет в ноябре 2018 года. В 2012 и в 2014 годах "Самрук-Казына" предложил гражданам Казахстана приобрести акции своих "дочек": "КазТрансОйла" и KEGOC, и те, кто рискнул, получили возможность хорошо заработать.
Нельзя забывать, что фондовый рынок - это всегда риск. И для того, чтобы понять уровень спроса, порог входа и то, следует ли ждать прибыли от бумаг "Казатомпрома", можно как раз изучить опыт "КазТрансОйла" и KEGOC.
Доступные бумаги
В Казахстане нашлось несколько десятков тысяч человек, готовых вложить деньги не в физические объекты (недвижимость и драгоценности), а в инструменты фондового рынка, которые предлагал "Самрук-Казына". Было подано 34 676 заявок на покупку акций "КазТрансОйла" в 2012 году. Средний размер одной заявки составил 638 тысяч тенге. В итоге, по данным компании, на момент размещения физические лица - граждане Казахстана стали владельцами 30 405 531 простой акции, или 7,91 процента от общего количества акций компании. По данным компании на 1 апреля 2018 года, доля миноритарных акционеров, владеющих менее 5 процентами акций компании, составляла почти 10 процентов от общего количества размещенных акций.
Похожие результаты были и у IPO KEGOC в 2014-м. По сведениям "Самрук-Казына", 99,92 процента заявок розничных инвесторов (41 965 заявок) были на объемы не более 14 тысяч акций каждая. "Средний чек" заявки составил 428,5 тысячи тенге.
Размеры заявок показывают, что в первичном размещении компаний "Самрук-Казына" участвовали вовсе не долларовые миллионеры, а люди, которые при разумном управлении своими средствами смогли создать сбережения. А вложения в биржевые инструменты позволили не только уберечь их от инфляции, но и принести их владельцам доход.
Доходные инструменты
"КазТрансОйл" размещался по цене 725 тенге за одну акцию. По данным на конец торгового дня 2 ноября их цена составляла уже 1290 тенге за акцию. Для полноты картины к доходам от владения следует добавить дивиденды, которые выплачивает компания. За шесть лет компания увеличила дивиденды с 75 тенге на акцию до 160 тенге. То есть владелец одной акции, который ее не продавал, заработал за это время 725 + 752 + 575 = 2053 тенге. Общая доходность инвестора при покупке за 725 тенге за шесть лет составила 19 процентов в годовом выражении. Это уже выше любой ставки по депозитам в казахстанских банках, а если владелец бумаг несколько раз успешно продал их и купил снова, его доходы оказались еще выше.
Дивиденды KEGOC тоже растут: по итогам 2017 года они составили 40,13 тенге на одну акцию. Кроме того, в дивидендной истории KEGOC есть любопытный факт. В октябре 2015 года компания приняла решение выплатить дивиденды в размере 9,4 тенге на акцию. Но без отсрочки выплату получили только розничные акционеры, то есть обычные люди. Основной владелец "Самрук-Казына" получил дивиденды лишь год спустя. Это говорит о том, что в своей дивидендной политике KEGOC, вопреки стереотипу об уязвимости мелких владельцев, больше позаботился о доходах миноритариев, нежели контролирующего акционера.
Акции KEGOC за четыре года их обращения на Казахстанской фондовой бирже выросли более чем втрое: с 505 тенге при размещении до 1560 тенге на конец торгового дня 2 ноября 2018 года. Итого с 2014 года акционеры заработали 224,52 тенге дивидендов (включая первое полугодие этого года) плюс 1045 тенге на росте курса акций, итого 1269,52 тенге. С учетом первоначальной цены акции, это 37 процентов годовых за четыре года! Приятно, правда?
Терпеливое инвестирование
"Казатомпром", так же как и "КазТрансОйл" и KEGOC, следует рассматривать как долгосрочную инвестицию. В самом деле, "КазТрансОйл" не прекратит работу, пока в Казахстане есть нефть. В пределах активной жизни нескольких поколений в этом можно не сомневаться. KEGOC не прекратит работу, пока людям нужна электроэнергия. Уран, добытый "Казатомпромом", будет востребован, пока где-то на планете не станут производить его дешевле. За последние 20 лет таких примеров не нашлось.
Риск при инвестициях есть всегда, но "Казатомпром", как и его "сестрички" по "Самрук-Казына" - это госкомпании, причем относящиеся к важнейшим в стране. Государство в любом случае будет заботиться о них. Стабильность бизнеса - важное качество для долгосрочных инвестиций. В условиях лихорадки в банковской системе держать деньги в акциях стабильных компаний, особенно для розничных инвесторов, возможно, даже более надежно, чем в банке на депозите.
Конечно, можно наблюдать со стороны, как поведут себя бумаги "Казатомпрома". Но можно и извлечь выгоду из их роста самому. Колеблющимся стоит поторопиться: интерес можно ждать большой. При размещении "КазТрансОйла" количество запрашиваемых акций превысило количество размещаемых бумаг в 2,1 раза, при размещении KEGOC - на 27 процентов.
* Эмитент не имеет отношения к размещению или распространению опубликованных материалов и не несет ответственности за полноту и достоверность содержащейся информации, а также за последствия приобретения ценных бумаг эмитента.