В среду 5 июля заместитель начальника генерального штаба Вооруженных сил России Анатолий Ноговицын заявил, что Грузия ведет подготовку к новой военной агрессии. Однако на этот раз правительство страны поступает более обдуманно и пытается эти сведения не афишировать, как в период перед августовским конфликтом 2008 года. Сейчас вооружается грузинская армия под видом подготовки к вступлению страны в НАТО.
Зрите в корень
Корни грузино-осетинского конфликта лежат в далеких 1990-х годах. Когда разваливалась великая советская держава, сердобольные политики дали добро автономным областям самим определяться со своей территориальной принадлежностью - войти в состав выходящей республики или же остаться частью СССР. Тогда как Грузия в 1991 году покинула Союз, Южная Осетия осталась в его составе. С этого момента и начались жестокие столкновения на политической арене, сопровождавшиеся не менее жестокими вооруженными конфликтами между Грузией и Южной Осетией.
Официальной датой начала последнего грузино-осетинского военного конфликта, или как его еще называют "пятидневной войны", считается 8 августа 2008 года. Однако еще в конце июля Грузия и Южная Осетия то и дело перебрасывались ракетами и обстреливали приграничные территории друг друга.
Тут, пожалуй, понять можно обе стороны - Грузия не хотела терять внушительный кусок своей территории и настаивала на принадлежности Южной Осетии к грузинской республике. Осетины же, уставшие от постоянных притеснений грузинских властей, стремились к созданию собственного полноценного государства.
Только, казалось, стороны с горем пополам договорились о прекращении огня к вечеру 7 августа, как уже ночью Тбилиси резко сменил свою позицию. Итогом таких перемен стало военное нападение на территорию южно-осетинской республики. В ночь с 7 на 8 августа войска Грузии начали массированный артиллерийский обстрел города Цхинвали и прилегающих районов. После чего грузинская армия силами бронетехники и пехоты штурмовала столицу Южной Осетии. Официально поводом к военному выступлению страна называет нарушение договоренности о прекращении огня со стороны осетинских военных. Но, разумеется, власти Южной Осетии полностью это отрицают.
Тут уж Россия не могла оставаться в стороне. Во-первых, статус лидирующей страны в регионе обязывает. А во-вторых, что более важно, российская сторона имеет свои виды на территории Закавказья. Напомним, что после того, как СССР перестал существовать, Россия предложила жителям Абхазии и Южной Осетии принять российское гражданство, в качестве страны-преемницы Советского Союза. В итоге к 2006 году около 80 процентов населения Южной Осетии являлись гражданами РФ. С этой точки зрения вмешательство Москвы в грузино-осетинский конфликт являлось актом по защите собственных граждан.
Пока солдаты вели боевые действия на грузино-осетинской границе информационное пространство также подверглось массированной пропагандистской атаке. Западные СМИ обвиняли во всех грехах Россию, а российские - Грузию.
Купить президента
Если при рассмотрении августовской ситуации выйти за рамки новостных сообщений, то на поле грузино-осетинского конфликта можно разглядеть еще одну фигуру - Соединенные Штаты. Едва ли участие США в августовской войне стало для кого-то неожиданностью.
"Маленькая Грузия, по сути является протекторатом США… Ни для кого не секрет, что грузинские чиновники получают официальную зарплату из Госдепартамента США. Грузия в одиночку не продержалась бы и 10 минут - без поддержки американских долларов", - именно так высказался по поводу происходивших в 2008 году событий депутат Европарламента Джульетто Кьеза. Что же получается? "Маленькая Грузия" воюет с еще более маленькой Южной Осетией. А в это время за ними стоят две державы, практически с начала 20 столетия борющиеся за влияние и превосходство в мире: Россия и США.
Сейчас в преддверии годовщины грузино-осетинского военного конфликта ситуация вновь обострилась. Причем настолько, что Белый дом усмотрел серьезную угрозу территориальной целостности и политической невредимости Грузии. В связи с этим Совет национальной безопасности США установил полный спутниковый контроль над грузинской территорией.
5 августа было объявлено о создании специальной рабочей группы в рамках Совета. При этом докладывать о ситуации в стране будут напрямую американскому президенту Бараку Обаме. В случае незаконного пересечения посторонними объектами грузинской границы, США пообещали отреагировать незамедлительно. Как умеют реагировать США, знает уже весь мир, особенно свежи воспоминания об этих уроках в странах Ближнего Востока.
Грузинский президент Михаил Саакашвили, полностью уверенный в поддержке США, уже заявляет, что Россия заранее проиграла все возможные сражения вокруг южно-осетинского спора. "Президент Соединенных Штатов четко заявил в Москве о поддержке Грузии... Любые агрессивные планы России против Грузии сорваны, и войны уже не будет", - заявил он на заседании Совета национальной безопасности страны.
Более того, по мнению Саакашвили, у России "нет даже одного процента сохранить оккупированные грузинские территории". Южную Осетию, опекаемую российскими миротворческими силами, грузинская сторона считает своей суверенной территорией, находящейся под гнетом русских оккупантов.
Откуда ракета? Из леса, вестимо
Такая уверенность правящей администрации Грузии в положительном развитии событий подкреплена не только "честным словом" Обамы, но также и значительно увеличившимся военным потенциалом страны. Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин уже констатировал, что сегодняшний уровень вооружения Грузии значительно превосходит по качеству и количеству тот, что был в начале конфликта с Южной Осетией в прошлом году.
"По чьему-то наущению происходит милитаризация Грузии, - говорит он. - И по тому же наущению Грузия может спровоцировать новый вооруженный конфликт, который вынудит Россию обратить свои военные, материальные, людские и политические ресурсы в зону военных действий. Во время мирового кризиса война весьма "поспособствует" движению экономики. И движение это - откат и регресс".
Вслед за экономикой увязнут и политика, и социальная сфера. А уж там, откуда ни возьмись, во всей красе встанут вопросы сепаратизма и терроризма. Самый настоящий "коктейль Молотова" для подрыва государственной стабильности и влиятельности. Путем простых логических размышлений, не трудно предположить, кому и зачем нужен такой результат.
Ты - мне, я - тебе
Пока два ферзя мировой политики делят шахматное пространство Грузия и Южная Осетия снова направляют друг на друга оружие. 30 июля обе стороны одновременно заявили о ночном обстреле своих территорий. Тбилиси объявил об обстреле грузинского села Никози со стороны Южной Осетии. Осетины, в свою очередь, сообщили, что неизвестные открыли огонь по южной окраине Цхинвали. Жертв, по счастливой случайности, удалось избежать.
3 августа село Отрев Цхинвальского района Южной Осетии подверглось обстрелу из грузинского села Плави. Грузия тут же поспешила отвергнуть все предъявленные обвинения, назвав их очередной провокацией.
Россия на выпады Тбилиси ответила довольно жестко. Министерство обороны страны официально заявило, что в случае дальнейших провокаций Москва готова пойти "на применение всех имеющихся сил и средств для защиты граждан Республики Южная Осетия и российских военнослужащих". Правительство страны уже сообщило о расширении российского военного присутствия в Южной Осетии. К концу 2009 года число российских солдат достигнет 1,5 тысячи, не считая бойцов пограничной службы.
Ущелье раздора
Масла в огонь территориальных споров подлила и юго-осетинская сторона. Президент страны Эдуард Кокойты потребовал у Грузии территорию Трусовского ущелья, так как эта "исконно осетинская земля" была несправедливо передана под контроль Грузии еще при СССР.
Разумеется речи о том, что Тбилиси по доброте душевной подарит осетинам ущелье, идти не может. Более того, если власти Южной Осетии будут настаивать на передаче части территорий, которые Грузия считает своей, это лишь усугубит конфликт.
В случае, если ситуация будет развиваться в том же конфликтном русле, приближающаяся годовщина грузино-осетинского конфликта обещает быть богатой на события. Возможно, тогда станет ясно, насколько продвинулась Грузия в деле вооружения, как отреагирует Вашингтон на тревожные данные своих спутников и на что готова пойти Россия ради мира в Закавказье.
В среду 5 июля заместитель начальника генерального штаба Вооруженных сил России Анатолий Ноговицын заявил, что Грузия ведет подготовку к новой военной агрессии. Однако на этот раз правительство страны поступает более обдуманно и пытается эти сведения не афишировать, как в период перед августовским конфликтом 2008 года. Сейчас вооружается грузинская армия под видом подготовки к вступлению страны в НАТО.