В Хельсинки прошла первая полноформатная встреча президентов России и США. Путин и Трамп общались друг с другом 2 часа 10 минут. Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК - Елбасы Антон Бугаенко специально для Tengrinews.kz прокомментировал встречу двух лидеров.
В Хельсинки прошла первая полноформатная встреча президентов России и США. Путин и Трамп общались друг с другом 2 часа 10 минут. Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК - Елбасы Антон Бугаенко специально для Tengrinews.kz прокомментировал встречу двух лидеров.
На фоне обострения двусторонних отношений двух великих держав в последние годы эта встреча вызывает повышенный интерес всего мирового сообщества. Переговоры между двумя лидерами стали первым серьезным диалогом Москвы и Вашингтона с момента начала Украинского кризиса.
С тех пор произошли кардинальные изменения в мировой политике, а соперничество двух держав привело к появлению множества проблем, которые и стали основными темами обсуждения этой встречи. К ним можно отнести в первую очередь Украину, Сирию и вмешательство России в американские выборы.
При этом российская сторона не настроена на обсуждение последнего пункта, так как заявляет о своей непричастности и отсутствии вмешательства в выборы. Собственно, и сам Трамп не проявляет особенного желания обсуждать эту тему, навязанную ему американским политическим истеблишментом. Пикантность ситуации заключается в том, что вынужденный заявлять о вмешательстве в президентские выборы Трамп вредит сам себе, так как если подобное вмешательство было, то оно принесло победу нынешнему хозяину Белого дома. Это заставляет считать маловероятным какое-либо серьезное давление лично Трампа во время переговоров с Путиным.
Позиции двух стран по Украине также серьезно расходятся. Начиная с самого определения кризиса, в который американцы включают Крым, а россияне заявляют о невозможности даже упоминания полуострова в переговорах. В украинском вопросе, однако, следует разделять политику США и личную позицию президента Трампа. Во время своего турне по Европе американский президент неоднократно заявлял о своем непонимании украинской позиции, и по общему тону его заявлений становится ясным желание Трампа достичь взаимовыгодного соглашения напрямую с Россией, в обход Украины. В этом большую роль играют личные черты характера Трампа, стремящегося к взаимовыгодным сделкам. Проблема заключается в том, что не всегда стратегии, используемые в бизнесе, эффективны в международной политике. К тому же этот курс Трампа вступает в конфликт со стратегическим давлением Запада на Россию по идеологическим причинам.
Такая стратегия, договоренности между лидерами, ближе скорее российскому подходу. Это, однако, не сможет сделать переговоры между Трампом и Путиным результативными. Если в России такой метод оправдан ввиду сильной единоличной власти, то в США президент не обладает всей полнотой власти. Особенно если речь идет о Дональде Трампе, лишенном поддержки большей части политического истеблишмента. Конгресс обладает всей полнотой власти, а практически все его члены, вне зависимости от партийной принадлежности, настроены крайне антироссийски. Именно это двоевластие не приведет встречу в Хельсинки к какому-либо вразумительному результату. Ни одно предложение Трампа не будет осуществимо без поддержки Конгресса, которой ждать не приходится.
Антироссийская позиция Конгресса США является также главным препятствием для снятия санкций с России, а это в свою очередь могло бы стать основным предметом торга американского президента в переговорах с российским лидером. Однако в данный момент санкции институализированы, а значит, не могут быть отменены простым росчерком президентского пера, что ограничивает его возможности на хельсинкских переговорах.
Между тем именно этот пункт является, по сути ,самым важным для Москвы в двусторонних отношениях в данный момент. Более ни один другой пункт не является таким важным для российского лидера. По всем остальным вопросам договоренности либо невозможны, как в случаях с Украиной и выборами, либо неинтересны самому Кремлю, как в случае с Сирией.
Сирийский кризис в данный момент развивается в выгодную для России сторону, пророссийские силы владеют инициативой и постепенно захватывают контроль над всей территорией страны. США на этом участке двусторонних отношений предложить России практически нечего, так как проамериканские силы ослабли, а с региональными державами Москва сможет договориться и без помощи Вашингтона.
Таким образом, мы получаем парадоксальную ситуацию. Две крупнейшие конфликтующие между собой великие державы не проводили переговоры на высшем уровне пять лет, в течение которых в отношениях двух стран появились значительные точки соперничества. Политическое соприкосновение интересов двух стран велико как никогда с момента окончания Холодной войны. Создается ощущение, что встреча лидеров этих двух стран является важным пунктом, который мог бы стать отправной точкой для решения накопившихся проблем. Однако лидерам двух стран в данный момент просто нечего предложить друг другу. Отношения между Москвой и Вашингтоном перешли в стадию хронического соперничества.
Несмотря на отсутствие больших практических результатов, данная встреча станет отправной точкой нового этапа развития отношений, где можно говорить о начале диалога между двумя державами. Российским руководством эта встреча будет трактоваться как окончательный провал политики изоляции, проводимой Западом с 2014 года. Это мнение верно лишь отчасти. Встреча двух лидеров дает зеленый свет тем контактам с Россией, в которых заинтересован Запад. Таким образом, будет наблюдаться некоторое оживление отношений с Россией. Однако антироссийские настроения в США все еще доминируют, к тому же нельзя забывать, что США - не есть весь Запад.
Этот факт становится особенно актуальным сегодня, когда американский лидер не пользуется популярностью в других западных странах. Европейские лидеры не разделяют энтузиазма Трампа относительно Путина. В этом можно было убедиться, наблюдая за довольно холодным общением Путина и президента Франции Макрона во время визита последнего в Москву за день до хельсинкской встречи.
Что касается самого инициатора встречи - Дональда Трампа, то он надеется во время встречи наладить личный контакт с Путиным и достичь хотя бы "твиттабельных" результатов. Однако по вышеуказанным причинам достигнуть каких-либо договоренностей с президентом России ему не удастся. Об отсутствии настроя на конкретные договоренности говорит и сам факт поспешности данной встречи, которая проводится без должной подготовки. Если при предыдущей администрации такие встречи готовились минимум за полгода, то теперь встреча была организована всего за месяц.
Несмотря на плохую подготовку и отсутствие механизмов для достижения договоренностей по ключевым вопросам, сам факт встречи говорит о заинтересованности обеих сторон в решении возникших конфликтов и необходимости диалога между странами. В текущих условиях это самое большое, что могут сделать лидеры обеих стран, и запуск переговорного процесса важен для появления механизмов решения проблем, стоящих перед двусторонними отношениями США и России.