05 апреля 2019 | 13:22

Казахстанский алхимик. Как алматинец нашел свой философский камень

Сначала это было просто увлечение. Он выбирался в район Медеу, находил там камни, наносил на них петроглифы, какие рисовали на скалах древние люди, и оставлял эти камни лежать там же, под открытым небом. А потом о его необычном хобби узнали ценители, и ему предложили выйти из тени. Расписанные петроглифами камни заинтересовали французов. Они решили, что эту коллекцию срочно нужно везти на престижную выставку в Париж. Так алматинец оказался в столице Франции. О том, как эхо степного духа добралось до Европы, репортаж Рената Ташкинбаева.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Сначала это было просто увлечение. Он выбирался в район Медеу, находил там камни, наносил на них петроглифы, какие рисовали на скалах древние люди, и оставлял эти камни лежать там же, под открытым небом. А потом о его необычном хобби узнали ценители, и ему предложили выйти из тени. Расписанные петроглифами камни заинтересовали французов. Они решили, что эту коллекцию срочно нужно везти на престижную выставку в Париж. Так алматинец оказался в столице Франции. О том, как эхо степного духа добралось до Европы, репортаж Рената Ташкинбаева.

Реклама
Реклама

Санжар Жубанов - сын казахстанского художника Акрапа Жубанова и внук ученого Кудайбергена Жубанова. Он также приходится родственником известному композитору Ахмету Жубанову.

Вот сам Санжар.

А вот его дочь Жанель, тоже Жубанова, она свободный художник.

Такая вот творческая династия.

Впрочем, сам Санжар до недавних пор художником не был, по крайней мере, в привычном понимании этого слова. Всю жизнь занимался тренерской работой, он специализируется на восточных единоборствах.

На первый взгляд может показаться, как такое возможно, чтобы тренер по боевым искусствам вдруг стал художником. Но это лишь на первый взгляд.

Санжар уверяет, что его занятие наскальной живописью - это следствие долгих лет практики в единоборствах.

"Есть такой принцип в восточном боевом искусстве - в карате, в кунг-фу, что человек, двигаясь по физической линии, попадает в такой тонкий мир, где он начинает действовать с помощью изобразительного искусства, музыки или поэзии. Например, у самураев считалось высшим классом, когда он мог всех победить, но в то же время сочинить прекрасное стихотворение или нарисовать красивый иероглиф. Я культивировал в себе это, я хотел это сделать, потому что я 30 лет тренирую детей и продолжаю тренировать", - рассказывает Санжар, находясь в центре Парижа на международной выставке современного искусства.

А вот его камни.

Санжар занимается тем, что наносит на них петроглифы - наскальные рисунки древних людей. Специалисты по петроглифам долгое время считали, что традиция такой живописи умерла, каково же было их удивление, когда они увидели работы Санжара. Поэтому к его камням теперь такой интерес.

На протяжении десяти лет он свое увлечение никак не афишировал, потому что, признается, не предполагал, что его занятие будет кому-то интересно.

"Я выбивал рисунки на камнях на природе, затем переворачивал камни и в таком виде их оставлял там же. Это было просто хобби, пока их не начали находить. А однажды я пришел - камня нет, а ведь это был очень тяжелый камень. Я на нем выбил индейское солнце. Было это возле Медеу. Поднять этот камень одному было невозможно. Значит, кто-то увез, специально для этого машину подогнал с грузчиками", - рассказывает Санжар.

Напрашивается вопрос, а не воспримет ли эти наскальные рисунки кто-нибудь за древние. Но наш собеседник уверяет, что специалист сразу поймет, что это сделано в наши дни.

С тех пор он начал собирать камни у себя. Ему предложили выставить их в галерее. Работы заметили французские дипломаты и предложили отвезти камни на выставку современного искусства в Париж. Так эти камни оказались здесь. Правда, всю коллекцию пока разместить здесь не удалось, произошли проволочки с почтовой компанией.

"Камни я собираю по всему Казахстану, когда путешествую. Камни есть везде, но нужны именно камни с патиной, это такой черный загар, сформировавшийся от миллионов лет свечения солнца. То есть камень как бы начинает загорать", - говорит Санжар.

Перед тем как начать наносить рисунки древних тюрков, он их долго изучал.

"Вот это изображение находится в Сарыарке, место называется Байконур. Это наши двугорбые казахские верблюды. Есть мнение, что выбивали их в момент победы после сражения. И вот когда у меня происходит какая-то внутренняя победа, я тоже беру и выбиваю верблюда", - отмечает он.

Говоря о своем отце, известном художнике, Санжар Жубанов говорит, что он перенял у него в первую очередь любовь к сердцевине казахского духа.

На этой выставке в Париже собрано, так скажем, современное искусство со всего мира. Некоторые работы настолько необычные и даже, можно сказать, неожиданные, что у неподготовленного человека могут вызывать очень смешанные чувства. Вот лишь некоторые из них.

Теперь со всем этим современным многообразием соседствуют и камни с древними тюркскими рисунками.

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©

Медитация и петроглифы на камнях: как тренер по джиу-джитсу стал художником

Первая государственная художественная галерея Almaty Gallery открылась в Алматы

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная