ПОДЕЛИТЬСЯ
25 июля 2019 | 10:05
Почему браконьеры в Казахстане чувствуют себя безнаказанными?
Убийство егеря Ерлана Нургалиева в январе 2019 года стало резонансным. Трагическое событие не оставило никого равнодушным, в обществе было много разговоров о статусе инспекторов, об ужесточении наказания для браконьеров. Но не прошло и года, как казахстанцев потрясла новость об убийстве еще одного инспектора. Отца пятерых детей Каныша Нуртазинова убили выстрелом в грудь 23 июля 2019 года. У казахстанцев возникает вопрос: как бороться с браконьерством? Как защитить инспекторов и егерей? Корреспондент Tengrinews.kz записал мнения о том, почему браконьеры в Казахстане продолжают чувствовать себя безнаказанными.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Убийство егеря Ерлана Нургалиева в январе 2019 года стало резонансным. Трагическое событие не оставило никого равнодушным, в обществе было много разговоров о статусе инспекторов, об ужесточении наказания для браконьеров. Но не прошло и года, как казахстанцев потрясла новость об убийстве еще одного инспектора. Отца пятерых детей Каныша Нуртазинова убили выстрелом в грудь 23 июля 2019 года. У казахстанцев возникает вопрос: как бороться с браконьерством? Как защитить инспекторов и егерей? Корреспондент Tengrinews.kz записал мнения о том, почему браконьеры в Казахстане продолжают чувствовать себя безнаказанными.
Инспекторы никак не защищены
По мнению заместителя исполнительного директора, руководителя Центра прикладной биологии Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергея Скляренко, если виновники получали бы реальные сроки, то ситуация была бы иной.
"Сейчас как получается? Охотзоопромовцы кого-то тормозят, вроде задерживают, конфискуют автомобиль. А через месяц эта же машина с этими же людьми снова выезжает на охоту. Здесь дело даже не в том, что нужно сроки увеличить. Или, как народ говорит, "стрелять в браконьеров". Это не поможет. Необходима неотвратимость закона, чтобы следствие довели до конца, виновники получили реальные сроки. Также нужно учесть, что инспекторы у нас никак не защищены. К примеру, за применение силы в отношении полицейского наказание будет в разы строже, чем за побои сотрудника природоохранной службы. Человек несколько раз задумается, стрелять ли в полицейского, но остановится ли он перед выстрелом в егеря?" - поделился директор Центра прикладной биологии АСБК.
Также Сергей Скляренко считает, что природоохранная структура в одиночку не в силах справиться с браконьерством в Казахстане.
"Потому что это настоящая международная организованная преступная группировка. Правоохранительные органы должны работать по всем звеньям этой цепочки. То есть должна идти работа против перекупщиков, перевозчиков, оптовиков и так далее. Плюс работа сейчас осложнилась тем, что у нас Таможенный союз, нет практически контроля на границах с этими странами. Как только открывают канал, оттуда начинают идти самые разные объекты животного мира. Поэтому здесь должна работать полиция, таможенные органы, пограничники, все совместно. Пограничники, кстати, задерживают больше объектов животного мира, чем таможенники, если верить статистике. Тут смысл в том, чтобы все работали дружно, согласовывали свои действия, повышали квалификацию. И это касается не только сайгаков, но и всего животного мира", - рассказал Сергей Скляренко.
После убийства егеря Ерлана Нургалиева мажилисмен Роман Ким направил депутатский запрос, где озвучил проблемные места в борьбе с браконьерами в Казахстане.
"По данным статистики, за период с 2014 по 2018 годы количество возбужденных уголовных дел по фактам браконьерства увеличилось более чем в два раза, с 70 до 154. (...) Необходимо отметить, что значительный процент возбужденных уголовных дел или прекращается, или их расследование необоснованно затягивается, а суды, как правило, ограничиваются максимально мягким наказанием для нарушителей. В настоящее время только за период 2014-2016 годов насчитывается 144 таких дела. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о ее лояльности к браконьерам". 24 января 2019 года.
Браконьерские разборки в Казахстане
Какое наказание предусмотрено за браконьерство?
Статья 339 УК РК: "Незаконное добывание, приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылка, перевозка, а равно уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных и (или) их частей и дериватов, а также растений и животных и (или) их частей и дериватов, на которых введен запрет на пользование, или мест их обитания - наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Постановление Правительства РК "О введении запрета на пользование сайгаками, их частями и дериватами на всей территории Республики Казахстан до 2020 года", согласно которому размер возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира за каждую особь сайгака составляет 200 месячных расчетных показателей.
Какие сроки получают браконьеры в Казахстане?
Приведем в пример данные из депутатского запроса мажилисмена Романа Кима.
"В 2016 году житель Карагандинской области во время задержания за незаконную охоту нанес ножевое ранение в шею инспектору РГКП "ПО "Охотзоопром". В 2017 году в Кургальджинском районе Акмолинской области браконьеры угрожали оружием охотинспектору. До сих пор фигуранты уголовного дела не привлечены к уголовной ответственности. В 2018 году на территории Жусандинской заповедной зоны Алматинской области задержаны браконьеры, которые при задержании не только пытались скрыться с места задержания, но еще и открыли огонь из нарезного оружия по машине инспекторов". 24 января 2019 года.
Экс-советник министра сельского хозяйства Сакен Калкаманов поделился случаем из собственной практики, когда был наказан не браконьер, а инспектор.
"1,5-2 года назад у нас был случай в ЮКО, когда инспектор "Охотзоопрома" при угрозе его жизни во время задержания браконьера выстрелил ему в ногу. Все инспекторы следили за этой ситуацией, за ее итогом. И что вы думаете? Инспектора осудили. Дали реальный уголовный срок за то, что он неправомерно применил оружие. Инспектора поэтому и боятся использовать оружие лишний раз".
По словам Сакена Калкаманова, после резонансного дела с убийством егеря Ерлана Нургалиева было проведено несколько слушаний совместно с МСХ, МВД, таможней, пограничной службой, "Охотзоопромом", где специалисты сформировали рекомендации. По его мнению, озвученные полгода назад предложения так и не реализованы.
Что же было предложено?
По словам Калкаманова, были предложены следующие пункты:
Защита прав инспекторов. Прописать процедуру их полномочий, четкий неукоснительный алгоритм действий, правил при задержании браконьеров в Казахстане и постоянно обучать инспекторов;Закрыть канал торговли. "Потому что каким-то образом рога попадают в Китай. Если говорить, что в обход таможенных постов попадают, тогда мы должны признаться, что у нас границы с Китаем дырявые? Нет, я сомневаюсь в этом. Значит существует транснациональная ОПГ, которую необходимо раскрыть. Я сам участвовал несколько раз в облавах на браконьеров и видел их фирменную экипировку, дорогое оружие и внедорожники. Это не одинокие охотники", - отмечает собеседник;Разобраться со сбытом "трофеев". "После трагического случая с Ерланом Нургалиевым вроде бы уменьшился скуп рогов. Но до сих пор можно встретить в интернете объявления "Скупаю старые, новые рога сайгаков". Хотя законом это запрещено";Изменить судебную правоприменительную систему. "Каждый факт применения оружия инспекторами расследуется так, что преступниками в глазах судебной системы становятся именно они, а не браконьеры";Повышение заработной платы. "Это самая основная проблема. Базовая ставка у инспекторов - от 45 до 65 тысяч тенге, в зависимости от стажа. Это РГП, и от постановления правительства зависят их зарплаты. Поэтому инспекторам приходится круглогодично быть в командировках. И если они будут работать без выходных и отпусков, максимум они набирают 150 тысяч тенге. А учитывая, что они кормильцы и семьи у них многодетные, как правило, это очень большая проблема. Также отсутствует страхование их жизни. Возможно, нужно создать не РГП, а ТОО, но тогда стоит вопрос о правомерности применения ими оружия".Почему браконьеры готовы убивать - мнение Ассоциации охотников
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также