26 ноября, ровно через год после успешной "Келинки Сабины", студия Nurtas production выпустила на наши экраны новую комедию "Побег из аула. Операция "Махаббат". Схема производства осталась всё той же: киноверсия полюбившегося телесериала плюс Нуртас Адамбай — актер, режиссер, сценарист и продюсер в одном лице.
Конечно, "Побег из аула" это не "Побег из Шоушенка" (лучший фильм о свободе), и не "Побег из курятника" (шедевр пластилиновой анимации), он совсем о других реалиях, с другими целями и задачами.
В своей второй послесериальной комедии Нуртас Адамбай возвращает себе мужскую идентичность, становится Ерболом и вместе с друзьями отправляется покорять город. И когда здесь, случайно столкнувшись с красавицей Айсулу, которая к тому же оказывается дочерью олигарха, Ербол открывает в себе то самое чувство "с первого взгляда", друзья понимают, что все их финансовые проблемы разом сможет решить только одно — брак по расчету, или операция "Махаббат". Так возникает конкретный и сразу же скажу оригинально прописанный сценарий в жанре авантюрной комедии.
После "Келинки" Адамбай делает шаг вперед: он пытается соединить скетч-комедию КВН-овского разлива с мелодрамой. И если с комедией в нашем кино за последние пять лет более-менее что-то получалось, то с мелодрамой — совсем наоборот: пресно, невыразительно, фальшиво. Исключением, которое подтверждает правило, стала разве что нежная лав-стори Сакена Жолдаса "Он и она".
Романтическим эпицентром "Побега из аула" становится Аружан Джазильбекова — главная милашка казахстанского кино по части образумить героя, идущего не тем путем ("Рэкетир-2"), сломать преступный замысел ("Ограбление по-казахски") или закрутить свадебный переполох ("Свадьба на троих"). Джазильбекова всегда играет одно и то же амплуа: "покажи мне любовь", она всегда сбивает с ног и перечеркивает планы героя-мужчины, и она, Аружан, всегда оказывается победительницей на букву "А": Айнура, Алия, Альбина, Айсулу. Похоже, что ее собирательный образ постепенно становится мелодраматическим архетипом нашего кино и эталоном женственности: хрупкая, утонченная, нежная.
После премьеры фильма журналисты и блогеры либо пересказывали сюжет, либо оценивали фильм по принципу "цепляет-не цепляет". Больше в всего в этих оценках удивляет стойкое убеждение, что "жанр комедии не предполагает шедевров по части актерской игры". Неужели? Но тогда без обаяния и таланта Луи де Фюнеса, Бельмондо, Леонова, Бениньи и Уильямса можно смело обойтись, потому как "жанр комедии не предполагает". Мне-то кажется, что именно по части актерской игры (и не только в комедии) казахстанскому кино уже давно пора искать "скрытые резервы". Хочется верить, что среди "внуков и правнуков" Шакена Аймановаа с его незабвенным Алдаром Косе не перевелись таланты лицедейства. Будут таланты — будут и поклонники, а пока этого нет в бой идут одни «старики» - Нуржуман Ихтымбаев и Ерболат Тогузаков.
Если судить "Побег из аула" по гамбургскому счету и по законам жанра, то нужно ставить его в один ряд с такими шедеврами любовного авантюризма, как "Отпетые мошенники" со Стивом Мартином и Майклом Кейном и "Игрой в четыре руки" с Жаном-Полем Бельмондо. Конечно, эти и многие другие фильмы авантюрного жанра покоряют и искрометными гэгами и их актерским воплощением, но... они не наши. Они не местные и не так узнаваемы. И в этом, как мне кажется, главное преимущество Нуртаса Адамбая: при всей самодеятельности его скетчей при маленьком калибре шуток, гэгов и не всегда остроумных диалогах, он берет местным компонентом: доброй сатирой, легкой иронией и фарсом.
В "Келинке" Адамбай доказал, что можно смеяться над вещами ментально узнаваемыми, над характером, привычками и языком, над ментальностью как таковой. Не насмехаться, а именно смеяться. Без цинизма и издёвки, а по-доброму. В "Побеге" он все также легко и непринужденно создает ироничное зеркало нашей жизни, глядя в которое можно от чего-то, как от прошлого, избавиться, смеясь. В этом зеркале можно увидеть многое.
Здесь есть понты и беспонтовый авантюризм, безденежье и роскошное чванство, извечное противостояние "мажориков и колхозников", есть ирония на воодушевляющий патриотизм KZ (этот эпизод с патриотической экзальтацией просто шедеврален), есть стена Батыра, последнего в нашей культуре солдата любви, есть уморительная карикатура на криминальные авторитеты в лице монстра Базаубаса, которому собственная жена запросто может влепить нагоняй за то, что тот не купил хлеба, наконец, в "Побеге" есть Глас божий — пародия "точь-в-точь" на голос президента, которая действует как гипноз и сражает наповал.
В целом "Побег из аула" получился вполне смотрибельным и зрительским, так что операция "Махаббат" по смене келинкой Сабиной пола удалась.