Топливная компания Rompetrol, приобретенная КМГ на исходе "нулевых", впервые вышла на прибыльность в 2016 году, и теперь готова улучшить показатели. Спустя десять лет после покупки черноморский актив принесет не менее 80 миллионов долларов чистой прибыли параллельно с достижением максимума по объему переработки на НПЗ Petromidia в 5,650 миллиона тонн, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Топливная компания Rompetrol, приобретенная КМГ на исходе "нулевых", впервые вышла на прибыльность в 2016 году, и теперь готова улучшить показатели. Спустя десять лет после покупки черноморский актив принесет не менее 80 миллионов долларов чистой прибыли параллельно с достижением максимума по объему переработки на НПЗ Petromidia в 5,650 миллиона тонн, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Убедительные цифры
Как известно, в 2009 году группа Rompetrol столкнулась с серьезными трудностями, вызванными изменениями рыночной коньюктуры в Европе: показатели маржи переработки упали ниже значений себестоимости производства нефтепродуктов. Еще в 2012 году, по данным вице-президента по финансам и рискам в KazMunayGaz International Алмаса Лепесбаева, долг компании составлял более миллиарда долларов и превышал операционную прибыль в 11 раз.
Выход из кризиса для Rompetrol виделся далеко не только в модернизации производственных мощностей. Масштабная трансформация в итоге коснулась всех направлений деятельности компании - производственной, коммерческой, трейдинговой, с перестройкой процессов в корпоративном центре и выходом на новую операционную модель. Не удивительно, что в итоге был разработан новый бренд.
По информации компании, после таки решительных мер, себестоимость производства нефтепродуктов была значительно снижена, и за счет этого стало возможным увеличить прибыль. Себестоимость переработки нефти на НПЗ Petromidia, начиная с 2012 года, уменьшилась с 28,3 до 15 долларов за тонну. Как рассказали в KMGI, сейчас доход с продажи дизеля и бензина через сетку ритейл позволяет приносит 150-160 долларов с тонны продукта. Нефтехимия - больше. Более 200 долларов с тонны.
В прошлом году КМГ зафиксировала чистую прибыль в размере 14 миллионов долларов. Промежуточные данные за десять месяцев текущего года уже говорят о том, что результат будет значительно улучшен. В финансовом департаменте поясняют, что с учетом провизий итоговый показатель к концу года составит не менее 80 миллионов долларов. В 2020 году компания планирует получить все 200 миллионов.
Завод на берегу
В 2012 году на НПЗ Petromidia завершилась масштабная модернизация. Шесть комплексов были модернизированы и еще четыре, включая установку гидрокрекинга, построены с нуля. Также в рамках пакета "5 миллионов тонн", прошла реконструкция объектов общезаводского хозяйства и логистики.
Инвестиции со стороны акционера, владевшего к тому моменту 100-процентной долей, составили 450 миллионов долларов. Завод 1979 года сделали одним из самых высокотехнологичных в Восточной Европе, с глубиной переработки нефти 94,7 процента. Как говорят местные специалисты, он идеально подходит для высокосернистой нефти из Казахстана. Выход светлых продуктов с тонны исходного сырья после модернизации составляет около 86 процентов: это бензины, дизель, реактивное топливо. Примерно 49 процентов в структуре производства на НПЗ Petromidia занимает дизель. На уровне 250 тысяч тонн в 2017 году ожидается производство керосина.
Ранее сообщалось, что после модернизации объем переработки на заводе был увеличен с 3,8 до 5 миллионов тонн сырья, произошел переход на производство топлива стандарта Евро-5. Вместе с тем объемы нефтепереработки по факту превосходят номинальные мощности, что происходит за счет переработки других видов сырья, помимо нефти. Нефтехимический комплекс, также получивший инвестиции, позволяет выпускать полиэтилен высокой и низкой плотностей, а также полипропилен, которые идут как на внутренний рынок, так и экспортируются.
Экономия на "диете"
На сегодняшний день на черноморский НПЗ поступает около 55 процентов казахстанской нефти сорта Urals, которая приходит танкерами из Новороссийска. Туда она доставляется по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. В структуре "диеты" завода объем казахстанской нефти был снижен с 90 процентов, чтобы экономить на покупке более дешевых сортов, таких, к примеру, как "Киркук" из иракского сорта нефти.
По решению КМГ в 2012 году для снижения затрат на логистику рядом с НПЗ Petromidia в девяти километрах от берега был построен буй, где выгружаются приходящие танкеры с нефтью. Здесь можно переваливать до 24 миллионов тонн черного золота в год, но такой необходимости нет. Ранее танкеры заходили в порт Констанца, и разгрузка за счет пользования портовой инфраструктурой обходилась дороже. В проект было вложено 102 миллиона долларов. В KMGI рассказали, что уже через 4,5 года инвестиции окупились полностью, так как затраты с тонны нефти были снижены с 11,5 до 4,5 доллара. С 2009 года общий объем перевалки сырья через буй составил 32,6 миллиона тонн сырой нефти из 380 танкеров.
Оранжевые заправки
Цепочка добавленной стоимости продукции замыкается непосредственно на сети АЗС Rompetrol, которая охватывает не только внутренний рынок Румынии, но второй год развивается в Болгарии, Молдавии и Грузии. К слову, топливо в Румынии при переводе на казахстанские деньги обходится автомобилистам по 400 тенге за литр.
В 2014 году бренд Rompetrol прошел ребрендинг. Оранжевый цвет, упор на вкусную и недорогую еду внутри и чистый туалет быстро привели новых клиентов. Сегодня АЗС Rompetrol, по данным компании, имеют самый высокий показатель проливов, который в два раза превышает проливы у конкурентов.
Сеть Rompetrol - вторая величине в Румынии с 16 процентами доли рынка, уступает заправкам группы OMV, которые имеют около 40 процентов. На ближайшие годы KMGI ставит задачу повысить свою долю до 25 процентов, позиционируя себя как лидера по качеству обслуживания.
Как сообщил директор по развитию сети Олег Подольский, всего запланировано строительство как минимум 80 новых станций в дополнение к уже существующим 379 АЗС только в Румынии. В этом компоненте компания нашла, как снизить затраты. Модульные заправки позволяют сэкономить 200 тысяч евро и возвести станцию за 800 тысяч евро, уложившись в 2,5 месяца. Расширение сети потребует значительных инвестиций. Пока же избытки топлива с завода Petromidia идут на экспорт.
В 2016 году АО "НК КазМунайГаз" заключило с китайской энергетической компанией CEFC Energy LimitedCompany сделку о покупке 51 процента акций компании KMG International. Сделка близка к завершению, и согласно договоренностям китайская компания инвестирует три миллиарда долларов в развитие проектов на основе деятельности KMG International в регионе Черного моря.