Как казахи невест провожали - Келін түсіру

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Продолжим знакомство с традициями и обычаями наших предков, которые собраны в моей новой книге "Қарашаңырақ". Сегодня – окончание рассказа о том,

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Продолжим знакомство с традициями и обычаями наших предков, которые собраны в моей новой книге "Қарашаңырақ". Сегодня – окончание рассказа о том,

Как казахи невест провожали. Часть II.

Другие главы книги "Қарашаңырақ"

"Келін түсіру" переводится как – "привести невесту в новый дом". По смыслу. При этом ее не подвозили к самому подъезду юрты на кортеже из праздничных повозок в шестьсот лошадиных сил каждая, а просили сойти с лошадки подальше от аула, чтоб она могла размять ножки вместе со своими подружками и женгешками, и пройтись пешочком. Полюбоваться, так сказать, красотами природы.

Иногда на окраине ставили юрту, и невеста ночевала там. Но теперь уже с новыми родственницами. В ауле она появлялась только на следующий день. К тому времени и жених уже успевал воротиться. Он должен был в любом случае опередить ее.

Встречали делегацию невесты уже местные: опять же шутками-прибаутками, песнями-плясками, шашу…

(Драки на этот раз уже не было).

А насчет шашу. Между прочим, тут есть что сказать.

Видите ли, в чем дело. Из традиций прошлого шашу прочно закрепился в народном сознании. Сам обряд символизирует, если можно так сказать, небесную манну. Когда на молодых льется дождем божественная благодать. Как известно, во время торжества виновников принято осыпать сладостями. И монетами. Чтобы жизнь была сладкой и сытной. Традиция эта популярна и в наши дни. Однако, проводя ее, надо помнить, что делать это следует весьма осторожно. Без лишнего азарта. Не выкрикивая громких имен и не призывая в помощь духа предков. Особенно монеты. Да и конфеты тоже бывают разные. Попадаются конфеты размером с увесистый булыжник. Во избежание недоразумений и в целях сохранности невесты с женихом нужно заранее сделать отбор конфет с монетами, определить их суммарный вес и только потом приступать к шашуметанию. И надо проследить, чтобы метанием занимались люди опытные и проверенные. Хорошо бы бабушки…

Помимо всего прочего, необходимо знать, что нельзя кидаться кусочками торта и остатками пирожных, как это, к примеру, делается в некоторых дурацких американских фильмах с участием таких прожженных холостяков как Ричард Гир и Джордж Клуни… Эти персонажи до добра не доведут. Они имеют отрицательную ауру и с точки зрения казахской ментальности – повторение американских традиций может привести к хаосу и неразберихе, а казахские дочки так и останутся незамужними.

Теперь дальше.

После обязательного шашу невесту заводили в покои. Там ее ждал "шымылдық".

Не пугайтесь, шымылдық это не хмурый мужик с грязными мыслями в голове. Это – тонкая такая занавесочка в виде театральных штор (ширма). Невеста устраивалась за ней как в игрушечном домике и ждала.

Нет, не жениха она ждала. Она ждала, когда все соберутся на пир. А казахи, сами знаете, как собираются. Пока мужики все вымоют головы, причешутся, побреются и разгладят бабочки к смокингам, пока женщины выберут платье, туфли, пока накрасятся и напудрятся… А надо еще скот подоить, по сараям их запереть, навоз в кучу собрать, детей всех умыть и уложить…

Впрочем, возможно, я слегка утрирую. Но главное, что в этот день никто не работал. Всем хотелось отчаянно "шаркнуть по душе" и "устроить небольшой забег в ширину!" То есть всем хотелось немножечко праздника.

Короче, когда все собирались, солнце уже клонилось к закату и невесту, наконец-то, выводили на люди.

Выводили в торжественной обстановке. Правда, без гимна. Без труб. Фанфар тоже не было. Пел один, специально подобранный, красноречивый и голосистый жырши (акын). Эта песня называлась "беташар" – "открывание лица" – и условно делилась на три части. В первой части певец расписывал достоинства невесты, тем самым как бы знакомя ее с новыми родственниками. Во второй части в незлобивой форме описывался устав, согласно которого невеста теперь должна будет жить. То есть, буквально – "не хмуриться, не грустить, не киснуть, не сплетничать, не читать желтых газет, не смотреть бесконечные сериалы, не пялиться в сотовый телефон, не чатиться с подружками, не зависать на тупых сайтах, постоянно светиться лучезарной улыбкой, быть послушной, немногословной, трудолюбивой, пахать до дому и так далее". ("Так далее" – самый важный раздел).

В третьей части своей ознакомительно-познавательно- информативно-дидактической песни жыршы представлял невесте ее новую родню.

А невеста все это время пряталась за вуалью (фатой, платком, покрывалом). И пока жырши пел, она должна была кланяться. Кланяться тому, о ком пел жырши. А пел он опять же не легкомысленную "астанадажоқжоқ" и не банальный "негеменітүсінбейсің".

Он представлял невесте всех ее новых родственников и о каждом говорил только в превосходных тонах. "Естессно", о плохих качествах и некоторых щепетильных моментах жырши благоразумно умалчивал. Если по-честному, он мог, конечно, вставить пару куплетов о невозвратных кредитах или об уголовном прошлом какого-нибудь "брәтішке" жениха, но он этого не делал. Не мог он и воспеть тайны офшоров и недавний коррупционный скандал вокруг папаши. Все это оставалось "на потом", для кухонных откровений. А тут, на тое, при такой аудитории, при таком скоплении народа, где могли прятаться представители спецслужб, петь принято было только о хорошем. Даже если его было мало. Но певец на то и певец. Он должен был заранее все пробить и разузнать, если нет, то поднатужиться и найти, и потом уже как следует подготовиться и воспеть. Да так, чтобы и тени сомнений не осталось. Чтобы каждый, послушав, подумал – да, это самая классная семья в округе! Повезло же невесте!

Как только певец произносил новое имя, невеста делала грациозный книксен и в этот момент слегка приподнимался уголок ее платочка. Это она как бы посылала воспетому господин-у (-динше) привет – сәлем. И в этот самый момент воспеваемый (-емая) родственник (-ца) должен был выкрикнуть во всеуслышание – что он дарит невесте. И люди должны были сделать большие глаза, выпучиться, восхититься, защелкать языками и обхватить голову руками. Или же, наоборот, выразить недовольство продолжительным гулом и свистом. Это если родственник попадался скупой и "зажал".

Между прочим, когда-то кланялись женихи. Правда, такое происходило задолго до свадьбы. В период выплаты калыма. А иной раз случалось так, что сватовство растягивалось на несколько лет. Года на три примерно. Пока жених полностью не расплатится за свою невесту. И пока он не стал ей законным мужем, он обязан был посещать ее урывками. И всякий раз привозить с собой подарки всем ее родным и близким. И кланяться. Всем, кто ему встретится по пути.

Обычно, зная о будущем визите жениха, родственницы невесты ставили ему юрту неподалеку от аула. Жених приезжал и кланялся тем, кто эту юрту собрал – тәжім по-казахски. Кланялся он и тем, кто мог от него потребовать проявить к себе уважения. А потребовать такое мог всякий (не только местный гаишник) – или же всякая, – что имели отношение к невесте.

Вообще жених должен был вести себя скромно и учтиво. Он должен был казаться робким и учтивым. Ему нельзя было до свадьбы попадаться на глаза будущему тестю или теще. Завидев их, он стремглав бежал куда-нибудь подальше, в кусты, и тихо там сидел.

Все то время, пока он находился в ауле невесты, над ним постоянно шутили. Его дразнили и задевали. Он даже питался отдельно. Его подкармливали украдкой сердобольные женгешки. За это он их отдельно благодарил. И все это время он должен был стойко переносить все эти издевательства и кланяться, кланяться, кланяться...

Сейчас я думаю: может и хорошо, что эту традицию у нас потихоньку забыли. И теперь кланяется только невеста. Ну и в самом деле – что с того? С нее же не убудет. Тем более, что всякий раз, когда невеста сегодня кланяется, ей преподносится көрімдік. (Мы уже знаем, что это такое. Гонорар за погляд). В этом смысле невесты, скорее всего, не против, если у жениха их оказывалось много. Родственников, я имею в виду. Ведь с каждым таким поклоном мысленно ведется подсчет и гонорар растет в геометрической прогрессии.

Но как бы то ни было – всему в этом мире наступает конец. Заканчивалась и песня беташар. Сегодня вторая и третья части этой ознакомительной песни поменялись местами. Теперь устав озвучивается последним. Жырши перечисляет права и обязанности невесты: какой ей теперь следует быть, что ей надлежит делать, а чего не делать, как себя вести, как наливать чай, как кипятить самовар, как украсить дом, как одеваться, как ходить, как садиться, как говорить, как молчать, и в красках описывает, какой прекрасной теперь будет у ней жизнь.

После разминки с беташаром, жырши грифом домбры приоткрывал лицо невесты. В некоторых регионах фату снимала матушка жениха. Обнимала-целовала, желала счастья и отдавала присутствующим женщинам на растерзание. Те рвали ее на части и уносили с собой. Фату я имею в виду, а не невесту. Дома они обвязывали оторванным кусочком посуду, в которой хранился кумыс (шубат, айран, молоко, пепси-кола, самогон) и в тайне желали: "Бие қысырамас". Это означало вкратце: да не усохнет вымя у нашей кобылицы и да уродится у нашей коровы еще один теленок! Вот таким был этот обряд.

Сегодня этой тряпочкой, оставшейся от платочка, можно обвязать, допустим, кубышку, в которой припрятаны деньги на черный день. Или же привязать ее к ножке служебного кресла, на котором сидит дражайший. И пожелать про себя: да не усохнет дно нашей кубышки, да удержится муж мой в своем кресле до новых времен, да нехай растет его кресло года в год и да вознесет его на самый верх!

Ну а потом начиналась сама жениховская свадьба.

А свадьба для казаха это вам не хухры-мухры! Для некоторых это самый настоящий смысл жизни.

Интересно, что когда-то, через несколько дней после свадьбы, отец мужа или даже его дед, надевал на голову невесты уздечку, брал ее под уздцы и водил вокруг дома. Этот обряд назывался жүгіну. Символически он означал, что девушка теперь "обуздана". То есть, она теперь послушная и управляемая, а не то, что некоторые...

Неуправляемых и непослушных жен казахи не любили и называли жүгенсіз. То есть, беспредельщица. Отмороженная. Словом, косячница по жизни. И это был приговор. За это могли даже "спросить". Или просто развестись и отправить обратно, к родителям. При чем все ее приданое оставалось у бывшего. То есть, залог был невозвратным. Но такое происходило очень редко и только в крайнем случае. Обычно, казахские жены были самыми лучшими женами в мире. Самыми послушными, самыми управляемыми и самыми терпеливыми. И это тоже научно доказанный факт. Хотите удостовериться?

Об этом в следующих главах...

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 511.63  course up  576.01  course up  6.36  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 13
Астана 17
Актау 17
Актобе 11
Атырау 15
Б
Балхаш 13
Ж
Жезказган 13
К
Караганда 15
Кокшетау 13
Костанай 18
Кызылорда 14
П
Павлодар 14
Петропавловск 9
С
Семей 9
Т
Талдыкорган 19
Тараз 15
Туркестан 10
У
Уральск 7
Усть-Каменогорск 19
Ш
Шымкент 12

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer