ПОДЕЛИТЬСЯ
19 октября 2021 | 15:40
44 сотрудника воспитывают одного ученика в школе для трудных подростков в Карагандинской области
В Карагандинской области на грани закрытия единственная спецшкола для трудных подростков. Сейчас в ней остался только один ученик, которого обучают 44 сотрудника, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Карагандинской области на грани закрытия единственная спецшкола для трудных подростков. Сейчас в ней остался только один ученик, которого обучают 44 сотрудника, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В эту школу-интернат детей от 11 до 18 лет отправляют по решению суда на срок от месяца до года. Это своего рода исправительное учреждение для малолетних бродяг, правонарушителей, тех, кто уклонялся от учебы, сбегал из дома, торговал наркотиками или собой. Спецшкола находится в селе Керней Бухар-Жырауского района.
В апреле этого года Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Карагандинской области получил письмо от Управления образования области с просьбой не отправлять больше детей в эту спецшколу. Якобы она закрыта. Суд стал направлять детей в подобные школы в другие регионы. Родителям теперь сложнее навещать детей. Хотя официально специальная школа-интернат работает.
"Трудных детей меньше не стало, но конкретно из-за чего к нам не отправляют, мы не знаем. Официально мы работаем. От Управления образования у нас никакого предупреждения, уведомления, ничего нет. Просто у нас детей нет", - ответил директор специальной школы-интерната № 11 Шалкар Жуманбаев.
Сейчас в спецшколе только один ученик, он из Костанайской области, из многодетной семьи. Его учат, воспитывают и обслуживают 44 сотрудника. За 11 месяцев родители не приехали ни разу, только передают посылки.
"Бывало, что у нас было 127 воспитанников. Дети очень сложные, часто родители не знают, что с ними делать. Удивляются, как мы находили к ним подход, почему нас они слушались. Нам все время говорят, что мы ничего не достигли. Дети выходят – потом звонят нам с благодарностью, рассказывают о своих успехах. Если бы мы были такими плохими, разве они вспоминали бы педагогов и воспитателей? Если эта школа закроется, эти специалисты пойдут по разным дорогам. Потом не соберешь. У нас так: что-то работает - его развалили, и все. А потом обратно собирать, это снова нужны деньги", - возмущена педагог-психолог Жанара Жазгибекова.
"Бывали такие дети, что даже купаться не умели. Бывает, что лицо помоют, и все. А в ушах можно картошку сажать. Я лично их сама купала, учила, как купаться, мыть голову, стирать носки, нижнее белье. Всякое было", - рассказывает медработник Айгуль Сыздыкова.
У специальной школы-интерната несколько корпусов: учебные, общежития, мастерские, спортзал, тренажерный зал, теплица, 700 гектаров земли. Педагоги вместе с учениками сами выращивали скот и овощи: это и трудотерапия, и продукты к столу детей. Подростков обучали нескольким профессиям. В прошлом году здесь построили новую котельную за 19 миллионов тенге. На содержание школы в год уходит 140 миллионов тенге. Но в июне представители Управления образования предупредили учителей, чтобы искали другую работу.
"На данный момент я работаю в этой школе три часа в неделю. Представьте, какой это заработок. Но 17 ноября уезжает последний наш ребенок, я вообще остаюсь без работы. У меня в семье 2 студента. Работы нет ни в школе, ни в акимате, нигде. Имея такую материально-техническую базу, наших детей Карагандинской области почему-то отвозят куда-то вдаль: в Алматы, в Восточный Казахстан. Мы остались никому не нужные. Хотя мы приносили, думаю, пользу для общества", - делится Галия Шулаева, преподаватель русского языка и литературы.
Надобность в таких организациях не отпала, считают педагоги. Это подтверждают и инспекторы по делам несовершеннолетних. Но, как объяснили в Управлении образования Карагандинской области, с каждым годом в спецшколе все меньше подопечных.
"Если в 2016 году в спецшколе в Кернее воспитывалось 63 ребенка, в 2018 - 50, то в 2020 году - только 9. В текущем году 6. На сегодняшний день остался только 1 ребенок. Мы рассматриваем вопрос о реорганизации. В целом по республике все-таки идет процесс гуманизации правоохранительной и судебной систем. Сейчас все-таки самое главное - чтобы ребенок воспитывался в семье, чтобы в воспитании ребенка принимали активное участие родители. А получается, решением суда ребенка направляют в спецшколу, чаще всего на год. И в течение года ребенок находится там без родителей, без друзей", - ответила руководитель отдела защиты прав детей, опеки и попечительства Управления образования Карагандинской области Алма Кантарбаева.
Учителям начали предлагать другую работу, но в местной школе летом приняли только 13 человек. У остальных 44 сотрудников варианты только в райцентре или Караганде, но большинству ездить туда слишком далеко. Всего в Казахстане 8 спецшкол, из них закрывают две.
Показать комментарии
Читайте также