ПОДЕЛИТЬСЯ
31 октября 2013 | 11:57
Единый организатор государственных закупок не решит проблему коррупции в Казахстане
Единый организатор государственных закупок не решит проблему коррупции в Казахстане. Так считают эксперты, опрошенные корреспондентом Tengrinews.kz. Ранее сообщалось, что при Министерстве финансов Казахстана будет создан Единый организатор государственных закупок. По словам министра финансов Болата Жамишева, данный орган будет проводить все конкурсы и аукционы по бюджетным инвестиционным программам. Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов отметил, что на сегодняшний день повсеместно нарушаются процедуры проведения госзакупок "и здесь есть случаи не только коррупции, но и простого незнания процедур госзакупок". "Поэтому имеет смысл отдать проведение госзакупок специализированному органу", - сказал собеседник. Однако экономист считает, что есть и другие проблемы. "Во-первых, сосредоточение госзакупок в одном органе лишь повысит коррупциогенность, во-вторых, чисто физически объем работы, распределенный по большому количеству людей, теперь будет выполняться намного более меньшим числом сотрудников, что, скорее всего, снизит качество госзакупок", - сказал Худайбергенов. Спикер полагает, что, возможно, даже произойдет дублирование работы. "Ведь все равно госпредприятия будут держать специалистов по госзакупкам, которые будут готовить документы и передавать их единому оператору. Если такое произойдет, то это дублирование лишь приведет к еще большему затягиванию сроков проведения закупок. А ведь госзакупки и так были настолько зарегулированы, что резко затягивали операционную деятельность", - заявил экономист. Кроме того, Худайбергенов считает, что в целом закон о госзакупках в любом виде не сможет стать "эффективным заслоном против коррупции". "Всегда найдется юридическая лазейка, а вот для честного руководителя этот закон будет лишь фактором, замедляющим скорость работы", - пояснил он. По мнению собеседника, Единый организатор государственных закупок заработает не ранее, чем через год. "Но скорее всего, опять придется дорабатывать и менять", - заключил собеседник. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Махсат Сагимбеков отметил, что инициатива создания Единого организатора государственных закупок, которую планируют запустить с начала 2014 года, вызывает неоднозначную реакцию. "С одной стороны, повысится должностной уровень конкурсных комиссий, председателями которых станут министры и акимы, но с другой стороны, единый орган становится еще одним бюрократическим посредником. Как это минимизирует коррупционную составляющую, пока не совсем понятно", - сказал аналитик. "Даст ли нужный эффект нововведение благодаря лишь предполагаемому разрыву прямого сотрудничества организатора государственных закупок и аффилированных поставщиков или же теперь просто увеличится "откатная" часть?" - задался вопросом Сагимбеков. На его взгляд, идея Единого организатора государственных закупок должна быть лишь одним из этапов комплекса мероприятий. "Ведь по сути коррупциогенный фактор кроется не только в бюрократической близости этих сторон, он может быть закамуфлирован и в части конкурсных условий, коротких сроках "под своих", квалификационных требований к потенциальным поставщикам. Ведь именно на этом этапе отсеиваются "неугодные" поставщики. Поэтому говорить сейчас о каких-либо серьезных изменениях в сфере госзакупа будет преждевременно", - прокомментировал аналитик АИРИ. По словам аналитика инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антона Сороко, Единый организатор государственных закупок в лучшем случае может быть создан через пару лет. "Учитывая высокую долю госрасходов в ВВП Казахстана (около 10-12 процентов), проведение структурных реформ в этом сегменте экономики должно дать ощутимый позитивный эффект для экономики страны", - сказал аналитик. В то же время, собеседник считает, что стоит обратить внимание на тот факт, что ключевым изменением в процессе проведения госзакупок посредством аукциона является создание прозрачного механизма подачи заявок и определения победителя конкурса. "Такие изменения обычно стимулируют интерес мелкого и среднего бизнеса к данному полю деятельности, а также ограничивают деструктивное влияние коррупционных механизмов, что в результате снижает расходы государства (за счет ценовой конкуренции между участниками аукциона)", - пояснил спикер. Между тем, аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева также считает, что Единый организатор государственных закупок не решит проблему коррупции в госзакупках. "Гарантии, что сотрудники новой организации не будут преследовать свои интересы, нет", - заявила она. По словам аналитика, на создание данного органа много времени уйти не должно. "В течение года власти Казахстана вполне способны реализовать новую инициативу", - сказала Кокорева.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Единый организатор государственных закупок не решит проблему коррупции в Казахстане. Так считают эксперты, опрошенные корреспондентом Tengrinews.kz. Ранее сообщалось, что при Министерстве финансов Казахстана будет создан Единый организатор государственных закупок. По словам министра финансов Болата Жамишева, данный орган будет проводить все конкурсы и аукционы по бюджетным инвестиционным программам. Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов отметил, что на сегодняшний день повсеместно нарушаются процедуры проведения госзакупок "и здесь есть случаи не только коррупции, но и простого незнания процедур госзакупок". "Поэтому имеет смысл отдать проведение госзакупок специализированному органу", - сказал собеседник. Однако экономист считает, что есть и другие проблемы. "Во-первых, сосредоточение госзакупок в одном органе лишь повысит коррупциогенность, во-вторых, чисто физически объем работы, распределенный по большому количеству людей, теперь будет выполняться намного более меньшим числом сотрудников, что, скорее всего, снизит качество госзакупок", - сказал Худайбергенов. Спикер полагает, что, возможно, даже произойдет дублирование работы. "Ведь все равно госпредприятия будут держать специалистов по госзакупкам, которые будут готовить документы и передавать их единому оператору. Если такое произойдет, то это дублирование лишь приведет к еще большему затягиванию сроков проведения закупок. А ведь госзакупки и так были настолько зарегулированы, что резко затягивали операционную деятельность", - заявил экономист. Кроме того, Худайбергенов считает, что в целом закон о госзакупках в любом виде не сможет стать "эффективным заслоном против коррупции". "Всегда найдется юридическая лазейка, а вот для честного руководителя этот закон будет лишь фактором, замедляющим скорость работы", - пояснил он. По мнению собеседника, Единый организатор государственных закупок заработает не ранее, чем через год. "Но скорее всего, опять придется дорабатывать и менять", - заключил собеседник. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Махсат Сагимбеков отметил, что инициатива создания Единого организатора государственных закупок, которую планируют запустить с начала 2014 года, вызывает неоднозначную реакцию. "С одной стороны, повысится должностной уровень конкурсных комиссий, председателями которых станут министры и акимы, но с другой стороны, единый орган становится еще одним бюрократическим посредником. Как это минимизирует коррупционную составляющую, пока не совсем понятно", - сказал аналитик. "Даст ли нужный эффект нововведение благодаря лишь предполагаемому разрыву прямого сотрудничества организатора государственных закупок и аффилированных поставщиков или же теперь просто увеличится "откатная" часть?" - задался вопросом Сагимбеков. На его взгляд, идея Единого организатора государственных закупок должна быть лишь одним из этапов комплекса мероприятий. "Ведь по сути коррупциогенный фактор кроется не только в бюрократической близости этих сторон, он может быть закамуфлирован и в части конкурсных условий, коротких сроках "под своих", квалификационных требований к потенциальным поставщикам. Ведь именно на этом этапе отсеиваются "неугодные" поставщики. Поэтому говорить сейчас о каких-либо серьезных изменениях в сфере госзакупа будет преждевременно", - прокомментировал аналитик АИРИ. По словам аналитика инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антона Сороко, Единый организатор государственных закупок в лучшем случае может быть создан через пару лет. "Учитывая высокую долю госрасходов в ВВП Казахстана (около 10-12 процентов), проведение структурных реформ в этом сегменте экономики должно дать ощутимый позитивный эффект для экономики страны", - сказал аналитик. В то же время, собеседник считает, что стоит обратить внимание на тот факт, что ключевым изменением в процессе проведения госзакупок посредством аукциона является создание прозрачного механизма подачи заявок и определения победителя конкурса. "Такие изменения обычно стимулируют интерес мелкого и среднего бизнеса к данному полю деятельности, а также ограничивают деструктивное влияние коррупционных механизмов, что в результате снижает расходы государства (за счет ценовой конкуренции между участниками аукциона)", - пояснил спикер. Между тем, аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева также считает, что Единый организатор государственных закупок не решит проблему коррупции в госзакупках. "Гарантии, что сотрудники новой организации не будут преследовать свои интересы, нет", - заявила она. По словам аналитика, на создание данного органа много времени уйти не должно. "В течение года власти Казахстана вполне способны реализовать новую инициативу", - сказала Кокорева.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также