1. Главная
  2. Узнай
  3. Новости
  4. Новости Казахстана

"Есть потребность в казахскоязычном контенте". В Казахстане падают просмотры ТВ

  • 42
Фото ©massaget.kz  Фото ©massaget.kz

Казахстанские медиаменеджеры выразили недоверие системе телезамеров TNS Central Asia (Kantar TNS), передает корреспондент Tengrinews.kz. По их мнению, существующая система телезамеров TNS не учитывает рост казахскоязычной аудитории и не отражает этой тенденции в своих рейтингах, что дает искаженную картину рекламодателям. Обсуждение "Аудитория телевидения в Казахстане в цифровую эпоху" состоялось в рамках "Медиа Курултая 2018" в Алматы.

Измерение телевизионной аудитории в Казахстане происходит с помощью 3 тысяч устройств-"пиплметров", которые замерщики TNS раздали группе людей. Данные этих респондентов не разглашаются.

Отметим, что 42,5 процента жителей Казахстана проживают в сельской местности, где основным источником информации является телевидение. По данным TNS, основную долю в топ-20 рейтинга занимают телесериалы и программы, преимущественно российского производства.

Однако, по статистическим данным, сейчас около 70 процентов населения страны составляют казахи, среди них больше всего детей, молодежи и людей среднего возраста.

Как отметил политолог Айдос Сарым, с каждым годом растет число людей, владеющих казахским языком. В частности, за 10 лет доля обучающихся на казахском языке в школах выросла до 65 процентов, в колледжах - до 59 процентов, в вузах - до 64 процентов. Соответственно, эта аудитория может быть потенциальным потребителем ТВ-контента на казахском языке. Однако в данных телезамеров это никак не отражается.


Айдос Сарым

"Вопрос телеизмерения - это уже вопрос не сугубо профессиональный и узкий, это уже вопрос выживания телеканалов и соответствия ожиданиям аудитории.  Претензия, которая сегодня предъявляется к замерителю TNS, заключается в том, что внутри этой аудитории есть очень много диспропорций, которые не соответствуют нашему сегодняшнему человеческому потенциалу и рынку. У нас очень много вопросов к самой линейке рейтинга. Хотелось бы видеть больше данных в динамике, в соответствии с демографией, в соответствии с теми процессами, которые происходят", - говорит политолог Айдос Сарым.

Глава телеканала Atameken Business channel Канат Сахариянов также считает, что проблема с телеизмерениями аудитории есть, и она очевидна.

"На самом деле TNS Central Asia не измеряет предпочтения людей. Просто идет сбор данных сигналов:  кто в какое время включился, к какому телевидению. Здесь не может быть речи о предпочтениях аудитории. Потребности в казахскоязычном хорошем и серьезном контенте есть, а предложения нет. Потому что все деньги уходят на русскоязычный контент. 90 процентов рейтинга - это контент российского производства, российские телесериалы. Казахстанское общество сейчас шлифуется российским сериалом "Ментовские войны", и это очень  большая проблема для нас. Мы говорим "медиаизмерение" - участвующие в телеизмерении 2800 человек, кто эти люди?" - задается вопросом Сахариянов.


Айдос Сарым и Канат Сахариянов

В свою очередь, генеральный директор TNS Central Asia Татьяна Старцева сообщила, что данные телезамеров TNS используют рекламодатели и телеканалы в своей работе. Отметим, что чем выше рейтинг у ТВ-программы, тем дороже стоит размещение рекламы.

"Мы фактически измеряем популярность того или иного контента на ТВ, даем возможность понять, что смотрит казахстанская аудитория в городах с населением свыше 100 тысяч человек. Мы не понимаем, какие интересы или ценностные ориентации у зрителя существуют в данный момент. Это больше задача тех, кто формирует этот контент, востребован он или нет", - заявила Старцева на "Медиа Курултае 2018". Она также добавила, что за последние 5 лет происходит постепенное снижение общего объема просмотров казахстанских телеканалов.


Татьяна Старцева

По данным TNS, 61 процент казахстанцев от 6 лет и старше смотрят телевизор ежедневно, 91 процент аудитории - ежемесячно. В среднем каждый зритель ежедневно тратит около 4 часов на просмотр ТВ.

Старцева согласилась, что систему телеизмерений необходимо развивать.

"Сами мы ее готовы развивать, есть технологии, опыт других стран, есть Big TV рейтинг  в России. Необходимо, чтобы был запрос от основного потребителя - а это все телеканалы, все крупные рекламные агентства на платформе Национальной медиаассоциации. Также необходимо рефинансирование, чтобы мы могли развить всю эту систему в том направлении, в котором всем хочется", - сказала Старцева.

Ранее председатель правления АО "РТРК "Қазақстан" Ерлан Карин также сказал, что данные телезамеров не отражают реальную картину, вследствие чего и государство, и бизнес получают искаженное представление о запросах аудитории. При этом, по словам Ерлана Карина, "телеканалы не получают вразумительных ответов" на вопросы о том, как исследуется аудитория, говорящая на казахском языке.