Скрытые рынки труда в Казахстане

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button


В текущий момент официальный уровень безработицы составляет всего 4,9 процента (по состоянию на третий квартал 2016 года). Вместе с тем число безработных, "непродуктивно самозанятых" и части "неактивных" без уважительных причин составляет 1,4 миллиона человек или 15 процентов от экономически активного населения.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети


В текущий момент официальный уровень безработицы составляет всего 4,9 процента (по состоянию на третий квартал 2016 года). Вместе с тем число безработных, "непродуктивно самозанятых" и части "неактивных" без уважительных причин составляет 1,4 миллиона человек или 15 процентов от экономически активного населения.

Таким образом, реальное число незанятого населения Казахстана гипотетически может превышать официальные показатели статистики почти в три раза.

Это стало возможным благодаря принятию новой методики (МЗСР), согласно которой часть "непродуктивно самозанятых" была отнесена к "неактивному" населению.

По прогнозам Центра прикладных исследований "Талап", к 2020 году население РК старше 15 лет вырастет на 350 тысяч человек. Основной рост придется на реально неактивное население - студентов, пенсионеров, инвалидов - 240 тысяч человек - что создаст нагрузку на социальную часть государственного бюджета. При этом число скрытых безработных - самозанятых, безработных и части "неактивных" - может вырасти на 110 тысяч человек и достигнуть 3,4 миллиона человек.

Для достижения рынком труда уровня стран ОЭСР численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 миллиона человек до восьми миллионов человек к 2030 году, то есть расти на 500 тысяч каждые пять лет. Для этого к 2030 году должно быть создано дополнительно 1,5 миллиона рабочих мест.

Вместе с тем недавно принятая Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства предусматривает охват инструментами обучения и микрокредитования 500 тысяч безработных и самозанятых (из них 84 процента в сельской местности), в результате чего предполагается к 2025 году появление 500 тысяч новых предпринимателей. То есть 91 процент охваченных программой должны стать предпринимателями.

Вместе с тем, согласно последним опросам Агентства по статистике, лишь 15 процентов опрошенных безработных изъявили желание пройти обучение или получить другую специальность; менее 1 процента безработных искали ресурсы и обращались за кредитованием для открытия собственного бизнеса. Таким образом, планируемый целевой показатель программы вызывает обоснованные сомнения.

Задача по росту занятости усложняется серьезным сжатием малого и среднего бизнеса, который, как правило, поддерживал наиболее уязвимые слои населения. Так, за 2016 год количество действующих субъектов МСБ сократилось на 104 тысячи единиц, или на 8 процентов. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 6,9 процента, численность занятых сократилась на 3 процента.

На фоне падения деловой активности показателен рост налоговых поступлений на 1,1 триллиона тенге или 23 процента, который свидетельствует о возможном ужесточении налогового администрирования.

При этом с 1 января 2018 года ожидается введение пенсионных взносов для работодателей в размере 5 процентов.

Обязательными станут отчисления работодателей на социальное медицинское страхование: с 1 июля 2017 года - 1 процент; с 1 января 2018 года - 1,5 процента; с 1 января 2020 года - 2 процента; с 1 января 2022 года - 3 процента. С 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели также будут отчислять взносы в ФСМС в размере 5 процентов от двух МРЗП, то есть около 2,5 тысячи тенге в месяц.

Принят закон, устанавливающий снижение порога НДС с 2018 года: 25 000 МРП в 2018 году, 20 000 МРП в 2019 году, 15 000 МРП с 2020 года.

Если принять во внимание текущие сложности с налоговым администрированием, то все эти меры лягут тяжелым бременем на плечи бизнеса, который будет вынужден уходить в тень, скрывая формальную занятость.

Для восстановления роста деловой активности и стимулирования занятости необходимы реальные позитивные сигналы для бизнеса.

На наш взгляд, такими мерами могут стать (не ограничиваясь) в первую очередь:

• оптимизация налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (отказ от НДС, снижение нагрузки на ФОТ до 10-20 процентов, "горизонтальный" налоговый режим для МСБ);

• снижение репрессивности уголовного законодательства (отмена статьи "лжепредпринимательство");

• реальное и существенное сокращение квазигосударственного сектора;

• повышение бюджетной устойчивости за счет сокращения неэффективных расходов, в первую очередь сокращение финансирования квазигоссектора, точечной поддержки предприятий, госсубсидий, консалтинговые исследования и содержание госаппарата;

• существенное увеличение расходов на образование;

• решение проблем банковского сектора (очищение от плохих кредитов, снижение волатильности курса тенге, снижение базовой ставки).

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 524.37  course up  610.36  course up  6.7  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 28
Астана 19
Актау 33
Актобе 27
Атырау 31
Б
Балхаш 27
Ж
Жезказган 18
К
Караганда 17
Кокшетау 21
Костанай 30
Кызылорда 18
П
Павлодар 18
Петропавловск 21
С
Семей 27
Т
Талдыкорган 29
Тараз 31
Туркестан 24
У
Уральск 19
Усть-Каменогорск 33
Ш
Шымкент 28

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer