Как Турция выстраивает отношения с США и Россией, играя на их противоречиях, рассказала казахстанский эксперт института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как Турция выстраивает отношения с США и Россией, играя на их противоречиях, рассказала казахстанский эксперт института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Политолог Лидия Пархомчик отмечает, что внешняя политика Турции на сегодняшний день заключается в балансировании между Россией и США.
Отношения с США
По мнению аналитика ИМЭП, отношения США и Турции в последнее время обострились. Реджеп Эрдоган обвиняет Вашингтон в поддержке признанных в Турции террористическими группировок в Сирии. Речь, в частности, идет о вооруженных группах сирийских демократических сил, связанных с Рабочей партией Курдистана (РПК).
"В своем недавнем интервью американскому телеканалу CBS Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что США нужно определиться, будут ли они сотрудничать с РПК и другими террористическими организациями или предпочтут двигаться вперед вместе со своим партнером и союзником по НАТО. Позиция главы Турции по военному присутствию США на Ближнем Востоке в целом весьма критична. Анкара открыто говорит о своем неприятии действий США в Сирии и Ираке. Реджеп Тайип Эрдоган не видит смысла для Вашингтона оставлять в регионе свой контингент и предлагает вывести войска по примеру Афганистана", - рассказала Лидия Пархомчик.
Пархомчик также подчеркнула, что еще одной причиной обострения отношений Турции с США стало несостоявшееся руководство турецкими военными аэропортом в Кабуле. В ходе экстренного вывода американских войск они не оставили турецкой стороне вооружения и средства материально-технической поддержки.
Аналитик добавляет, что такие высказывания турецкого руководства усиливают позиции в США критиков политики турецкого правительства на Ближнем Востоке и сторонников сотрудничества Штатов с курдскими формированиями. На этом фоне усиливающиеся связи Турции с Россией не способствуют изменению ситуации.
Российский вектор
По мнению Пархомчик, из-за разногласий с Вашингтоном Анкара теснее взаимодействует с Москвой. Президент Турции заявил о намерении приобрести дополнительные зенитные ракетные системы С-400. В "Рособоронэкспорте" сообщили, что сделка на поставку вооружения может быть заключена уже к концу 2021 года. Турция уже с декабря 2020 года попала под санкции США за покупку С-400 и закуп новой партии ракет не повлияет на ситуацию.
"Отношения Турции с Россией не лишены проблемных аспектов. Очередное обострение в идлибской зоне деэскалации в Сирии, а также крымский вопрос являются наглядным тому подтверждением. Ситуация на Ближнем Востоке стала центральной темой сентябрьских переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи. В повестке также значился вопрос региональной кооперации на Кавказе. Речь шла о работе российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня на границе между Азербайджаном и Арменией", - выразила мнение аналитик ИМЭП.
Эксперт считает, что запуск "Турецкого потока" для поставок газа в Венгрию и Хорватию говорит о сохранении стратегических интересов обеих стран в энергетической сфере. Транзит по планам будет работать до конца 2036 года.
По словам аналитика, Россия и Турция нашли взаимовыгодные компромиссы, которые бы не ущемляли национальных интересов друг друга. По прогнозам Пархомчик, в 2022 году страны смогут заключить новый контракт на поставку вооружений, а также запустят первый энергоблок атомной электростанции "Аккую".
Вывод
"Вместе с тем Анкара никогда не позиционировала себя в качестве безусловного политического союзника Москвы. Внешнеполитические ориентиры Турции предполагают наличие устойчивых каналов коммуникации с западными партнерами", - добавила эксперт.
Подводя итоги, Пархомчик отметила, что игра на противоречиях между РФ и США становится для Турции оптимальной стратегией. Турция претендует на статус региональной сверхдержавы, поэтому Анкара будет разыгрывать собственную геополитическую партию.
Ранее Лидия Пархомчик оценила, насколько в мире готовы признать власть "Талибана" в Афганистане.