В Кордае вынесли приговор участникам драки, в ходе которой пострадал 78-летний аксакал Толеген Кудашбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz. На скамье подсудимых оказались 27-летний Марат Юнху и его 60-летний отец Эрсмане Юнху из села Сортобе Жамбылской области.
В Кордае вынесли приговор участникам драки, в ходе которой пострадал 78-летний аксакал Толеген Кудашбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz. На скамье подсудимых оказались 27-летний Марат Юнху и его 60-летний отец Эрсмане Юнху из села Сортобе Жамбылской области.
По данным материалов уголовного дела, днем 5 февраля Марат встал на дорогу для остановки автомобилей, чтобы его брат на грузовой машине выехал со двора дома. В это время по этой улице ехал Толеген Кудашбаев из села Каракемер вместе с двумя сыновьями - 42-летним Нурланом и 47-летним Марленом.
"Увидев стоящего Марата Юнху, который перегородил ему дорогу, Нурлан Кудашбаев остановился и вышел. Марат выразился нецензурными словами в адрес Нурлана и ногой несколько раз пнул по переднему бамперу автомашины. (...) Марат обеими руками схватил Нурлана за одежду и потянул его на себя. В это время к ним подошел брат Марата, который оттолкнул своего брата в сторону. Потом он подошел к Нурлану и, обняв его сзади, стал оттаскивать в другую сторону, чтобы их разнять", - говорится в материалах дела.
"Марат, воспользовавшись данным моментом, нанес несколько ударов по лицу Нурлана. Увидев происходящее, к ним подошел Марлен и стал их разнимать. Однако Марат кулаками нанес два удара в лицо Марлена. Тогда к ним подошел Толеген Кудашбаев и пытался их разнять. В это время к ним подошел Эрсмане, который в демонстративном порядке нанес молотком удар в правое подреберья аксакала. Марат вслед за своим отцом подбежал к Толеген-ата и пнул его в животу. Кудашбаев упал на обочину проезжей части автодороги и получил закрытый перелом левого бедра. Когда братья Кудашбаевы пытались помочь своему отцу, к ним подошел Марат и ударил камнем по голове Марлена".
Кадры с места конфликта между семьями Юнху и Кудашбаевых. Село Сортобе.
В суде Марат Юнху вину не признал и уточнил следующее:
"Я стал трясти Нурлана, чтобы успокоить. В это время к нам подошел Марлен, который ударил меня сзади в затылок, тогда я несколько раз ударил Марлена в голову. (...) Подошел Толеген Кудашбаев и начал махать тростью. Тогда я локтем толкнул Толеген-ата, от чего последний упал на землю. После приехал участковый, посадил в машину и доставил в отдел полиции. Марлену камнем по голове удар не наносил", - приводит его показания суд.
Его отец Эрсмане Юнху также не признал вину и дал свои показания.
"Толеген Кудашбаев стал махать тростью и бить моих детей по голове. После аксакал взял с земли камень и хотел кинуть в их сторону, но сам упал на землю. Когда я хотел ему помочь подняться, подбежали Нурлан и Марлен и не дали подойти к Толеген-ата. Я в руке молоток не держал и Кудашбаева молотком не бил", - приводит суд показания Юнху-старшего.
Анализируя показания подсудимых, потерпевших, свидетелей по делу, суд критически отнесся к показаниям подсудимых Марата и Эрсмане Юнху и расценивает их как избранный способ защиты. Что касается показании потерпевших Кудашбаеваых, то суд констатировал их "последовательность и стабильность, так как они подтвердили их в ходе досудебного расследования", в том числе при очной ставке с подсудимыми и в ходе проверки показании на месте.
Дети пострадавшего в Кордае аксакала рассказали о конфликте
Нурлан Кудашбаев в суде просил взыскать с подсудимых моральный вред (1,5 миллиона тенге). Его брат Марлен Кудашбаев также просил взыскать три миллиона тенге, поскольку от полученных повреждении он "по сей день нуждается в уходе". Их отец Толеген Кудашбаев тоже просил взыскать с подсудимых четыре миллиона тенге, поскольку от полученных повреждении он "по сей день не может самостоятельно ходить, нуждается в уходе и лечении".
Изучив материалы дела, суд приговорил Марата Юнху к двум годам и шести месяцам лишения свободы в учреждении средней безопасности. Эрсмане Юнху приговорен двум годам и шести месяцам ограничения свободы. Толегену Кудашбаеву осужденные должны выплатить два миллиона и по 500 тысяч тенге Марлену и Нурлану.
Напомним, инцидент произошел 5 февраля в селе Сортобе По данным МВД, именно этот конфликт в дальнейшем стал поводом массовых беспорядков сразу в нескольких селах Кордайского района. Так, 7 февраля в селе Масанчи между жителями произошла групповая драка, в которой участвовали около 300 человек. Конфликт охватил села Аухатты и Булар батыр. Хулиганы применили металлические предметы, камни, огнестрельное оружие.
В результате инцидента погибли 11 человек, еще 185 пострадали, из них 34 были госпитализированы. В результате хулиганских действий сгорело 39 жилых домов, 20 коммерческих объектов и 47 автомобилей.
27 марта в Алматы, Шымкенте и Жамбылской области силовики провели спецоперацию по задержанию тех, кто активно принимал участие в беспорядках. По данным Генпрокуратуры, тогда были задержаны 25 человек. 24 из них через несколько дней были арестованы и выдворены в изолятор временного содержания до конца мая.
Они подозреваются в "участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств". Если вина подозреваемых будет доказана в суде, то им грозит лишение свободы на срок от трех до восьми лет.
29 апреля стало известно, что подозреваемый в участии в кордайских беспорядках Бекбол Кибаев умер в следственном изоляторе Алматы. Рано утром около 08.00 он был обнаружен сокамерниками в санузле с порезами в области предплечья левой руки. Медработниками ему оказана помощь, но спасти его не удалось.