Уже три недели по макушке в воде стоят более 200 сортов яблонь и 200 сортов винограда, которые владельцы сада Кайрат Каримов и Роза Умурзакова растили и испытывали для возрождения промышленного садоводства в Приуралье. В одиночку садоводы пытаются спасти эти уникальные деревья – плавают по саду на лодке и нарезают черенки, чтобы сохранить бесценный генофонд, передает Tengrinews.kz со ссылкой на "Уральскую неделю".
Уже три недели по макушке в воде стоят более 200 сортов яблонь и 200 сортов винограда, которые владельцы сада Кайрат Каримов и Роза Умурзакова растили и испытывали для возрождения промышленного садоводства в Приуралье. В одиночку садоводы пытаются спасти эти уникальные деревья – плавают по саду на лодке и нарезают черенки, чтобы сохранить бесценный генофонд, передает Tengrinews.kz со ссылкой на "Уральскую неделю".
Селекционер Кайрат Каримов, владелец яблоневого питомника-сада, который расположен в пригороде Уральска, на берегу реки Чаган, откровенно говорит, что к такому масштабному и длительному половодью не был готов. Раньше Чаган тоже разливался, но вода в пик паводка стояла в саду по колено. Теперь воды в саду выше человеческого роста, все деревья стоят в воде. По своему саду мужчина с супругой перемещаются только на лодке.
Фото: uralskweek.kz.
Дни напролет они готовят черенки яблонь - спасают ценнейшие сортовые плодовые деревья.
"На данный момент меня даже не настолько беспокоит то, что затопило наш дом, строения, склады и всю технику. Было бы здоровье – все это можно заново отстроить, отремонтировать, восстановить. Сейчас я очень сильно переживаю за растения, особенно за те сорта яблони, которых уже практически нет и взять-то их уже негде. Некоторых ученых, которые помогали мне в работе с момента основания сада, уже нет в живых", – говорит Кайрат Каримов.
За 10 лет работы в саду-питомнике общей площадью 7 гектаров селекционер с супругой вдвоем собрали и вырастили сотни самых разных яблонь и винограда – по крупинкам покупали сортовые деревья у селекционеров в России и Казахстане, размножали один сорт за другим. В течение долгого времени проводили сортоиспытания, во взаимодействии с российскими и казахстанскими учеными районировали плодовые деревья, занимались прививкой и размножением лучших сортов.
Фото: uralskweek.kz.
Сам Кайрат Каримов с гордостью и болью отмечает, что такого количества сортовых плодовых деревьев, как в их саду-питомнике, больше нет нигде в стране. Это уникальный генофонд яблонь для резко континентальных климатических условий.
"О своих яблонях я могу говорить очень долго и очень много, каждое дерево, каждый сорт уникален. Есть яблони с крупными полукилограммовыми плодами, которые могут дать фору и "апорту", есть и маленькие ранетки, больше похожие на желтые вишенки, есть яблоня с плодами, похожими на спелую сливу, есть плоды красные, желтые, зеленые, полосатые. У нас в саду собраны уникальные сорта яблонь еще советских селекционеров Мичурина, Исаева", – констатирует садовод.
Он отмечает, что паводок этого года показал острую необходимость продублировать уникальную коллекцию яблонь, которая представляет огромную ценность.
"Под дублированием коллекции здесь мы понимаем перенос ее на другую территорию, которая менее подвержена аналогичным климатическим рискам. Это весьма трудоемкое и затратное мероприятие, на это совершенно точно уйдет не один год. Знаю, что будет непросто восстановить многие сорта яблонь, которые сейчас могут погибнуть под водой, но мы уже привыкли к трудностям и научились их преодолевать", – говорит Кайрат Каримов.
Селекционеру нужна поддержка местных властей, государства. Нужна земля и люди, чтобы восстановить сад.
Кайрат Каримов поясняет, что на создание одного сорта яблок уходит целая жизнь ученого-селекционера, а иногда даже нескольких поколений. А плодовые деревья – это живой организм, если сорт выпадает и теряется, восстановить его уже невозможно. Это как человек, он умирает и его не воскресить.
Ученые и селекционеры Казахстана предупреждают: созданная Кайратом Каримовым и Розой Умирзаковой коллекция имеет решающее значение для развития промышленного садоводства не только в ЗКО, но и в других регионах страны с суровыми, резко континентальными условиями. Восстановление и дальнейшее развитие садоводства не представляется возможным без таких коллекционных питомников – источников получения сортового материала для размножения. А в коллекционном питомнике Каримова собран ценнейший, не имеющий аналогов в постсоветском пространстве генофонд плодовых культур.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере