
Миф о том, что в СССР было невозможно владеть автомобилем иностранного производства, с годами развеялся. Можно было. Просто удавалось это не всем.
Миф о том, что в СССР было невозможно владеть автомобилем иностранного производства, с годами развеялся. Можно было. Просто удавалось это не всем.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Самый распространенный способ приобретения заветной иномарки заключался в покупке автомобиля у иностранных дипломатов, чей срок работы в стране Советов подходил к концу. Забирать с собой подержанные автомобили сотрудники дипломатических миссий не хотели. Да и зачем? Спрос на такие авто в стране за железным занавесом всегда опережал предложение.
Фото: журнал QAZ-Auto
Иными словами, продать подержанную и местами изношенную иномарку в СССР можно было гораздо дороже, чем она стоила новой. Так вот и появлялись у некоторых граждан из всех союзных республик диковинные Ford Mustang, Chevrolet Corvette, различные Mercedes и Toyota.
Фото: журнал QAZ-Auto
Что касается конкретно этой истории, то она пойдет о Cadillac Fleetwood-75, который доставили в СССР в 1974-м для четырнадцатого посла США Уолтера Стессела.
Фото: журнал QAZ-Auto
Жизнь в частных руках
Решение о том, что лимузин дипломата пора продавать, принял следующий посол США в СССР - пятнадцатый по счету - в 1976 году. Величественный транспорт было решено реализовать, не вывозя из страны. Авто иностранного производства продать во всем СССР можно было всего в двух местах, и оба они были в Москве.
Фото: журнал QAZ-Auto
Южный порт и профильный комиссионный магазин. Машину такого уровня продавать через "южный порт" было нелепо, хотя там платили больше. Поэтому с лимузина, как положено, скрутили дипломатические номера "D 04-040", сняли с учета и сдали в комиссионный магазин, по цене, которую предложило советское государство. Купил Cadillac писатель и кинодраматург Федор Шахмагонов. Автомобиль Шахмагонову, безусловно, очень нравился. Однако поговаривали, что он не нравился некоторым членам Политбюро, ведь Fleetwood-75 имел те же класс и статус, что партийный ЗИЛ-114. И одно дело, когда на такой машине возят посла, а другое, когда им владеет рядовой гражданин. Пусть даже известный.
В связи с этим обстоятельством лимузин писателю пришлось перекрасить в белый цвет. В новом окрасе автомобиль пробыл у Шахмагонова до 1982 года, после чего он решил с ним расстаться, сдав в тот же комиссионный магазин, где назначили цену 16 000 рублей. В этот момент на Cadillac запал известный раллист Андрей Шишков, только что продавший за очень хорошие деньги уникальный Хорьх-853. Решил купить, и купил. После покупки Шишков перебрал двигатель и автоматическую коробку, перекрасил машину снова в черный цвет. Но то ли большие эксплуатационные расходы, то ли жажда быстрой наживы не позволили ему владеть лимузином долго. Кадиллак был выставлен на продажу. И на этот раз в южном порту.
Фото: журнал QAZ-Auto
"Жадность фраера сгубила"
- Так говорят о человеке, который пожадничал и поплатился за это (криминальный сленг, жаргон).
Покупателей на столь приметный и недешевый автомобиль не находилось очень долго, но однажды кадиллаком заинтересовались приезжие из города Алма-Ата (события происходили в 1986-87 годах). Между ними и Шишковым, по инициативе Шишкова, была достигнута устная договоренность о том, что последний продает авто за 25 000 рублей, но со следующим условием: 4 000 они платят официально через кассу, а остальные из рук в руки. Официально-то они заплатили, а остальных Шишков так и не увидел…
Налицо был криминальный развод, но обращаться в правоохранительные органы было нельзя – известный раллист сам предложил финансовую махинацию, по результатам которой он должен был заплатить официальных налогов значительно меньше, чем положено. А за такие деяния в те годы предусматривался срок от пяти до десяти лет. Попытки получить ранее оговоренную сумму при помощи посредников в криминальной среде (к тому времени разгул преступности уже набирал обороты по всей стране) также не увенчались успехом. Наши соотечественники, прибыв в Москву заранее, обсудили с "местными" запланированное действие, и поэтому Cadillac своим ходом беспрепятственно выехал в сторону Казахстана.
Кому и как долго у нас в республике довелось владеть бывшим лимузином американского посла, доподлинно неизвестно. Хотя и по сей день в рядах ретроводов южной столицы ходят разговоры-небылицы об иностранном лимузине, который изредка мелькал на городских улицах до начала 90-х.
Фото: журнал QAZ-Auto
Фото: журнал QAZ-Auto
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Волга на стероидах: как Lexus и классика слились в одном уникальном кастом-проекте
- От почтового фургона до свадебного лимузина: невероятное превращение Ford LTD
- Как рождался автомобильный тюнинг в СССР: от “копейки“ до самодельных спорткаров
- Приключения итальянца в Казахстане: история восстановления Fiat Ballila
- От ГАЗ-51 до ЗИЛ-164: почему восстановление ретротехники - это важно