
"Победа" навсегда останется той самой машиной, которая отделяет нас от самой кровопролитной войны.
"Победа" навсегда останется той самой машиной, которая отделяет нас от самой кровопролитной войны.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Легенды о легенде
М20 давно уже стала воплощением прочности, долговечности и выносливости. Она была популярна в годы производства и оставалась востребованной после "ухода на пенсию". Ей было суждено стать легендой, и она ею стала. А, как известно, каждый легендарный автомобиль со временем просто обязан обрасти мифами, которые еще долго будут передаваться от поколения к поколению.
Фото: журнал QAZ-Auto
Вот и про "Победу" бытует множество невероятных рассказов. Согласно одним, она построена на раме из рельсов и потому такая живучая. Согласно другим - ее "скопировали" с европейского аналога (правда, псевдоавтоисторики не могут прийти к общему мнению и уверенно сказать, с какого именно). А кто-то и вовсе говорит, что ее вывезли целиком вместе с заводом из Германии.
Фото: журнал QAZ-Auto
Но самый захватывающий рассказ о "Победе", затрагивает тему презентации автомобиля Сталину. И вот в чем суть данной небылицы: в самом начале автомобиль хотели назвать "Родиной", но Сталин спросил у ее создателей: "И за сколько будет продаваться Родина?" Все испугались такой постановки вопроса и быстро переименовали автомобиль в "Победу".
А теперь - как все было на самом деле. Автомобиль не имеет рамы, ведь его с самого начала проектировали с несущим кузовом. Работы по созданию авто начались в разгар войны – в 1943-м. Тогда никто не знал, чем и когда все закончится, и уж тем более не мог что-то вывезти из Германии. Тогда же, в 1943-м, было выбрано имя для будущей машины. И это было имя "Победа".
Фото: журнал QAZ-Auto
Оно отчетливо видно на снимках полноразмерного деревянного макета, который был построен в том же году. Следовательно, вопрос о стоимости Родины прозвучать не мог. Да и о стоимости Победы тоже. Думаю, Сталин в 45-м уже хорошо знал цену Победы (Победа в войне), ведь официально признанные погибшими сначала 15 миллионов, а затем 20 миллионов советских граждан были цифрами заниженными. Погибших было больше, но эту информацию не разглашали.
Но опустим крайне печальные воспоминания и вернемся к самому автомобилю и истории его создания.
Фото: журнал QAZ-Auto
43-й год. Горьковский автозавод лежит в руинах от июньских бомбардировок и практически под открытым небом выпускает легкие танки, самоходные установки, бронеавтомобили, снаряды для "Катюш".
Фото: журнал QAZ-Auto
И в этой непростой обстановке люди создают легковой и сугубо гражданский автомобиль!
Нужно понимать, это не был глубокий рестайлинг довоенной "эмки" (ГАЗ М1), это была новая и полностью оригинальная тема: несущий кузов, передняя независимая подвеска, гидравлический привод тормозов, V-образное лобовое стекло. Чего стоила только форма кузова без выступающих крыльев - подобное решение в массовом автомобилестроении ранее не практиковалось.
Фото: журнал QAZ-Auto
Сильно удивил всех и коэффициент аэродинамического сопротивления. Он был просто за гранью доступного - Сх 0,37! Для тех, кто не силен в данной теме, поясню: похожим коэффициентом сопротивления обладают современные автомобили.
Фото: журнал QAZ-Auto
Далее заканчивается война, и в июне 1945 года новую машину в Кремле демонстрируют Сталину. Особого впечатления она на него не произвела - генералиссимус любил большие американские "Паккарды". Поэтому, единственное, что он буркнул: "Невелика победа, но пусть будет "Победа". Короче, благословил.
Фото: журнал QAZ-Auto
"Победа" ГАЗ М20 действительно была скромна в размерах тех лет. Отказ от рамной конструкции дал возможность уменьшить высоту машины, вместе с тем кузов без выступающих крыльев и торчащих подножек позволил конструкторам значительно расширить салон. Снаряженная масса автомобиля, уменьшенная без рамы на 200-300 килограмм, позволяла подобрать к М20 не слишком мощный четырехцилиндровый мотор объемом 2,1 литра. Всего-то 50 сил, чуть позже 52.
Фото: журнал QAZ-Auto
Предназначение "Победы"
Задач перед новым автомобилем среднего класса было множество. Во-первых, ему требовалось стать самым массовым, чтобы в короткий срок полностью обновить автопарк СССР.
Фото: журнал QAZ-Auto
Иными словами, на "Победу" в обязательном порядке должны были перейти все таксопарки и пересесть все государственные служащие, которые ранее использовали ГАЗ-М1 или автомобили иностранных марок.
Фото: журнал QAZ-Auto
Во-вторых, "Победе" было суждено стать первым советским автомобилем, который можно было официально купить (ранее у граждан СССР такой возможности не было). Шестнадцать тысяч рублей – вот сколько стоила новенькая "Победа". Уверен, нет смысла много говорить о том, что для большинства жителей послевоенной страны такая сумма была заоблачной.
Фото: журнал QAZ-Auto
Средняя зарплата в СССР тогда составляла от 350 до 400 рублей в месяц. Но все же находилось немало желающих, которые могли себе позволить автомобиль в личном пользовании, в основном это были передовики производства, деятели культуры и науки. Можно даже сказать, что таких людей было гораздо больше, чем автомобилей, поступающих в продажу.
Фото: журнал QAZ-Auto
Таким образом, "Победа" дополнила длинный список дефицитных товаров, за которыми выстраивались многолетние очереди. Одним из первых наших соотечественников, который купил себе "Победу", стал знаменитый писатель, драматург Мухтар Ауэзов. Свой автомобиль ГАЗ М20 серого цвета он купил в 1950-м, после вручения ему государственной премии за поэму "Абай". Ауэзов пользовался "Победой" десять лет и, по словам членов семьи, всегда был очень доволен своим автомобилем.
Фото: журнал QAZ-Auto
Малоизвестный факт
Новенькие "Победы" активно продавались не только в 40-х и 50-х, но и гораздо позднее. В конце 80-х вскрылись хранилища Министерства обороны и началась массовая распродажа законсервированных более тридцати лет назад (на крайний случай) "Побед" всем желающим гражданам. Но на всех желающих машин все равно не хватило. Их даже не успевали подвозить к автомагазинам.
Фото: журнал QAZ-Auto
"Победы", как новые, уходили по цене совсем новых "Жигулей". И, скорее всего, ушли все. Но кто-то до сих пор хочет верить, что в какой-нибудь удаленной воинской части вдруг да недораспродали одну-другую "Победу" "в масле". Но, вероятно, это уже последняя из легенд этой машины.
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- ГАЗ в главной роли: как "Волга" покоряла Голливуд
- Прыжки, грязь и рев мотора: один день в спортивном Land Cruiser
- "Барс", "Шалун" и "Скорпион": самые безумные эксперименты УАЗа
- Тюнинг-безумие 80-х: невероятные перевоплощения Mercedes W126
- LAF: первый и забытый автобренд Казахстана