Штраф за безбилетный проезд, наложенный на пассажиров, которые собирались оплатить наличными после внедрения системы "Оңай", можно оспорить и отменить в законном порядке. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщил юрист Руслан Кожахмет. Как неоднократно объявляли власти города, с 11 января 2016 года общественный транспорт полностью переведен на безналичный расчет. С этого дня любой пассажир, не оплативший проезд картой "Оңай", будет считаться безбилетным, заявляют организаторы системы электронного билетирования. Кожахмет, наоборот, утверждает, что все люди, которые пользуются "Оңай", являются безбилетниками.
Штраф за безбилетный проезд, наложенный на пассажиров, которые собирались оплатить наличными после внедрения системы "Оңай", можно оспорить и отменить в законном порядке. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщил юрист Руслан Кожахмет. Как неоднократно объявляли власти города, с 11 января 2016 года общественный транспорт полностью переведен на безналичный расчет. С этого дня любой пассажир, не оплативший проезд картой "Оңай", будет считаться безбилетным, заявляют организаторы системы электронного билетирования. Кожахмет, наоборот, утверждает, что все люди, которые пользуются "Оңай", являются безбилетниками.
Первые протоколы полицейские составили уже 14 января 2016 года в отношении водителей, принимавших плату за проезд наличными. После этого к административной ответственности привлекли пассажиров. В свою очередь, Кожахметов считает, что в данном случае целесообразность преобладает над законностью. По его словам, в соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РК, тенге является законным платежным средством в Казахстане, а платежи на территории республики могут осуществляться как в виде наличных, так и безналичных расчетов.
По мнению юриста, подавляющее большинство пассажиров и водителей были незаконно привлечены к административной ответственности. Он отмечает, что любая поездка пассажира должна быть оформлена проездным билетом и/или багажной квитанцией. В приложении к "Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" определено, что плата за проезд производится наличными деньгами кондуктору или водителю или через систему электронной платы за проезд, а факт оплаты фиксируется выдачей пассажиру проездных документов (билетов). Там же имеется утвержденная форма для разовых контрольных билетов и багажных квитанций. "Карточки "Оңай" и выдаваемые чеки из терминала "Оңай" не соответствуют приведенной выше форме и требованиям к билету. Транспортная карточка "Оңай" является видом платежной карты и не относится к проездным билетам. Она подтверждает лишь факт оплаты проезда пассажиром. Никаких проездных билетов терминал "Оңай" не выдает. Получается, что плательщики проезда по транспортной карточке "Оңай" - безбилетники!" - говорит юрист.
Более того, по его словам, частью 1 статьи 206 КоАП РК предусматривается административная ответственность за отказ в приеме наличных тенге, кроме случаев их повреждения, брака и изъятия из обращения. Водители имеют право, согласно статье 22 Закона "Об автомобильном транспорте", самостоятельно реализовывать проездные документы (билеты) и багажные квитанции. То есть, к ответственности было необходимо привлекать не пассажиров, а тех лиц, которые отказывались принимать наличные деньги, заявляет Кожахмет. Юрист отметил, что уже направил соответствующие жалобы в прокуратуру Алматы. Кроме того, он обратился в Нацбанк с требованием наказать лиц, которые с 11 января 2016 года отказывают в приеме наличных.
Пассажирам, которых оштрафовали за то, что они пытались оплатить наличностью свой проезд юрист советует оспорить составленные полицейскими протоколы. "В протоколе, который составляет полицейский, нужно указать, что вы не согласны с привлечением вас к административной ответственности. Нужно написать "С привлечением меня к административной ответственности не согласен. Поскольку считаю, что в моем законном праве оплатить проезд наличным способом было отказано. Согласно "Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" мне полагается получить билет", - сказал юрист. После составления протокола, копия выдается пассажиру на руки. Затем назначается день, когда он будет давать объяснения. "Вызвать в районный ОВД должны в течение 15 суток. По части 2 статьи 622 КоАП РК, рассматривает дело об административном правонарушении полиция, а не суд. В УВД пассажиром пишется объяснительная/жалоба, в которой также повторно заявляется о несогласии с привлечением к административной ответственности за уклонение от платы за проезд. Там же на месте можно потребовать привлечь водителя к ответственности за отказ в приеме наличности, написав заявление. После этого, исходя из объяснений, должностное лицо примет решение", - говорит Кожахмет.
По его словам, если штраф все-таки выписали, то его дальше можно обжаловать в вышестоящий орган - ДВД Алматы или Специализированный межрайонный административный суд. На время обжалования взыскание штрафа приостанавливается. Все жалобы он рекомендует отправлять заказным письмом или получать талон в канцелярии, если жалоба доставляется лично. С образцом жалобы, которую предлагается отправлять в суд или в полицию, можно ознакомиться здесь. "Если лицо было привлечено незаконно, то оно подлежит реабилитации: может требовать возмещения понесенных расходов - вы же несете расходы на юристов, оплату писем, отпрашиваетесь с работы", - разъясняет юрист. В случае, если в удовлетворении жалобы отказали и ДВД и СМАС, то остается право направить жалобу в городской суд. На это время исполнение также приостанавливается, говорит юрист. Отметим, сам юрист планирует совершить попытку оплатить проезд наличкой без использования "Оңай", чтобы на него наложили штраф, который он собирается обжаловать в описанном порядке.