ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
07 июня 2022 | 17:01

Бензин - причина затора? Что происходит на границе Казахстана с Кыргызстаном

Шокан Алхабаев
Шокан Алхабаев Старший корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Кадр из видео Кадр из видео

Некоторых казахстанцев, желающих этим летом отдохнуть в Кыргызстане, ожидает неприятный сюрприз. Тем из них, кто будет пересекать границу на автомобиле, придется провести несколько часов в очереди. Почему так происходит, решили выяснить корреспонденты Tengrinews.kz, которые лично выехали в приграничное село Кордай.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Некоторых казахстанцев, желающих этим летом отдохнуть в Кыргызстане, ожидает неприятный сюрприз. Тем из них, кто будет пересекать границу на автомобиле, придется провести несколько часов в очереди. Почему так происходит, решили выяснить корреспонденты Tengrinews.kz, которые лично выехали в приграничное село Кордай.

После более чем двухгодичного перерыва, вызванного пандемией, 11 апреля открылась сухопутная граница между Казахстаном и Кыргызстаном. Журналисты нашего издания отправились туда в конце мая. Это был четверг. Мы выехали из Алматы в обеденное время и прибыли в Кордай около 19:00. В конце поселка находится контрольно-пропускной пункт, через который въезжают в Кыргызстан. Но туда было не так-то легко попасть.

Перед нами выстроилась вереница машин - легковых, грузовых и внедорожников. Мы сначала проехали мимо этих автомобилей и даже не поняли, что это очередь на проезд через границу. Ближе к КПП один из водителей крикнул нам:

"Ребята, вы куда едете? Не видите, что конец очереди там, за поворотом, находится?"

Нам пришлось развернуться и занять свое место в самом конце очереди. В последний раз мы пересекали границу на автомобиле до пандемии, и тогда такого скопления машин у границы не наблюдалось. Максимум очередь была в несколько десятков метров.

Так как очередь двигалась очень медленно, мы стали выяснять причины заторов. Детально нам никто не объяснял. Основную версию мы собрали по крупицам и обрывочным комментариям местных жителей и водителей. Люди отвечали: "Бензин же", "Ну бензин же возят".

Как рассказали водители, в Кыргызстане бензин марки АИ-92 сейчас стоит 62-63 сома. В пересчете на казахстанскую валюту это выходит около 340 тенге. В Казахстане такой бензин отпускают в среднем по 180 тенге. АИ-95 в соседней стране продается по 66 сомов (360 тенге).

Из-за разницы в цене на топливо некоторые предприимчивые люди из Кордая и близлежащих сел с обоих сторон границы запустили "бизнес".

Как это происходит? В больших объемах бензин не разрешается перевозить через границу. Поэтому водители заливают полный бензобак и 20-литровую канистру на казахстанских АЗС. Далее они переходят границу, отъезжают пару-тройку километров и сливают топливо кыргызским перекупщикам. Потом возвращаются в Казахстан и повторяют этот трюк несколько раз.

Казахстанский бензин продается недалеко от границы. Скупщики выставляют товар прямо у обочины и устанавливают ценник ниже, чем на официальных заправках. Судя по заторам на КПП, спрос на наше топливо есть. И о качестве этого продукта местные жители отзываются лестно.

Для некоторых казахстанцев это, возможно, один из способов прокормить свою семью. Некоторые торговцы бензином говорят, что зарабатывают не так уж много - всего 100 тенге с каждого литра бензина.

Но сложившаяся ситуация создает неудобства для других граждан, преимущественно туристов. Некоторые водители стоят в очереди до пяти часов.

Мы же простояли в очереди около получаса. Затем подошел мужчина и уточнил, не везем ли мы бензин за границу. Услышав отрицательный ответ, он посоветовал подойти ближе к контрольно-пропускному пункту. По его словам, иначе мы можем простоять тут до глубокой ночи. А "контрабандисты" стараются пропускать без очереди женщин-водителей, а также тех, у кого в машине есть дети.

Послушав совета, мы объехали затор и стали расспрашивать водителей, которые стояли почти у КПП. Как оказалось, они стоят тут уже пять часов. Один из них, не поворачивая головы, ответил: "Пять тысяч тенге". Мы стали искать другого и увидели мужчину, у которого лицо было более дружелюбным. И мы не прогадали: он пропустил нас вперед себя, и мы бесплатно вклинились в начало очереди. Конечно, позади нас начали сигналить другие водители.

При пересечении границы мы поняли, что километровые заторы можно решить, увеличив персонал пропускного пункта. На казахстанской стороне число кабин паспортного контроля в апреле прошлого года увеличили с 13 до 34. Но в день, когда мы пересекали пункт, там работали не все кабинки для водителей.

Отметим, что в субботу, когда мы возвращались на родину, заторов у границы со стороны Бишкека практически не было, наша очередь подошла через 20 минут.

Паспортный контроль мы прошли быстро. После этого мы застряли на мосту, который соединяет контрольно-пропускные пункты двух стран. В нашем случае это заняло 2-2,5 часа.

Мост между контрольно-пропускными пунктами двух стран

В Кыргызстане весь бензин импортируется из России, что сказывается на ценах. Поэтому многие кыргызстанцы переводят свои авто на газ. А к тем, кто все еще пользуется традиционным для машины топливом, приходят на помощь казахстанские АЗС.

Отметим, что раньше огромные очереди на границе можно было наблюдать с кыргызской стороны, когда люди ехали за дешевыми вещами на рынок "Дордой".

В этой связи мы направили запросы в компетентные органы с просьбой прокомментировать ситуацию. На наши вопросы ответили в Пограничной службе КНБ.

"После реконструкции КПП "Кордай" функционирует в штатном режиме. С 11 апреля текущего года на границе с Кыргызстаном сняты ограничения, введенные ранее в связи с пандемией. С началом туристического сезона рассматривается вопрос выделения отдельных полос движения и стоек для проверки документов", - сообщили в ведомстве.

В Погранслужбе напомнили, что на "Кордае" есть восемь полос движения для автомобилей и 34 стойки паспортного контроля. Отмечается, что количество работающих стоек ежедневно регулируется с учетом загруженности в определенное время суток. Также на КПП осуществляется санитарно-эпидемиологический и экспортный контроль.

"Как правило, не менее 70 процентов кабин паспортного контроля осуществляют пропуск через границу с учетом стоек на досмотровой площадке. Время на оформление одного лица составляет до трех минут, легкового автотранспорта - 15 минут, грузового - 25 минут, а автобуса - 35 минут.

За май этого года через "Кордай" пропущено 78 694 транспортных средства. В среднем в сутки пересекало свыше 2500 транспортных средств в обоих направлениях", - добавили в Погранслужбе КНБ.

В ведомстве напомнили, что с ноября прошлого года министр энергетики Казахстана временно запретил вывозить из страны более 20 литров бензина, за исключением объема бензобаках. Ограничение действовало до 22 мая этого года.

"Кроме того, между государствами-членами ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров без применения таможенного декларирования и государственного контроля", - подытожили в Пограничной службы КНБ.

26 мая Касым-Жомарт Токаев провел в Бишкеке переговоры с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым. Глава государства акцентировал внимание на вопросах улучшения пропускной способности казахско-кыргызской границы, включая внедрение цифровых решений в таможенные процедуры, а также создания модернизированного пункта пропуска "Кордай - Ак Жол".

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer