18 июня 2018 | 20:04

Мадина. Она лишилась глаз, но с годами обрела иное зрение и даже создала страничку в Instagram

На самом деле у жительницы павлодарского поселка Ленинский Мадины Абдыгазизовой есть страница не только в Instagram, но и во "ВКонтакте". А еще у нее есть свой канал в YouTube. Но это не самое удивительное. Больше всего поражает ее умение преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их. Корреспондент Ренат Ташкинбаев и фотограф Турар Казангапов побывали в гостях у Мадины и услышали ее мотивирующую жизненную историю, которую теперь рассказывают читателям Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

На самом деле у жительницы павлодарского поселка Ленинский Мадины Абдыгазизовой есть страница не только в Instagram, но и во "ВКонтакте". А еще у нее есть свой канал в YouTube. Но это не самое удивительное. Больше всего поражает ее умение преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их. Корреспондент Ренат Ташкинбаев и фотограф Турар Казангапов побывали в гостях у Мадины и услышали ее мотивирующую жизненную историю, которую теперь рассказывают читателям Tengrinews.kz.

Реклама
Реклама

Из Павлодара в Ленинский приехал автобус. Оттуда вышла женщина и в сопровождении других жителей поселка направилась домой. Это Мадина Абдыгазизова. Она работает в областной библиотеке. Обычно на работу и домой добирается на инва-такси. Но в этот раз вернулась в Ленинский (12 километров от Павлодара) своим ходом.

"Просто не успела подать заявку, у нас ее в определенное время надо подавать", - объясняет Мадина.

Позже женщина расскажет, что иногда она намеренно проявляет самостоятельность и перемещается по поселку и городу без помощи. Делает она это, чтобы не терять навык.

"Я родилась в 1982 году в городе Аксу, раньше он назывался Ермак. Как мне мама рассказывала, я родилась зрячая, затем по ошибке практикантов потеряла зрение, вроде бы как мне зрачки сожгли, что-то такое с раствором связано было. Потом в глазном институте в Алматы неправильно сделали операцию, сначала удалили правый глаз, когда мне было восемь лет, затем, когда была уже взрослой, в 29 лет удалили левый глаз. Сейчас у меня протезы стоят", - начинает свой рассказ Мадина.

 

В этот момент раздается оповещение - женский голос из телефона сообщает время - 19 часов. Чуть позже этот голос расскажет Мадине о погоде на завтра, а также с его помощью она "прочитает" последние новости.

"Я работаю в областной библиотеке имени Торайгырова, преподаю для людей с ограниченными возможностями компьютерную грамотность по системе Брайля, обучаю их, как работать  со смартфоном", - рассказывает Мадина и берет в руки мобильный телефон, чтобы продемонстрировать нам, как она с ним обращается, не видя экрана.

"Окей, Гугл, Tengrinews.kz", - запрашивает у смартфона женщина, и он ей начинает скороговоркой зачитывать все, что есть на нашем сайте: там, где название статьи, программа говорит - "заголовок", там, где фотография, - "изображение".

"Это говорящая программа, с ее помощью я могу читать сайты. И точно так же я свободно захожу в Instagram, YouTube, везде..." - поясняет наша собеседница и обновляет ленту своего "Инстаграма".

"Правда, фотографий я не вижу", - уточняет она. Но зато на своей странице Мадина размещает фото и видео. В ее "Инстаграме", например, можно найти ролик о том, как она занимается физкультурой на тренажере, или снимок, на котором наша героиня демонстрирует подписчикам свежий маникюр. Ну и, конечно, фото и видео с места работы - как она обучает умению пользоваться техникой других незрячих людей.

"Эта программа озвучивает все операции, которые появляются на экране. Вот только плохо, что она только на русском языке либо на английском озвучивает, на казахском нет почему-то, не предусмотрели. Такие же программы есть и для компьютера, они тоже на казахском не озвучивают. Но сейчас по государственной программе выдают по очередности ноутбуки, которые поддерживают три языка, включая казахский. Вот только медленно очень выдают, в прошлом году восемь таких ноутбуков всего лишь выдали, даже дали людям, которым за 80 лет, а мне нет, хотя мне очень сильно нужен этот ноутбук. Я не знаю, почему так мою очередь перепутали, я до сих пор не могу получить", - говорит Мадина.

Как пояснила женщина, ценность ноутбука, который она никак не может получить, - в лицензионной программе, которая на нем установлена. "Ноутбук обыкновенный, его можно хоть где приобрести, а вот лицензионная программа на казахском языке дорогая, она не 100 тысяч стоит, не 200, а около миллиона. К спонсорам я обращалась, но это даже для них недоступно", - рассказала она.

Мобильный телефон Мадины что-то опять озвучил скороговоркой так, что нам с первого раза и не понять смысл текста.

"Это я специально такую скорость поставила, мне понятно, да и ладно, а вообще можно, конечно, уменьшить", - поясняет она.

"А вы разве успеваете понимать?" - интересуемся мы.

"Видите ли в чем дело, мы, незрячие люди... - хотела было просто ответить женщина, но решила, что нужно начать объяснять издалека.  - Я же с детства не вижу. А когда ребенок каким-то образом становится незрячим, то родителям нужно заниматься с ним, как-то реабилитировать. Вот мои родители - папа водитель молоковоза, мама работник библиотеки - находили время и меня по всяким театрам возили, в школу, по больницам, чтобы зрение спасти. И все это выработало определенную чувствительность. Я вот, допустим, лбом все чувствую, например, здание не вижу, но я его чувствую. А все потому что в детстве родители постарались. Поэтому дети не должны только дома сидеть, не должны находиться только в интернате, их надо развивать как-то. Таким образом у ребенка развивается чувствительность. Я папе и маме благодарна в первую очередь за то, что они меня с собой везде таскали, на равных с другими сестрами воспитывали, дома я и посуду мыла, и ездила ягоды собирать, все делала. Они меня не опекали, не говорили, сиди, ничего не делай, а наоборот, гоняли, воспитывали, чтобы я не сидела на одном месте, и это в конечном итоге дало хороший результат".

"Как-то в Астане мне один таксист встретился и говорит, вот у меня ребенок родился незрячий, как быть, он руками кушает, ложкой не может. Я говорю, надо научить, не надо опекать, вот сейчас он в садик ходит, потом отдайте в школу, учите сами, все свои знания, навыки передавайте ребенку", - говорит Мадина.

В то же время она уверена, что очень многое зависит и от самого человека.

"Тот, кто хочет, неважно, инвалид он либо здоровый человек, он всегда будет идти вперед до конца. Если человек цель себе поставил, то он будет ее добиваться. Вот я, например, себе цель поставила - научиться по городу ездить (на автобусе), и научилась. Поставила себе цель курсы массажистов закончить - закончила; поставила себе цель компьютер выучить с помощью Пермской библиотеки - выучила; поставила цель сыну образование дать - пожалуйста, к этому все идет сейчас. Если даже, стремясь к цели, человек падает, то нужно встать и дальше вперед идти, не надо пессимистом быть. Даже наш Президент говорил: пессимист всегда будет пессимистом, а оптимист всегда будет идти только вперед. И вообще, все зависит от человека, даже есть вроде здоровые люди, но у них ничего не получается, говорят, работы нет. Но работа всегда есть, можно и бизнесом заняться, даже семечки на улице продавать - я считаю, что это тоже своего рода работа. Видите, некоторым людям надо сразу миллион зарабатывать, но что касается финансов, то здесь нужно начинать с малого", - говорит женщина.

Мадина рассказала нам историю, как впервые сама добралась до пункта назначения.

"Мне тогда было 17 лет. В семье нас четверо сестер, я самая младшая, двое из них обычно меня водили. И вот как-то раз я из-за них в общество слепых опоздала. Я на них разозлилась, сама у людей поспрашивала, какой автобус, где остановка и так до общества доехала. Правда, дорогу в первый раз я не спокойно перешла, а перебежала, услышала, что машины далеко едут. Вот так постепенно научилась. Как говорится, язык до Киева доведет", - не без улыбки вспоминает она.

"Но и сейчас бывает иной раз я одна хожу, когда помощнику некогда, да и просто чтобы навыки хождения не терять, мало ли что в жизни может произойти", - отмечает Мадина и говорит, что ходить одной ей помогает приложение 2GIS, правда, считает, что программу эту хорошо было бы адаптировать для тех, кто лишен зрения.

"Для незрячего человека очень неудобно, доработать надо это приложение, gps-навигатор. А еще нужно доработать CityBus - программу для отслеживания автобусов", - отмечает она.

 

"Но я вам скажу, здесь дороги надо делать в поселке. Вот там асфальт сделали, но это ничего не означает, все равно дороги надо делать. Вот воду вроде бы как начали проводить, потом перестали, не знаю, что-то там с трубами связано, в общем, это неправильно, я считаю. Потом вот здесь я замечаю, хоть я и незрячая, дети ходят, почему бы здесь детские площадки не сделать где-нибудь", - рассуждает Мадина и в этот момент она не отличается от остальных жителей Ленинского, которые, так же как и она, душой болеют за родной поселок (мнение акима поселка насчет дорог, воды и детских площадок читайте здесь).

"Бывали моменты, я думала: вот идет здоровая женщина или мужчина, но зачем он или она пьяный (пьяная)? Почему свое здоровье не ценят? Или, бывало, думала: почему кто-то здоровый, а я нет? Конечно, такие мысли приходили, даже иной раз мне охота было просто без тросточки вот так с телефоном пройтись по улице. А потом я думала, раз уж судьба такая, что ж поделать, надо жить просто-напросто, несмотря ни на что. Вот я же живу в слепом виде, я вообще ничего абсолютно не вижу, я просто кожей чувствую все, слух есть. Захожу в магазин какой-нибудь, слышу запах мыла и стирального порошка, ага, значит здесь можно приобрести эти товары. Я не знаю, может быть, это сверхъестественные какие-то чувства..." - рассуждает женщина.

"Бывает, что кто-то не видит, кто-то не слышит, а кто-то вообще здоровый, но у него ничего в жизни не получилось, сидит, ничего не делает - это живой труп называется. Вообще, раз бог жизнь дал, раз уж жизнь есть, значит мы должны отвечать жизни, значит мы должны жить, должны стремиться к чему-то", - говорит Мадина.

Сейчас женщина все чаще задумывается о переезде из Ленинского в Павлодар. "Все-таки хотелось бы в городе жить. Этот дом хочу продать, потому что печку топить все равно сложновато, хоть  и соцработников дают, и сын есть, но все равно", - говорит она. Мадина подала объявление, но желающих приобрести ее дом пока нет.

 

"Я вообще мечтаю о бизнесе, - рассказала о своих планах Мадина, отметив, что ее сын решил стать медиком. - Мечтаю, чтобы сын, который сейчас учится в медицинском колледже, в будущем открыл клинику либо кабинет, своим делом занялся. Нужно только вперед идти, я считаю, работу всегда можно найти, главное, чтобы желание было".

Учитывая характер Мадины, нет никаких сомнений в том, что и эта ее мечта осуществится.

"Люди, не падайте духом", - написала Мадина на своей странице во "ВКонтакте".

Текст: Ренат Ташкинбаев, Фото: Турар Казангапов©

Аул № 7. Как живет родной поселок Скриптонита

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная