ПОДЕЛИТЬСЯ
15 сентября 2022 | 16:44
Что думают политологи о визите Си Цзиньпина в Казахстан
Казахстанские эксперты оценили значение визита главы КНР Си Цзиньпина в Казахстан, а также рассказали, почему глава второй экономики мира выбрал именно нашу страну в качестве первой для визита после пандемии, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Казахстанские эксперты оценили значение визита главы КНР Си Цзиньпина в Казахстан, а также рассказали, почему глава второй экономики мира выбрал именно нашу страну в качестве первой для визита после пандемии, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Си Цзиньпин пробыл в Казахстане всего один день. Но важность государственного визита оценили оба эксперта.
Заместитель директора КИСИ Санат Кушкумбаев пояснил, что Казахстан для Китая является ключевым звеном евразийских маршрутов.
"Си Цзиньпин продемонстрировал, что Казахстан остается для Китая надежным, предсказуемым, стабильным и стратегическим партнером. Понятно, что визит сюда - это подчеркивание той роли, которую Казахстан играет в евразийской политике. Объем взаимной торговли между двумя странами уже превзошел допандемийные годы.
Плюс политически благоприятный фон. У нас 30-летие установления дипломатических отношений. Неслучайно и наш Президент сказал, что мы с оптимизмом смотрим вперед, перелистывая 30-летнюю страницу", - заметил Кушкумбаев.
Эксперт обратил внимание, что Президент Касым-Жомарт Токаев - китаист, не один год прожил в Китае и разговаривал с Си Цзиньпином на китайском языке.
"У нашего Президента внушительный бэкграунд, он знает политические традиции, особенности китайской дипломатии. Думаю, это то, что может создавать химию в отношениях между политиками. А это немаловажно", - сказал он.
Политический обозреватель Никита Шаталов отметил, что визит Си Цзиньпина хоть и кратковременный, но очень важный. Это первая зарубежная поездка председателя КНР с момента начала пандемии. Эксперт пояснил, что многих может удивить тот факт, что лидер одной из крупнейших экономик мира приехал именно в Казахстан.
"На самом деле, несмотря на определенный уровень синофобии в нашем обществе, КНР на протяжении последних 30 лет был одним из ключевых наших партнеров. Важнейшую для страны и региона инициативу "Пояса и пути" Си и вовсе анонсировал в Астане. Мы важны для КНР с точки зрения безопасности, транзита товаров в ЕС и связи со странами Персидского залива. Кроме того, Казахстан – крупнейшая экономика в Центральной Азии, наиболее интегрированная в мировую экономику, через нас проще работать с Узбекистаном, Кыргызстаном", - сказал он.
Шаталов напомнил, что Токаев недавно совершил впечатляющее турне по региону, в ходе которого были достигнуты принципиальные договоренности о развитии логистики, сельскохозяйственных проектов в Казахстане.
"Си и КНР не хотят оставаться в стороне, их также интересует, например, Транскаспийский маршрут, поставки грузов по которому с начала года выросли в 7 раз. Визит в Казахстан важен был для Си и с точки зрения демонстрации поддержки Казахстану. Он приехал на самом деле в Новый Казахстан, которого он не видел. Си демонстративно поддержал изменения, которые проводит Токаев после январских событий. Кроме того, в его заявлениях были важные тезисы о недопустимости вмешательства во внутреннюю политику нашей страны извне", - заметил Шаталов.
Эксперт также предположил, что после начала боевых действий в Украине Россия перестала быть гарантом безопасности в регионе, каковым она была с момента распада СССР. Теперь все ее внимание, все ресурсы сосредоточены на Украине, и это хороший шанс для Китая постепенно интегрироваться в инфраструктуру безопасности в регионе. Учитывая, что Центральная Азия служит своеобразным поясом вокруг Китая, это важный шаг для того, чтобы не допустить дестабилизации и прихода в регион вражеских для КНР сил, сказал он.
Кушкумбаев также заметил, что Си Цзиньпин продемонстрировал большое уважение к Казахстану и его принципам.
"Признание территориальной целостности Казахстана и невмешательство во внутренние дела нашей страны - это принципиальная позиция Китая. Они всегда подчеркивали это. Китай ожидает это от своих партнеров и сам придерживается такой политики", - заверил эксперт.
Китайские инвестиции и синофобия
Говоря об опасениях некоторых граждан в Казахстане, Кушкумбаев заверил, что страхи казахстанцев необоснованны.
"Думаю, нам опасаться нет необходимости. Речь идет о каких-то стереотипах, которые возникли в недавнем советском прошлом, когда было серьезное противостояние между СССР и Китаем, в том числе на почве идеологического раскола, геополитических амбиций. Сейчас, конечно, другое время, и мы считаем, что надо пользоваться возможностями, которые предоставляет нам время.
Конечно, риски неизбежны, но они в первую очередь сейчас связаны с конкурентоспособностью нашей продукции с китайской. Мы видим, насколько это сложно даже высокоразвитым странам. Нам надо правильно выстраивать экономическую политику, разделение труда таким образом, чтобы мы могли наши конкурентные преимущества развивать. Речь идет о таможенном налоговом регулировании, оно должно быть более гибким, ориентированным на поддержку нашего производства. И способствовать импорту того, чего в нашей стране нет и не свойственно нам", - отметил эксперт.
Все остальные вопросы, связанные с миграцией, политолог назвал "страшилкой", не имеющей под собой основания.
"Если бы были такие планы, мы бы за 30 лет это уже ощутили. Но нет же масштабного количества мигрантов из Китая. Мы бы увидели эти цифры. Наоборот, многие уезжают в Китай на учебу, работу. Мы зачастую живем повесткой, которая морально устарела. Но не думаю, что большое количество казахстанцев придерживается такой точки зрения", - добавил он.
Никита Шаталов выразил мнение, что синофобия в нашем обществе очень связана с уровнем дохода.
"Бедные и плохо образованные казахстанцы боятся КНР и ее денег, в то время как остальные воспринимают это государство как проводника различных возможностей – экономических, образовательных и так далее. Страхи о китайском присутствии, о долге перед КНР или о том, что им нужна наша земля, необоснованны и держатся, скорее, на мифах, чем на фактах.
Китай, безусловно, заинтересован в большом количестве природных ресурсов. Но китайское руководство также понимает, что у него не получится полностью все приватизировать и выкупить. Казахстан в целом смотрит на сотрудничество с КНР с точки зрения развития логистики, сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, притока технологий. У нас нет потребности в распродаже природной ренты", - заверил политический обозреватель.
Даже если мы будем привлекать иностранных инвесторов, не только китайцев, руководство страны ставит целью более справедливое распределение дохода, убежден эксперт.
Фото:akorda.kz
Столичные новости — в специальном Telegram-канале. Подпишись прямо сейчас!
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также