13 ноября 2020 | 19:17

"Я свою роль выполнил". Когда родителям нужно отпустить ребенка

Психолог и руководитель общественного движения "Ребенок должен жить в семье" Азамат Жаманчинов в эфире проекта I-BALAQAI рассказал о привязанности родителей и детей, а также о травматичных традициях. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Психолог и руководитель общественного движения "Ребенок должен жить в семье" Азамат Жаманчинов в эфире проекта I-BALAQAI рассказал о привязанности родителей и детей, а также о травматичных традициях. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте".

Реклама
Реклама

Основоположником теории привязанности является английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. В рамках этой теории термин "привязанность" означает "биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт".

Азамат Жаманчинов считает, что привязанность - это совершенно важная жизненная необходимость для ребенка:

"Без привязанности ребенок может не выжить, то есть это база, как корень для дерева. Когда дерево растет, оно укрепляется в корне, и тем самым дерево может выстоять в будущем. Если привязанность нарушается и родитель не удовлетворяет запрос ребенка, то ребенок понимает, что он не в безопасности, ему небезопасно проявлять эмоции, нужду в чем-либо".

С рождения до полового созревания ребенок накапливает ресурсы, полученные от родителя или взрослого значимого человека. После полового созревания (индивидуально, в 18, 20, 21 год) у него начинается период независимой жизни. Важно помнить, что вследствие нарушений привязанности в младшем возрасте проявляются различные расстройства, а во взрослой это чревато созависимыми отношениями с родителями.

В семьях нарушение привязанности может привести к следующим состояниям:

Тревожно-амбивалентное расстройство (двоякое чувство по отношению к чему-либо), когда родитель непостоянен в своих чувствах и отношениях. Ребенок не знает, чего ждать от мамы или папы, поэтому растет с пониманием, что небезопасно выражать чувства и эмоции. Соответственно, во взрослом возрасте у него могут возникнуть проблемы в построении личных отношений, семьи. При расстройстве привязанности в детстве уже взрослый человек не может доверять, ему сложно эмоционально поддержать в стрессе своего партнера. Избегающее расстройство привязанности, при котором человек после расставания равнодушен. Причиной его стало отсутствие навыка эмоционально настроить связь с другим человеком.

"Если есть здоровая привязанность, то родитель экологическим, естественным путем будет сепарировать ребенка, будет позволять ему ходить, передвигаться, в подростковом возрасте быть независимым, а во взрослом сказать: "Я свою роль выполнил. Я родил тебя, воспитал. Дал максимально возможность, чтобы ты вырос счастливой, полноценной личностью, а дальше вперед", - объясняет психолог.

У подростков и детей нарушение может проявляться в деструктивном поведении, которое нарушает общепринятые нормы (обман, воровство, непонимание собственных потребностей).

Азамат Жаманчинов уточняет, что эти признаки будут внешне проявляться, ребенок будет отличаться от тех, кто вырос в здоровой атмосфере.

Традиционные устои

"У нас есть замечательные культурные, ментальные вещи, которые нужно сохранять. Например, 40 дней со дня рождения ребенка. Замечательная традиция, когда ребенок имеет контакт с родителями и близкими людьми. Это время, чтобы сформировать здоровую привязанность", - отмечает гость эфира.

В противовес этой традиции он ставит другую - "бала беру", когда дедушка и бабушка берут на воспитание ребенка. По его словам, это достаточно травматичная традиция, которая в какой-то момент, в исключительных случаях, может, была необходима.

"Какие-то традиции мы сохраняем, и они нам помогают созидать. От каких-то традиций мы отказываемся. Традиции заботы и любви мы сохраняем, а от традиции "бала беру" и подобных, я говорю, что необходимо отказываться. Потому что они не несут какого-то смысла или пользы в обычной ситуации", - поясняет психолог.

Никто никому ничего не должен?

"Когда я говорю про то, что я никому ничего не должен – это не совсем никому не должен. Это про то, что я в первую очередь буду самостоятельной, счастливой личностью. Это и про родителей. Когда родитель отдает себя полностью ребенку - это не норма, потому что дети уходят из родительского дома, а семейная пара распадается. Их связывал только ребенок".

Привязанность по мере взросления ребенка меняет свои формы, поэтому необходимо научиться правильно выстраивать границы. Азамат Жаманчинов утверждает, что этого можно добиваться, разговаривая с родителями, объясняя в уважительной форме. Если же это не работает, то параллельно можно обратиться к психологу.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Подписывайтесь на страницу TengriTV в Instagram. Новые видео каждый день!

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная