ПОДЕЛИТЬСЯ
04 апреля 2019 | 08:27
"У меня ничего не получится, потому что я из аула". Неправда!
В казахстанском обществе считается: чтобы пробиться наверх, построить успешную карьеру, открыть собственный бизнес, нужно родиться в хорошей семье, которая живет в большом городе и имеет много возможностей. Из-за этой ограничивающей установки многие уроженцы аулов или маленьких городов даже не пробуют поступить на интересную для них специальность и переехать работать туда, где им хочется быть, или же организовать значимый проект там, где родились.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В казахстанском обществе считается: чтобы пробиться наверх, построить успешную карьеру, открыть собственный бизнес, нужно родиться в хорошей семье, которая живет в большом городе и имеет много возможностей. Из-за этой ограничивающей установки многие уроженцы аулов или маленьких городов даже не пробуют поступить на интересную для них специальность и переехать работать туда, где им хочется быть, или же организовать значимый проект там, где родились.
Для карьерного консультанта люди из аулов ничем не отличаются от городских, у всех есть одинаковые возможности развития. Единственное отличие - дал ли человек себе труд найти ответы на вопросы: "Чему я хочу научиться?", Чем я хочу заниматься всю жизнь?", а после построить и воплотить этот план. Даже больше скажу: сегодня у молодежи из аулов больше льгот для поступления в вузы: существуют сельские квоты, иногородним дают общежитие.
После получения высшего образования все границы стираются. Реальная учеба в вузе ликвидирует возможные пробелы в знаниях и навыках. Вуз - это не только знания по специальности, а еще три главных навыка: работать с информацией, уметь общаться с разными людьми, планировать личные и рабочие дела. Учеба в вузе - не обязательна для всех уроженцев аулов, рабочие специальности всегда были и будут нужны, многим людям ценна возможность видеть и трогать результат своего труда. Но важно помнить: рабочую специальность может выбрать и человек, родившийся в городе. Это не вопрос места рождения, а выбор самого человека.
Все ограничения - в голове. Многие говорят про низкое качество образование в селах, мол, там учат не так. Всегда есть возможность сменить учебное заведение или преподавателя (для одаренных учеников есть интернаты с сильными педагогами) или получать дополнительные знания в Интернете (есть и онлайн-уроки, и множество научно-познавательных и документальных фильмов). Важно помнить: это ваша жизнь и только вы ответственны за то, что из нее получится в итоге.
"Я родилась в маленьком ауле, население которого не превышает 400 человек. Я окончила школу больше 10 лет назад, считаю, что мне повезло с учителями советской закалки - они болели душой за свое дело и учили на совесть. Мне было интересно учиться, я постоянно брала книги в аульной библиотеке - перечитала много художественной литературы, у меня был богатый словарный запас. Однако, поступив в вуз, я поняла, в чем минус получать знания только через книги, не имея возможности обсуждать прочитанное: я во многих словах неправильно ставила ударения. Пришлось переучиваться!
В 9-м классе я определилась со специальностью - я хотела жить в большом городе, общаться с разными людьми, быть в курсе всех событий. Я понимала, что спокойная жизнь в ауле - не для меня. Помимо интереса к самой профессии, я осознала, что если получу специальность учителя или врача, то меня отправят обратно в село отрабатывать грант на несколько лет, или же родственники будут настаивать, говоря, что не хватает таких специалистов. Представители же моей профессии преимущественно нужны в большом городе. Мой отец был не очень рад моему выбору: было мало шансов поступить на бюджет. Если бы я не поступила на грант, то нашей семье было бы проблематично выплачивать 150 тысяч тенге за обучение в год. Он переживал, что у нас нет "мохнатой лапы" и мне будет тяжело пробиваться. Конкретно против моей профессии он не возражал, для него было главное, чтобы я получила любое высшее образование.
В итоге я поступила на грант, на ЕНТ набрав 92 балла. Это немало, но, думаю, грант получился именно благодаря сельской квоте.
По моим наблюдениям, люди из глубинки - аулов, маленьких городов - в большом городе добиваются больших успехов, чем те, кто родился и учился здесь. Не имея тепличных условий, приходится больше делать, и в итоге шансы выше. В моем классе было 18 человек. Больше половины пробились, встали на ноги: стали врачами, учителями, кто-то сейчас живет за границей. Некоторые же употребляют алкоголь и наркотики, кто-то уже отсидел в тюрьме. Думаю, что первых в школьные годы отличала хорошая успеваемость.
Сейчас, размышляя о прошлом, я сожалею, что в 8-9-м классе, когда была возможность уехать в интернат в областном центре, я этого не сделала. Думаю, что тогда бы в вузе учиться мне было бы проще. Также у нас в ауле совсем не преподавали английский язык - вместо него был немецкий. Несмотря на то что учитель был не всегда, немецкий я все же знала. Английский сейчас я самостоятельно учу на курсах.
"Я родился в маленьком ауле, который насчитывает 100 домов. Там проучился до 9-го класса - старших классов в нашей школе не было. Школу я окончил в соседнем ауле, где проживают несколько тысяч человек, жил у родственников.
Я мечтал стать врачом, решение поступать на другую специальность принял буквально за неделю до того, как сдавать документы. Родители меня полностью поддержали, потому что учиться предстояло в ближайшем городе. Конечно, я хотел поступить на грант - но не получилось, даже при условии сельской квоты. Кстати, мне известно немало историй, когда городские школьники в 10-11 классах переводились в сельские школы, чтобы иметь эту льготу при поступлении. Со второго курса я жил в общежитии, там я действительно стал самостоятельным, например, научился готовить.
Я никогда в жизни не сталкивался с какими-то ограничениями, продиктованными местом моего рождения. Не могу сказать, что мне все дается легко, но это никак не связано с тем, что я родился в ауле. В принципе, мое родное село мне нравится: там сейчас живут мои родители. Возможно, к пенсии я вернусь туда и буду заниматься фермерством".
Для выпускников сельских организаций образования по специальностям, определяющим социально-экономическое развитие аула, предусмотрена 30-процентная квота приема в вузы РК. Принцип получения квоты в интервью Tengrinews.kz в феврале 2019 года объяснял директор АО "Финансовый центр" Аскар Ибраимов:
"Так как наблюдался дефицит специалистов в селах, государство предоставило определенные льготные условия для сельских абитуриентов. Для поступления на грант пороговый балл для них был ниже, чем у выпускников городских школ. После обучения комиссия при вузе определяла село, в котором он должен отработать три года. Получившие образовательные гранты по сельской квоте студенты обязаны после окончания учебы три года отработать в селах. С 2012 по 2017 годы по сельской квоте по государственному образовательному гранту завершили обучение более 16 208 студентов по медицинским, педагогическим и ветеринарным специальностям".
Ольга Пастухова
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также