Не более 5 процентов госслужащих склонны к коррупции - Мурат Абенов
В начале года в Казахстане появилось новое Общенациональное движение против коррупции "ЖАҢАРУ". Tengrinews.kz побеседовал с заместителем председателя этого движения Муратом Абеновым.
В начале года в Казахстане появилось новое Общенациональное движение против коррупции "ЖАҢАРУ". Tengrinews.kz побеседовал с заместителем председателя этого движения Муратом Абеновым.
"Мы планируем заниматься профилактикой, хотим обучать госслужащих противодействовать коррупционному давлению со стороны вышестоящих руководителей и тех, кто занимается подкупом чиновников. Я как человек, который проработал и в регионе, и в Агентстве по делам госслужбы, и в Парламенте, и на правительственных должностях, выражу свое мнение, что на самом деле людей, склонных к коррупции, от всего количества госслужащих не более 5 процентов. А остальные - это честные, работающие люди, которые живут на зарплату и стараются работать добросовестно", - говорит Абенов.
По его словам молодежь, которая сегодня приходит на государственную службу старается сторониться каких-либо коррупционных действий. "Они не хотят подписывать незаконные бумаги, и я думаю, что это совершенно правильно. Еще более укрепляется этот иммунитет, видя, как в последнее время привлекаются к ответственности чиновники очень высокого уровня", - отмечает собеседник Tengrinews.kz.
Антикоррупционное образование населения - одно из самых важных направлений, которым собирается заниматься "ЖАҢАРУ". Абенов с единомышленниками, которые, кстати, как и он, будут работать в антикоррупционном движении на общественных началах, намерен создавать общественные школы по борьбе с коррупцией. Эти школы будут учить людей искать и находить информацию о деятельности госорганов, самим уметь выявлять факты нарушения своих прав, знать, какие услуги государство обязано оказывать бесплатно и в каком качестве, уметь отстаивать свои права. Эти школы, говорит Абенов, будут давать гражданам готовые алгоритмы действий при определенных жизненных ситуациях, таких как, например, получение инвалидности, распределение жилья и земли, а также взаимодействие с дорожной полицией.
"Мы хотели бы сделать такие кейсы по отдельным темам, чтобы гражданин, получив эту информацию, мог сам написать заявление, знал, какие пункты статьи закона нарушены и к кому обращаться. Мы хотим дать инструмент населению, сделать так, чтобы он не вынужден был давать взятку, чтобы он мог, зная свои права и зная к кому обращаться, заставить его сделать так, как положено по закону. Это будет полезно и тем государственным органам, которые не могут своих чиновников контролировать на каждом уровне", - говорит Абенов.
Как отмечает наш собеседник, в настоящее время в обществе распространен стереотип, что коррупция - это неправомерные действия госструктур против граждан. Но Абенов обращает внимание на то, что на самом деле коррупция - это общий враг, от которого страдают не только простые люди, но и государство. По исследованиям Transparency International, Казахстан по итогам прошлого года занял в индексе восприятия коррупции 140 место из 177 государств. По сравнению с 2012 годом наш индекс упал на семь позиций. "Казалось бы, что для населения этот рейтинг, люди скажут: пусть считают. Но на самом деле на это ранжирование стран ориентируется крупный иностранный бизнес, международные финансовые институты и транснациональные компании. Так вот, международные эксперты сделали вывод, что коррупция в Казахстане представляет наибольшую проблему для ведения бизнеса после неквалифицированной рабочей силы. Это влияет на привлечение долгосрочных инвестиций и новых технологий", - говорит Мурат Абенов.
Где много коррупции, продолжает он, там больше различных рисков. "Высокотехнологичные сферы не так быстро окупаются, а значит, к нам не захотят их завозить. Государственные инновационные программы подвергаются значительному риску", - отмечает он.
В то же время он считает, что применяемые до сих пор меры, когда госструктуры сами пишут программы борьбы с коррупцией, создают законы с точки зрения правительства и парламента, сами осуществляют внутренний контроль и применяют жесткие репрессивные меры правоохранительных органов - уже не дают результатов.
Поэтому в таком положении необходимо создание действенной коалиции государства и общества, говорит Абенов. Причем именно сотрудничества, а не противостояния. Самые важные решения, напрямую касающиеся граждан, должны быть на контроле как госструктур, так и общества. То есть вместе выявлять проблемы и вместе их и решать.
"Поэтому мы не ставим цели выявления отдельных фактов и преследование коррупционеров. Это задача правоохранительных органов. Мы хотим заниматься выявлением так называемых коррупционных ниш. Правоохранительные и контролирующие органы зачастую сосредотачиваются на выявлении самих фактов коррупции, а лазейки в законодательстве, из-за которых случаются те или иные проявления коррупции, остаются. Иногда эти проблемы являются для правоохранительного органа источником выполнения плана, если они знают, что в этом месте закон нарушается, есть такое "рыбное место", где всегда можно на крючок поймать какого-либо чиновника. Хотя можно было лазейку прикрыть и не давать чиновникам эти нарушения делать изначально", - считает наш собеседник.
По его словам, представители правоохранительных органов иногда видят, что тот или иной чиновник начинает понемногу воровать, но не пресекают этот факт сразу, а дожидаются пока он не украдет сумму в разы больше и задерживают его, когда коррупционное преступление уже совершено. "У общественного движения задача совершенно иная - заранее предупредить, выявить точки, где коррупция совершается и внести предложение по тому, чтобы вот эту законодательную норму изменить, научить самих чиновников не нарушать закон. То есть мы не являемся антагонистами правоохранительным органам, мы считаем что в ряде случаев самим представителям государственной власти было бы удобно, если бы эти коррупционные ниши закрывались, чтобы того же чиновника никто не принуждал этой лазейкой воспользоваться и нарушать закон", - говорит он.
Еще одно направление, которым планирует заниматься движение "ЖАҢАРУ" - общественная антикоррупционная экспертиза принимаемых законов. По словам Абенова, государственная экспертиза на коррупцию и так существует, однако, он считает, что она не всегда проводится качественно. Кроме того, движение намерено заняться исследовательской работой, где будут изучаться причины возникновения коррупции в той или иной сфере.
Общенациональное движение "ЖАҢАРУ" видит своей целью выполнение задач ратифицированной Казахстаном Конвенции ООН против коррупции, которая в частности предполагает участие гражданского общества в противодействии коррупции. По итогам года движение будет готовить свои аналитические доклады. Как отметил Абенов, движение будет добиваться прозрачности работы государственных органов.