17 ноября 2017 | 17:27

Самолеты, планшеты и комбайны: несбывшиеся мечты казахстанской промышленности

Иллюстративное фото с сайта pixabay.com

"Отрапортовали громко - закрыли тихо" - так недавно охарактеризовал ситуацию с "заглохшим" заводом в СКО депутат Мажилиса Парламента Владимир Божко. К сожалению, такие случаи нередки. Редакция Tengrinews.kz представляет подборку проектов, которые так и не оправдали возложенных на них надежд. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Отрапортовали громко - закрыли тихо" - так недавно охарактеризовал ситуацию с "заглохшим" заводом в СКО депутат Мажилиса Парламента Владимир Божко. К сожалению, такие случаи нередки. Редакция Tengrinews.kz представляет подборку проектов, которые так и не оправдали возложенных на них надежд. 

Завод планшетников в Актау. Китайская электроника казахстанской сборки.

Реклама
Реклама

Первенство в этом списке, безусловно, принадлежит знаменитому заводу планшетников в Актау. Этот проект также вошел в программу форсированной индустриализации и в декабре 2011 года был торжественно запущен в эксплуатацию во время телемоста, посвященного 20-летию независимости Казахстана.

Тогда предприниматели обещали, что компания будет первой в стране массово производить планшетники, плазменные телевизоры и мониторы. Директор предприятия тогда даже пообещал, что казахстанскими планшетами будет обеспечена вся страна.

В компании даже описывали, как будет выглядеть первый казахстанский планшетный компьютер. Разработчики обещали, что отечественный планшет, которому дали название "Акку",  уже при включении будет отличаться оригинальностью - высветится взлетающий лебедь, сбоку появится национальный орнамент и зазвучит казахский кюй "Сарыарка".

Однако на деле все оказалось не так радужно. Ни одного планшетного компьютера завод так и не выпустил. В ходе расследования выяснилось, что завод по выпуску планшетников закупал китайские устройства и выдавал их за свои. Следствие соответствующих органов установило, что оборудование, представленное на 600 миллионов тенге, фактически стоило 20 миллионов и вообще не соответствовало характеристикам сборки подобной техники. После этого было открыто несколько уголовных дел, а в 2016 году стало известно, что ставшего знаменитым на всю страну завода больше нет, и теперь в этом здании будут выпускаться инверторы для солнечных панелей.

"Сункар", который не взлетел. Завод "КазАвиаСпектр" в Карагандинской области. 

О планах по созданию первого отечественного самолета начали говорить очень давно. Производство собственных самолетов анонсировали еще в 2010 году.  Тогда сообщалось, что компания ТОО "КазАвиаСпектр" имеет всю необходимую техническую базу, инфраструктуру, а также полный состав высококвалифицированных сотрудников. В Министерстве транспорта и коммуникаций даже отметили, что это производство не станет "отверточным", а будет предприятием полного цикла - от отечественного авиационного конструкторского бюро до самолетостроительного завода.

Тогда сообщалось, что на первом этапе завод выпустит самолеты "Фермер-2" и "Фермер-500", в 2012 году - четырехместный самолет "Сункар", а в 2015-м - десятиместный "Экспедишн". Кроме того, сообщалось, что предприятие будет выпускать самолеты с реактивными двигателями и даже продавать технику за рубеж.  В итоге проект стоимостью 1,6 миллиарда тенге был включен в Карту индустриализации и профинансирован по линии АО "КазАгроФинанс".

Через два года после торжественного запуска  от завода, вместо обещанных самолетов, начали "прилетать" объяснения, почему завод до сих пор не выпустил ни одного экземпляра крылатой техники. По информации администрации предприятия, виновником случившегося стала российская фирма-партнер, которая не предоставила авиазаводу необходимую техническую документацию и сертификат для сборки самолетов. После этого в отношении завода начала поступать критика от властей, затем в отношении руководства было возбуждено уголовное дело, которое позже было закрыто и открыто вновь. Сроки выпуска первого самолета сдвигались на годы, а потом стало известно о том, что Карагандинский авиазавод приостановил производство, за пять лет не выпустив ни одного самолета. 

Комсомольская птицефабрика в Костанайской области. Пять проблемных лет.

Крупный инвестиционный проект - Комсомольская птицефабрика (поселок Карабалык, Костанайская область) - был официально введен в эксплуатацию в декабре 2012 года. Спустя год стало известно, что птицефабрика, в которую вложено более 2,7 миллиарда тенге из государственного бюджета, не справляется с планами. Заявленная проектная мощность предприятия составляла 12 тысяч тонн мяса в год. Однако завод произвел всего лишь 794 тонны птичьего мяса. В июле 2013 года работа фабрики остановилась


Помещения Комсомольской птицефабрики. Фото с сайта kostanayagro.kz

Позже стало известно, что администрация региона рассматривает пять вариантов решения проблемы птицефабрики, в том числе рассматривалась возможность перехода предприятия в госсобственность.  Летом этого года СМИ сообщили, что фабрика наконец-то нашла инвестора, который приступил к восстановлению работы предприятия. 

"Не закрылся, а приостановился" -  ТОО "КАЗТЕХМАШ" в Северо-Казахстанской области.

ТОО "Машиностроительный завод КАЗТЕХМАШ" был открыт в ходе общенационального телемоста, посвященного реализации государственных программ "Нурлы жол". В 2016 году руководство завода обещало собрать 28 зерноуборочных комбайнов и усилить работу по сервисному обслуживанию.


Фото: пресс-служба акима СКО

Однако спустя несколько лет, в ходе правительственного часа в Мажилисе депутат Серик Кусаинов поинтересовался у Министерства инвестиций и развития РК судьбой открытого несколько лет назад завода по производству сельскохозяйственной техники. 

Вице-министр инвестиций и развития Роман Скляр ответил депутату, что завод в Петропавловске приостановил свою деятельность из-за отсутствия сбыта.

"В данный момент он не производит продукцию. Он не закрылся, а приостановил свою деятельность", - пояснил Роман Скляр, отметив, что приостановление деятельности связано с реакцией рынка на новую продукцию завода и конкуренцией.

"Два конкурента, которые находятся в Акмолинской и Костанайской областях, оказались более активными и в конкурентной борьбе, они его, так сказать, "приглушили", - рассказал вице-министр, заверив, что скоро эта проблема будет решена.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная