03 июня 2022 | 08:42

Город шлагбаумов и неработающих туалетов? Почему Алматы так и не стал пешеходным

Фото: Алихан Сариев

Алматы - город для пешеходов? Во второй части нашего фоторепортажа корреспонденты Tengrinews.kz продолжили задавать этот вопрос неравнодушным жителям. Сегодня свое мнение высказали марафонец Максим Виноградов, велосипедист Александр Оконешников и член общественного совета Богдан Джепка. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Алматы - город для пешеходов? Во второй части нашего фоторепортажа корреспонденты Tengrinews.kz продолжили задавать этот вопрос неравнодушным жителям. Сегодня свое мнение высказали марафонец Максим Виноградов, велосипедист Александр Оконешников и член общественного совета Богдан Джепка. 

Первую часть репортажа можно прочитать тут - "Это было худшее место в городе". Архитектор показал идеальную улицу Алматы

С первым нашим героем, Александром Оконешниковым, мы встречаемся на Толе би - Айтиева.

Алматы - город без тротуаров?

Тротуар в этом дворе появился только три года назад благодаря неравнодушным жителям. Раньше дети ходили в школу прямо по дороге. При этом здесь продолжает парковаться много машин, и часть тротуара они забирают себе. 

На противоположной стороне тротуар внезапно исчезает. 

"Даже в центре не везде есть тротуары, - начинает разговор Александр, - люди ходят по обочинам. К примеру, Калдаякова - Казыбек би. Семь лет назад там начали стройку, разрыли котлован, захватили тротуар, полосу для движения транспорта и не оставили прохода, пешеходы ходили по проезжей части. После жалоб были вбиты пруты, чтобы люди как-то протискивались. Потом акимат поставил бордюр, сузил до трех полос, и теперь там маленький проходик. Мамочки с колясками идут по проезжей части, потому что не протискиваются". 

Фото: улица Казыбек би

Фото: улица Калдаякова

Отметим, что отсутствие тротуаров - действительно одна из главных проблем в городе. Пока мы добирались до нашего героя, встретили немало таких мест. Вот, к примеру, такая картина на Аль-Фараби - Маркова. Одного тротуара слева в таком оживленном месте явно недостаточно. 

А это в районе улиц Мынбаева - Жандарбекова. Видимо, здесь также пешеходам не рады.

Но вернемся к нашему собеседнику. Предлагаем Александру назвать по пунктам те препятствия, с которыми ежедневно сталкивается пешеход в Алматы. 

Алматы - город самокатчиков и мопедистов?

"Есть конфликт интересов у самокатчиков и велосипедистов с пешеходами. Многие ездят по тротуарам, а чтобы убрать их с тротуара, нужно сделать безопасные велодорожки.

Я сейчас отснял больше 10 обзоров по велодорожкам и на каждой из них зафиксировал примерно по 10-20 нарушений! Это неправильно установленные знаки, отсутствие знаков, нет разметки и т. д. И все сказывается на безопасности. 

Что касается мопедов, то по правилам дорожного движения им вообще запрещено ездить по тротуарам.

Но я лично до сих пор ни разу не видел, чтобы к водителю мопеда подошел полицейский и хотя бы объяснил, что так ездить нельзя.

Возьмите любую точку общепита быстрой кухни, все ездят по тротуарам. Не знаю, почему полиция с этим не борется.

Если еще насчет самокатов люди спорят, какие-то из них медленные, какие-то быстрые, то с мопедом все понятно, он едет 60 км/час по тротуарам, где ходят в том числе дети. 

Что касается самокатов, то их часто бросают где попало - на тротуарах, велодорожках. Для этого нужно прописать четкие правила, в которых будет указано, где пользователь обязан оставить самокат. Этим должен заниматься акимат. 

Алматы - город столбов на тротуарах?

Еще один пункт. Почему-то у нас любят устанавливать столбы освещения где-то посередине тротуара. У меня даже была мысль проехаться по городу и пофотографировать их.

Фото: проспект Рыскулова 

Если кто-то поедет на велике или самокате, то запросто может въехать в такой столб. Не все мамочки с колясками здесь пройдут, я уже молчу про людей с инвалидностью. 

Фото: улица Айтиева

Алматы - город неработающих туалетов?

Большинство общественных туалетов в городе не работает. Соответственно, человек справляет нужду в арке, подземке, любом закрытом месте, и туристы, которые приезжают к нам, наверное, очень "радуются" таким моментам.  

Фото: общественный туалет на Панфилова - Айтеке би, на момент фотосъемки туалет был закрыт

Дальше. Остановочные комплексы. Их делают короткими. Автобус-гармошка и тем более два автобуса на них не помещаются. В результате в час пик люди, выходя из автобусов, где-то идут прямо по газону. 

Фото Александра Оконешникова: остановочный комплекс на Толе би - Нурмакова

Еще, как показывает практика, когда у нас летом за 35 градусов, все стоят не под остановками, а за ними, потому что они никак не закрывают от солнца и дождя. А если интервал большой и пожилому человеку нужно посидеть? Обязательно должен быть полноценный навес. 

Алматы - город шлагбаумов?

Из-за того, что в городе много автомобилей, появляется еще один сомнительный статус - "Алматы - город шлагбаумов". Людей можно понять, они не хотят пускать чужие машины в свои дворы. Но проблема в том, что некоторые шлагбаумы сделаны почти на всю ширину прохода. Где-то приходится обходить через бордюр или газон, а как быть мамам с колясками, пожилым и людям с инвалидностью? Считаю, нужен контроль за установкой шлагбаумов.

Еще хотел бы добавить про проблемы с переходом развязок, это тема, неприступная для пешеходов всех мастей. К примеру, возьмем южную сторону Аль-Фараби. Чтобы перейти Жарокова, нужно сделать крюк почти в километр в сторону Баганашыла, вместо того, чтобы пройти 50 метров напрямую по пешеходному переходу.

Да, сейчас появилась хорошая тенденция: в соцсетях акимат начал реагировать на посты обычных граждан. По имеющейся у меня информации, в день к ним поступает более тысячи жалоб или предложений, - говорит Александр. - Но они, видимо, просто физически не успевают все это разобрать. Хотя многие заявления по делу. По-хорошему нужны дополнительные сотрудники, которые будут реагировать на все заявления". 

С Максимом Виноградовым встречаемся во время его тренировки в Ботаническом саду.

Наш герой - амбассадор "Алматы марафона". С 2016 года он ежегодно преодолевает полную марафонскую дистанцию (42,2 километра) в инвалидной коляске.

"Как у нас делают, - рассуждает Максим, - убрали кусок бордюра, на этом месте от одного угла до другого сделали пандус. А в Европе такого нет, там все плавно. На Панфилова, к слову, почти так же сделано, конечно, с особенностями местными, но приближено к европейским пандусам. 

Но одно дело, когда команда съездила, посмотрела, как в Европе это делается. И совсем другое дело, когда они передали все это по цепочке, а конечная в этой цепочке - работяги, которые делают, как умеют.

Пандусы не по ГОСТу

К примеру, в районе речки Большая Алматинка, ЖК на Аль-Фараби - Розыбакиева. Когда я там был, они убирали бордюр, делали пандус. Я объяснил, как лучше сделать, но меня не послушали. А теперь получается, что, когда заезжаешь или съезжаешь, одно колесо будет висеть, можно упасть. 

Прежде чем сдавать объект в эксплуатацию, нужно самим пробовать: сесть на коляску, проехаться либо пригласить кого-нибудь со стороны. 

Дальше - развязка на Сатпаева - Джандосова - Байзакова. Я ее объезжаю, потому что под мостом пандус сделан плохо. Его можно было сделать змейкой.

По пандусам есть нормативы, если нарушил, штрафы выписываются.

Но где вы слышали, чтобы штрафовали за то, что есть нарушение. Как у нас обычно делается, акимат поговорит с компанией. Не штраф выписывается, а "мы поговорили", а уж как они там дальше сделают - непонятно. 

Убийственные подземки

Дальше - по подземным переходам. Я их только в объезд. Подземный переход на Абая - Достык - пандус с уклоном в 24 градуса, а должен быть три градуса. В восемь раз больше, чем положено по закону! Кого наказали? Когда там не было наземного перехода, я поднимался на квартал.

Фото: подземный переход Абая - Достык

Такие подземки - это просто убийство, нет, это, я бы даже сказал, геноцид. Не все даже мамочки с колясками смогут подняться и спуститься по такому пандусу, это опасно.

По Абая все подземки с нарушениями, чуть ниже "Алматы Тауэрс" такой же пандус. Сколько десятилетий этим подземкам? Сколько лет закону о защите прав инвалидов? Считаю, что нужно делать наземные пешеходные переходы. Возможно, это будет создавать неудобство для автомобилистов, но лично для меня безопаснее. 

И снова про туалеты

С общественными туалетами много недоработок.

Помню случай в парке Первого Президента, возле кафе: заехал на пандусе на ровную площадку перед дверью. Но чтобы открыть эту дверь, нужно было с этой площадки снова вернуться на пандус. А чтобы не укатиться, нужно держаться за дверь. Не все же могут с этим справиться. Площадка перед дверью должна быть метра два.

Еще один случай был на Старой площади, там, где сквер. Когда я там был, в туалете для людей с инвалидностью находился склад для чистки других туалетов, и он был закрыт на ключ. Какая-то женщина увидела меня в окошко, зашла туда и начала вытаскивать все швабры, ведра...

Квесты с подъемниками

Отдельный пункт по подъемникам с ключами.

Делается так: нужно звонить в акимат, заказывать ключ, и его доставят. А сразу не воспользуешься, такая бюрократия. Да и сколько ключей надо иметь, чтобы был доступ ко всем подъемникам в городе?" 

К слову, Максим недавно принял участие в проекте "Другой Ты!", где наглядно было показано, с какими трудностями ему приходится сталкиваться ежедневно, чтобы просто потренироваться в городском парке.

Видео взято с YouTube-канала #Другой ты

"Увы, закон о защите прав инвалидов не работает по большей части. Думаю, что каждый гражданин ответственен за соблюдение этого закона - я, вы. Увидели что-то, не сообщили куда следует, уже на вас ответственность. 

Даже попасть в собственную квартиру - уже проблема, - говорит Максим. - Понаделали там такое. Я левой рукой за батарею держусь и за щетки, за навесной замок хватаюсь, правой рукой ручку коляски поднимаю. Тут риск упасть, разбиться, током удариться. Этакая сдача на краповый берет". 

Третий наш собеседник - Богдан Джепка. Он неоднократно писал о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются люди с инвалидностью в Алматы. А теперь защищает интересы алматинцев при общественном совете города. 

Фото: instagram bogdan_djepka

"Мы уже лет 15 говорим: сделайте город доступным и безопасным. Где-то хорошо делают, где-то как попало. Хотя законы, СНиПы, стандарты - все это есть. Но для этого нужен контроль. 

По подземкам. Да, действительно, сложилась такая ситуация, что, когда ставили первые подземки, взяли наклонные подъемники, а они небезопасны, их закупали где-то за границей. Но сейчас есть реакция властей. Договорились, что мы соберем рабочие группы, чтобы туда входили жители города. Пройдем, сделаем фото, видео и дальше будем решать. 

Фото: instagram bogdan_djepka

По подъемникам. Мы пробовали электронные ключи, это неудобно, всем не раздашь, а приехал кто-то приезжий - и сразу скандал получается. В районных акиматах говорят, всем, кто у нас есть в списке, мы раздаем эти ключи, но если я, например, живу в Турксибском, а приехал в Бостандыкский район. Идти за ключом в акимат смысла нет.

Доступ к подъемнику можно подвязать или к карточке "Онай", или как-то распознавать лица. Если камеры везде поставят, то на пульте кто-то будет сидеть, он увидит, что подошел человек с инвалидностью, и нажмет на кнопку, дверца откроется, а когда человек выйдет, то автоматически закроется. Можно разработать какое-то приложение в телефоне или с тем же "Каспи" договориться, чтобы они что-то придумали для решения этого вопроса. 

После недавней проверки прокуратуры стало известно, что больше 80 процентов надземок и подземок, адаптированных для людей с инвалидностью, у нас не работают.  

А вообще, наш город позволяет сделать переходы как на Панфилова. Просто рукой нажал и перешел.

Около 60 процентов административных зданий у нас не подготовлены по пандусам, там нет условий для людей с инвалидностью. Аналогичная проблема у банков. В прошлом году мы три иска выиграли. Сотрудники тогда просто вышли и сказали, извините, но это не наша работа - вас поднимать сюда. Идите в другое отделение банка.

Еще один наболевший вопрос - по бордюрам на перекрестках. Зачем их делают? В Европе уже давно полукруглые перекрестки. Понятно, что вода, дождь, в крайнем случае можно сделать маленький бордюр. Очень удобно сейчас делают на Тимирязева - приподнятые пешеходки, островки. 

И таких вопросов много. Я был на приеме у акима города Ерболата Досаева, понимание есть. Он сказал, вы сделайте предложение, мы его рассмотрим, возьмем за основу, вас включим в рабочую группу и будем работать. 

Хочу обратить внимание на то, что жалобы и предложения может написать любой неравнодушный алматинец. Пишите на эту страничку в фейсбуке и на почту info@almatykenes.kz".

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев





Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная