1. Главная
  2. Почитай

Важность коммуникации. Чего мы лишаем детей в период дистанционного обучения?

Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

Это авторский блог журналиста Зауре Казыбаевой

В настоящее время общество предъявляет повышенные требования к личностным качествам человека, наиболее востребованным из которых является навык коммуникации.

Находясь на дистанционном обучении более полугода, дети теряют этот необходимый для выживания в современном обществе навык. В школах они не только обучаются, получая знания, они учатся жизни, дергая друг друга за косички, и переживают столь необходимые для эмоционального развития эмоции, которые не получат, сидя за экранами компьютеров.

В большинстве своем дети не рождаются интровертами, чаще всего их делаем такими мы, родители, не балуя столь необходимым вниманием, чаще ссылаясь на никогда не наступающее "потом", закрывая желание детей проговорить свои эмоции, найти поддержку и понимание.

Коммуникативная деятельность в подростковом возрасте является ведущей, низкий уровень коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и его реализацию в социуме.

К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение. В развитии и оценивании этих задач значима работа педагога. Именно он определяет стартовый уровень коммуникативной компетентности ребенка. Диагностика позволяет определить комплекс задач, необходимый подростку для его успешного продвижения по индивидуальной траектории.

Эффективной практикой в закреплении коммуникативных навыков является работа дискуссионных клубов. Обсуждение с подростками таких важных понятий, как дружба и любовь, информирование о последствиях курения, алкогольной, наркотической и игровой зависимости сформирует у них навык устойчивости к давлению группы сверстников и навык безопасного поведения. Также можно научить подростка планированию и достижению личных целей.

Ролевые игры являются еще одним методом развития коммуникации. В условиях ролевой игры подростки сталкиваются с ситуациями, которые характерны для реальной деятельности, и становятся перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Особенностью же сензитивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Суть тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти знания со своим самовосприятием.

В последнее время коучи и психологи выявляют у подростков повышенную тревожность, интровертность, огромный потенциал креативности у мальчиков и доминантность у девочек. Не реализовывая потребность в общении, наши дети заменяют настоящую жизнь виртуальной. И эта проблема требует повышенного внимания со стороны образовательных учреждений.