ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
19 ноября 2024 | 19:13

КаздорНИИ: 65 лет в центре научных достижений дорожной отрасли

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Курмет Жанболатулы Фото: Курмет Жанболатулы

Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт в этом месяце отмечает 65-летний юбилей. Профильный НИИ был основан 4 ноября 1959 года как Казахский филиал государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института Министерства транспортного строительства СССР. Идея создания автономного дорожного научного центра была связана с планами расширения автодорожной сети Казахстана для потребностей растущей промышленности и масштабного проекта освоения Целины. О том, чем сегодня занимаются ученые-дорожники, рассказала президент КаздорНИИ Арман Алибаева.


Иконка комментария блок соц сети

Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт в этом месяце отмечает 65-летний юбилей. Профильный НИИ был основан 4 ноября 1959 года как Казахский филиал государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института Министерства транспортного строительства СССР. Идея создания автономного дорожного научного центра была связана с планами расширения автодорожной сети Казахстана для потребностей растущей промышленности и масштабного проекта освоения Целины. О том, чем сегодня занимаются ученые-дорожники, рассказала президент КаздорНИИ Арман Алибаева.

– Арман Халилолловна, как бы вы оценили вклад КаздорНИИ в развитие дорожной отрасли Казахстана за 65 лет?

– КаздорНИИ всегда был в центре развития дорожной отрасли страны. За эти годы мы сыграли ключевую роль в создании автодорожной сети. Особенно важна была наша работа в годы активного роста горнодобывающей, металлургической и сельскохозяйственной отраслей. Перед нами стояли сложнейшие задачи: изучить, как особенности климата, грунтов и гидрогеологии влияют на строительство дорог, и найти решения, которые позволили бы строить быстро, эффективно и надолго.

Работа велась буквально с нуля. Представьте: там, где веками ездили на лошадях, впервые появились дороги с черным покрытием. Это был колоссальный вызов. Наши ученые создали нормативно-техническую базу, которая до сих пор остается основой для всей дорожной отрасли Казахстана.

Среди наших проектов – такие знаковые объекты, как ледовый комплекс "Медео", взлетно-посадочная полоса в Алматы, Малое Алматинское кольцо и Капчагайская трасса. В последние годы институт сопровождал строительство автобана Астана - Щучинск и крупнейшего коридора Западный Китай - Западная Европа. Это все – наша гордость.

Хочу подчеркнуть, что новый импульс развитию КаздорНИИ дал переезд из Алматы в Астану в 2022 году: основной костяк опытных дорожных ученых страны был усилен амбициозными молодыми специалистами. Большую роль также играет близость к центру принятия решений. За счет этого сильно выросла скорость работ и внедрения новшеств.

– За прошедшие десятилетия многое изменилось, особенно нагрузка на дороги. Как институт адаптируется к новым реалиям?

– Изменения действительно значительные. Когда-то на одной улице было 2–3 машины, а сегодня в одной семье может быть больше автомобилей, чем раньше в целом районе. Грузовики, которые раньше перевозили 4–5 тонн, теперь весят по 40–60 тонн. Все это серьезно влияет на дороги, и нам нужно постоянно искать решения.

С течением времени также изменился климат, выросла актуальность экологической повестки, наступило время цифровизации, роботизации и внедрения искусственного интеллекта.

Дорожная отрасль должна адаптироваться к этим изменениям. Нужны новые подходы, материалы, технологии, знания и инструменты. В авангарде научно-технического развития всегда шли ученые. Наша основная задача – помочь отрасли перейти на качественно новый уровень развития. Поэтому потенциал КаздорНИИ как ведущего научно-исследовательского центра в регионе по-прежнему высоко востребован.

Сейчас мы сосредоточились на создании новых технологий и материалов для строительства, ремонта и содержания дорог, а также на замещении дорогих импортных продуктов качественными отечественными аналогами. Импортные товары дороги, а их монополия часто ведет к росту цен, что повышает стоимость проектов.

Мы также продвинулись в решении задач строительства на нестабильных грунтах, в условиях отсутствия местных каменных карьеров, и успешно доказали важность индивидуального выбора стройматериалов, учитывая климат и гидрогеологию каждого региона страны. В результате Президент недавно поручил внедрить в Казахстане технологию "Суперасфальта".

Еще одна наша инновация – использование местных слабых пород, таких как ракушечник, в строительстве дорог. С помощью наших технологий эти материалы приобретают прочность камня, что снижает затраты на логистику и удешевляет проекты.

Кроме этого, разрабатываются проекты, которые превращают промышленные отходы в материалы для дорожного покрытия, что позволяет удешевить строительство.

– Но мнение о "плохих дорогах" все еще живо. Почему так?

– Это устаревший стереотип. Сравните, что было 10–15 лет назад, и что мы имеем сейчас. Многие долгострои завершены, появились обходные дороги, такие проекты, как БАКАД, стали реальностью. В городах тоже заметны улучшения – сплошной ямочный ремонт остался в прошлом.

Вопрос качества, конечно, остается актуальным. Мы над этим работаем. Наша лаборатория постоянно тестирует щебень, битумы, грунты и асфальтобетон для подрядчиков. Мы подбираем лучшие материалы, адаптированные к климату и особенностям регионов, чтобы дороги служили как можно дольше.

Еще один важный момент – компетенции подрядчиков. Нередко проблемы с качеством дорог возникают из-за недостатка знаний или ошибок на этапе планирования. Поэтому мы открыли Центр развития компетенций, где обучаем специалистов новейшим технологиям и стандартам.

– Недавно Антикор заявил, что потенциал КаздорНИИ используется недостаточно. Говорят, что вместо прикладных исследований вы больше занимаетесь нормативной документацией. Как вы прокомментируете эту критику?

– Тут важно понимать: работа с нормативами – это не что-то второстепенное, а основа всей отрасли. Нормативы – это, по сути, азбука для любого вида деятельности. Они определяют, как, из чего и по каким стандартам должны строиться дороги.

Без качественной нормативной базы ни одна инновация не сможет быть внедрена на практике. Сейчас мы проводим полную ревизию всех дорожных стандартов страны – это более тысячи документов. Многие из них устарели, некоторые противоречат друг другу, а часть попросту дублируют друг друга. Это создает путаницу в применении и влияет на качество строительства.

Работу по обновлению нормативной базы нам поручило Министерство транспорта в 2023 году, в соответствии с поручением Президента. И это не простое занятие – оно требует глубоких научных знаний и опыта, которым обладает КаздорНИИ.

– Получается, критика не совсем обоснованна?

– Я бы сказала, что это недопонимание. Возможно, со стороны кажется, что работа над нормативами замедляет внедрение инноваций, но на самом деле это два взаимосвязанных процесса. Мы не можем продвигать передовые разработки без обновления правил, по которым работает отрасль.

К тому же, мы делаем все, чтобы ускорить внедрение. Так, совместно с Министерством транспорта будет прорабатывается возможность создания лабораторных комплексов и полигонов для ускоренных дорожных испытаний, как в Германии, Китае и США. Это позволит быстрее тестировать новые материалы и технологии.

– Какими новыми разработками может похвастать КаздорНИИ?

– Мы активно занимаемся цифровизацией отрасли. Например, создали несколько информационных систем: "Единая база дорожно-строительных материалов", СУЭМ, СУДС и "Жолшы". Эти инструменты помогают оптимизировать процесс выбора материалов, делают его прозрачным и исключают использование неподходящих продуктов.

С 2022 года мы создали серию материалов под брендом QSmart: модификатор QSmart-PM повышает устойчивость дорожного покрытия к колееобразованию, пропитка QSmart-P снижает износ бетонных дорог, а добавка для укрепления грунта QSmart-S увеличивает его прочность и морозостойкость. Также разработали антигололедный реагент QSmartAntiGlaze без соли и стойкую краску для дорожной разметки.

Это лишь те научные разработки КаздорНИИ, которые уже сейчас готовятся к производству и коммерциализации.

Ранее подобные разработки не входили в задачи института, но по поручению министерства мы привлекли ученых-химиков для создания новых материалов.

– Когда эти разработки появятся на дорогах?

– Линейка QSmart проходит тесты, которые по стандартам занимают 2 года. Антигололедный экореагент успешно испытан в Акмолинской области, и предстоящей зимой мы будем проводить дополнительные испытания эффективности в климатических условиях других регионов Казахстана.

Одновременно с казахстанским партнером готовится запуск нашего реагента в производство. Поддержка отечественного бизнеса у нас в приоритете.

Для других разработок потребуется еще 2-3 года на испытания и возможные изменения в нормативной базе.

– А как насчет планов на будущее? Какие цели у института на ближайшие годы?

– У нас большие планы. Во-первых, продолжать развитие прикладных исследований и доводить наши разработки до коммерческого производства. Во-вторых, внедрять больше цифровых решений, таких как "Единая база ДСМиНТ", чтобы ускорить процесс принятия решений в отрасли.

Кроме того, мы активно сотрудничаем с зарубежными партнерами, чтобы перенимать лучший опыт и обучать наших специалистов. Казахстан стремится стать ключевым транспортным узлом в Центральной Азии, и мы хотим внести свой вклад в достижение этой цели.

– В завершение что бы вы хотели пожелать коллегам и партнерам в юбилейный год?

– В первую очередь я хочу поблагодарить всех, кто поддерживает наш институт, верит в его потенциал и помогает развивать дорожную отрасль. Мы будем и дальше работать, искать новые технологии и решения, чтобы дороги Казахстана становились только лучше. Пусть наши разработки принесут пользу каждому жителю страны, а КаздорНИИ продолжает оставаться флагманом научных исследований в регионе.

Фото: Курмет Жанболатулы

Материал предоставлен КаздорНИИ
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 495.34   523.31   4.94 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети