Как Казнет реагировал на скандал в семье Есентаевых - исследование

31 октября 2016, 14:46
82
Бахытбек и Баян Есентаевы.
Фото из Instagram
Бахытбек и Баян Есентаевы. Фото из Instagram

В середине июня стало известно об инциденте между Баян Есентаевой и ее супругом, который произошел 10 июня на Кульджинской трассе. История избиения известной казахстанской телеведущей и продюсера стала резонансной - фото Баян не сходили с полос электронных изданий, казахстанцы активно обсуждали ситуацию в социальных сетях. О том, как менялся характер комментариев в течение месяца, - в результатах мониторинга, проведенного Агентством "Медиа-Систем" по заказу информационного портала Tengrinews.kz. Исследование охватило период с 23 августа по 30 октября. Общее количество сообщений о Баян Есентаевой в СМИ и социальных сетях за этот период - 14 117.

Долгое время сама Баян не комментировала произошедшее. 8 сентября она дала видеоинтервью и рассказала о том, что случилось в тот злополучный день. Интервью не оставило равнодушными пользователей социальных сетей. В этот период наблюдается всплеск активности в СМИ и социальных сетях - 2 919 упоминаний имени Баян Есентаевой за два-три дня. Кстати, основная часть упоминаний пришлась на средства массовой информации, которые активно тиражировали информацию о Баян Есентаевой.

Но и социальные сети не оставили публикации без внимания. В основном характер сообщений пользователей соцсетей - сочувствующий: "Очень жалко женщину…" , "Больно смотреть в ее глаза, пережившие такой ужас…", "Молодец, что рассказала. Смелая и сильная духом личность". В постах отнесли случай с Баян Есентаевой к разряду социально-значимых, назвали его "триггером" для нашего общества в вопросе бытового насилия. О силе резонанса можно судить по таким цифрам. Всего один пост посмотрели 2 700 человек, поделились им 215 человек, оставили комментарий - 292. Пользователи активно обсуждали проблемы казахстанских женщин, столкнувшихся с бытовым насилием. Писали о том, что "настоящий мужчина никогда не поднимет руку на свою женщину". Кстати, последний комментарий был написан мужчиной. В целом большинство мужчин и женщин придерживались единого мнения: "Такого допускать нельзя!".

Перелом в оценке поведения Баян начался после появления ее интервью, в котором она назвала казахский менталитет словом "уят". Это интервью Баян Есентаевой стало ответом на критику сериала "Огей журек", продюсером которого она является. Одна из телезрительниц осудила появление в фильме целующихся людей и привела в пример целомудренные корейские и индийские фильмы.

Возможно, пользователи сетей неправильно поняли Баян, но факт остается фактом: это интервью вызвало бурю возмущения в соцсетях - 1 072 комментария. Теперь комментарии стали жестче. На защиту казахской стыдливости встало большинство, и сочувствие к Баян переросло в волну негодования: "Похоже, она не понимает, что говорит!", "Не надо обливать грязью нашу культуру!", "Не стоит путать ҰЯТ с закомплексованностью". Общее число упоминаний имени Баян в этот период - более тысячи.

30 сентября стало известно, что Баян зарегистрировалась в Facebook под своей девичьей фамилией Максаткызы. Примерно с этой даты комментирующие в социальных сетях начали разделяться на два лагеря. Мужчины стали сетовать на однобокое освещение событий по принципу "женщина всегда права", проявлять сочувствие к мужу Баян: "Мужику жизнь сломала". Женщины продолжали воспринимать Баян в роли символа феминистского движения в Казахстане. Постепенно обсуждение в социальных сетях переросло в своеобразную "войну полов".

Особенно ярко противостояние по гендерному признаку проявилось после известия о прощении Баян Есентаевой своего мужа. "Прощение - это нормальное человеческое решение. Потому что жить в войне, жить в негативе мне бы не хотелось", - сказала Баян. Однако большая часть женщин восприняла эту новость, как предательство: "Она предала всех жертв насилия в Казахстане, а мы ей так верили", "Слила Баян всех побитых женщин таким своим "великодушием"".

Позже поступок Баян Есентаевой прокомментировал ее адвокат Марат Аскарбеков: "Я впервые вижу такую женщину, как Баян. Такую благородную, которая простила своего мужа. Хотелось бы, чтобы таких женщин в Казахстане было больше, и чтобы они относились с пониманием к своим мужьям, умели прощать, не переходить грань". Можно сказать, что этот комментарий уже был воспринят женской половиной сообщества в контексте противостояния полов. В их глазах адвокат озвучил позицию большинства казахстанских мужчин. Комментарии дам были эмоциональны: "Позорная реплика. Я захлебнулась от гнева", "И смешно и страшно в то же время", "Индульгенция для плохих людей на будущее…". Суть большинства комментариев сводилась к следующему: "Адвокат, выступавший в суде на стороне пострадавшей женщины, рад, что все замялось, и призывает всех женщин в обществе быть такими же "мудрыми", как Баян".

А как отреагировали на эту ситуацию мужчины? Их комментарии отличались лаконичностью: "Великодушие - вот что отличает наших женщин", "Баян настоящая умница!", "Ее женская мудрость восхищает!".

В постах мужчин было гораздо меньше эмоций. В одном из них был дан детальный юридический разбор происшествия. Представителей сильного пола интересовал вопрос: закроют дело после официального прощения Баян Есентаевой или нет. Обсуждали вероятность толкования состава преступления, как "совершенного в составе аффекта". Вспоминали статью в СМИ, в которой были рассмотрены предполагаемые сценарии развития событий: "Три сценария описали, два из них - условное наказание".

Примечательно, что факт изнасилования большинство мужчин вообще не восприняло как преступление, утверждая, что "в таком случае пол страны мужей пересадить можно".

В целом большая часть представителей сильного пола в своих комментариях придерживались позиции пресловутой мужской солидарности. Однако аудитория была не столь однородна. "Прости меня, мой дорогой. Спасибо, что не бил ногой", - автор этого ироничного комментария - тоже мужчина.

Хотелось бы отметить, что, хотя данные по активности мужчин и женщин в количественном плане не слишком отличаются друг от друга, прослеживалась следующая закономерность: мы насчитали примерно 150 женских постов, собравших большую аудиторию комментирующих - до 300 комментариев. Резонансных мужских постов было в три раза меньше. В основном мужчины довольствовались короткой репликой к репосту очередной публикации о прощении Баян Есентаевой: "Этого стоило ожидать. Хорошо ли плохо ли, но так и должно было быть", "Не судите и не судимы будете". Посты же на "женской половине" в основном были осуждающего характера, лишь пять авторов из 150 защищали позицию Баян Есентаевой.

Статистика по женской аудитории: сообщений - 1 351 (30,57 процента от общего количества), авторов - 947 (42,05 процента от общего количества). Самое большое число комментариев - женщины в возрасте от 25 до 34 лет - 46,6 процента, от 35 до 44 - 9,6 процента, от 45 и старше - 11,2 процента.

Статистика по мужской аудитории: сообщений - 977 (23,03 процента от общего количества), авторов - 704 (31,26 процента от общего количества). Возрастной диапазон комментирующих: 33,5 процента - с 25 до 34 лет, 24 процента - с 35 до 44 лет и 19 процентов - 55 лет и старше.


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (82)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц