"Видела страх и горе в глазах турецкого народа". Рассказы казахстанцев из зоны землетрясений
В Турции еще не оправились от произошедших землетрясений, и на днях произошло новое. Подземные толчки снова зафиксировали на юго-западе страны в провинции Хатай.
Находясь в зоне бедствия, фотокорреспондент Tengrinews.kz Турар Казангапов тоже ощутил тряску в ночь на минувшее воскресенье. Сейчас он уже в Казахстане. За время пребывания в Турции он собрал много материала, поэтому нам есть о чем еще рассказать.
Эти кадры сделаны в Кахраманмараше. В предыдущем материале мы уже показывали, что творится в этом городе.
Дома на многих улицах Кахраманмараша разрушены до основания.
Наш фотограф видел в глазах местных жителей боль и растерянность. Некоторые из них сами начинали разговор. Видимо, хотели с кем-нибудь поделиться переживаниями и своим горем.
"Когда нас отправляли сюда, честно сказать, у меня лично был очень большой страх. Хоть я имею опыт работы 15 лет. Было страшно, оттого что не знаешь, что тебя здесь ожидает", - признается Алмагуль Алдабекова, врач Центра медицины катастроф.
Карагандинка прилетела в Турцию в составе бригады для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.
"Мы понимали, что у нас будут полевые условия, были к этому готовы. По прибытии нас распределили по объектам. Каждый спасатель четко знал свою задачу, поэтому работа у нас была слаженная. Увидев этих людей, их горе, внутри было желание помочь хоть чем-нибудь", - рассказывает Алмагуль Алдабекова.
После двухнедельной командировки Алмагуль возвращалась домой с тяжелым грузом на душе.
"Был один мужчина, который искал свою племянницу. Он сам живет в Анталье, и, как он рассказал, племянница постоянно приглашала его в гости. А он не приезжал... Приехал, когда случилась эта страшная беда. Он очень сожалел, что не общался с ней. У нее был муж, две дочери, сама она была медсестрой. Их очень долго искали, верили, что спасут", - вспоминает Алмагуль Алдабекова.
Алмагуль Алдабекова, врач Центра медицины катастроф МЧС Казахстана
Казахстанские медики оказали помощь 200 местным жителям. Среди них было 30 детей. Медпункт, развернутый в районе обрушений, стал пристанищем для людей, ожидавших результаты поисков пропавших родственников.
"Многие сейчас говорят: "МЧС, эмчеэсники". А мы ведь на самом деле не видим, чем они занимаются. Хотя они проделывают всю грязную работу. Сильные мужчины... Я за ними наблюдал, они лезли под завалы без страха", - с восхищением о казахстанских спасателях говорит Медет Мурзагулов.
Медет - студент одного из вузов Турции. В Кахраманмараш приехал в качестве волонтера-переводчика.
"Как узнал о произошедшем, начал звонить в наше посольство. Мне сказали, что со мной тут нянчиться никто не будет, условия спартанские. Я согласился, сказав, что знаю: еду в пекло. Мне разрешили, и мы выехали сюда с другом Каирбеком Кенесариным", - рассказывает уроженец СКО.
В первый же день Медет оказался в группе, которая спасла троих человек под завалами в городе Нурдагы. Удивительную историю спасения глухонемого мужчины мы уже рассказывали. Подробности здесь.
"Были моменты, что ни собаки, ни аппаратура не смогли показать, что под завалами есть люди. Но наши ребята все равно смогли пробраться до нулевого этажа и вытащить людей. Очень много рисков было. Турки тоже молодцы, все вместе они хорошо отработали", - вспоминает Медет.
Медет Мурзагулов
Для него этот опыт был проверкой на прочность. Здесь Медет обрел много друзей.
"Я такой человек: не боюсь ни крови, ни смерти, несмотря на то что я впервые в таких условиях. Максимально старался помочь. Знание языка помогло быстро ориентироваться в ситуации, быть полезным для наших спасателей в координации всех действий с турецкими спасателями. Я сам себя проверил", - сказал казахстанский студент.
"Я видела уставшие лица наших спасателей. Я видела страх и горе в глазах турецкого народа. Поэтому всей душой я старалась морально и как медик им помочь", - говорит Айнакуль Сопакова.
Айнакуль Сопакова
20 лет она работает в Центре медицины катастроф МЧС. Оказывала помощь пострадавшим пассажирам разбившегося в Алматы самолета "Бэк Эйр", выезжала в Кызылагаш во время наводнения.
"Здесь произошла одна ситуация: загорелась палатка с турецкими спасателями, трое из них получили термические ожоги. Это было неожиданно на фоне всего, что происходило вокруг. Когда я выскочила из палатки, я увидела, что один из пострадавших лежит на земле. Мы его спасли, дали кислород, подъехала скорая, его увезли. Мне было очень приятно, что на следующий день он, выйдя из больницы, подошел ко мне, поблагодарил", - рассказала Айнакуль Сопакова.
Женщина говорит, что не забудет, с какой самоотдачей работали все спасатели.
"Стиснув зубы, может быть, от боли, от сострадания, они выполнили свою миссию достойно. Спасибо всем за это участие! Такая сплоченность между двумя народами, турецким и казахстанским, ради спасения наших братьев - я была поражена. Большое им спасибо, терпения и выдержки", - говорит Айнакуль Сопакова.
По рассказам местных волонтеров, одна турецкая семья очень просила, чтобы именно казахстанские спасатели проводили поисковые работы по спасению их родных, оставшихся под завалами.
6 февраля, когда на юго-западе страны произошли первые землетрясения, в посольстве Казахстана в Турции начали сбор всей информации. Выясняли, нет ли среди погибших и пострадавших казахстанцев.
"Мы с послом приехали поздно ночью в Газиантеп, и с 7-го числа у нас стояла задача: организовать встречу наших спасателей, определить участки, где они будут работать", - рассказывает советник посольства Казахстана в Турции Нуриддин Аманкул.
Первую группу спасателей из Казахстана дипломаты встретили 7 февраля. С прибытием второй в какой-то момент возникли сложности.
"По всем каналам мы согласовали, чтобы самолет с нашими спасателями сел в Газиантепе, где уже работала первая группа. Когда самолет вошел в воздушное пространство, мы узнали, что местные авиационные власти приняли решение сажать казахстанский борт в городе Адана. Оттуда нашим спасателям пришлось бы добираться долго", - вспоминает советник казахстанского посольства Нуриддин Аманкул.
После всех переговоров дипломатов наш борт все-таки приземлился в пункте назначения.
"Мы, конечно, могли бы всех спасателей со всей техникой привезти из Аданы, но это ведь время, ресурсы. А в тот момент каждая минута была дорога", - отметил советник посольства Казахстана в Турции.
Дипломаты взаимодействовали с местными властями, службой МЧС. Договаривались, чтобы в подкрепление нашим спасателями дали дополнительную технику: краны и погрузчики.
"В те минуты никто не понимал, что происходит... Не зря же назвали это землетрясение катастрофой века", - сказал Нуриддин Аманкул.
По словам волонтеров, в первые дни, когда в Турции по ночам была минусовая температура, казахстанские спасатели согревались тем, что не переставали работать.
Из-под завалов они вытащили семерых человек, нашли и подняли 88 тел.
Со слов спасателей, нагромождения обломков зачастую не имели под собой опоры, это могло привести к повторному обрушению.
Во время поисков людей под завалами использовался акустический прибор. Он улавливает малейшие движения, дыхание и даже сердцебиение.
Перед тем как включался акустический прибор, объявлялась минута тишины. Все вокруг замирали.
"Чтобы поднять из-под завалов одного человека, у нас уходило до 20 часов. В этой спасательной операции участвовали и мы, и наши турецкие коллеги. Поэтому тут не принято говорить, что именно тот или этот спас человека", - подчеркнул руководитель спасательного подразделения Бауыржан Арыстанбаев.
Число погибших в результате землетрясений в Турции достигло почти 42 тысяч.
Часть жителей пострадавших районов местные власти распределили по отелям. Там они будут жить бесплатно, сколько потребуется.
Часть людей вынуждена жить пока в палатках.
Сложно представить, сколько времени потребуется, чтобы разрушенные районы Турции обрели прежний облик.
Фото Турара Казангапова.
Текст подготовила Асель Сатаева.
Самое страшное землетрясение века: что мы увидели в разрушенном Кахраманмараше