КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
19 сентября 2018 | 09:21

Родители переживают больше, чем дети. Психолог о стрессе в начале учебного года

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Иллюстративное фото с сайта pixabay.com Иллюстративное фото с сайта pixabay.com

Начало учебного года - стресс для многих школьников и их родителей. Что в поведении и самочувствии учеников типично и легко корректируется, а что должно привлечь внимание родителей, педагогов, психологов - Tengrinews.kz рассказала клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы одной из школ Алматы Оксана Иванова.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Начало учебного года - стресс для многих школьников и их родителей. Что в поведении и самочувствии учеников типично и легко корректируется, а что должно привлечь внимание родителей, педагогов, психологов - Tengrinews.kz рассказала клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы одной из школ Алматы Оксана Иванова.

- Оксана Владимировна, с какими вопросами сталкиваются в начале учебного года ученики, их родители и учителя?

- Больше всего стресса связано с первоклассниками. Наблюдая за ними, я вижу, что чаще переживают не сами дети, а родители. Хотя школа, так же как и 20 лет назад, и пять лет назад, работает по одним правилам. Тревожные родители первоклассников часто чрезмерно переживают по поводу учебного процесса, заражая детей своим беспокойством. Они могут неосознанно настраивать ребенка против учителя, обсуждая педагога при ребенке, давая негативные оценки работе учителя - этого делать нельзя. Ребенок все несет в школу, между ним и учителем могут сложиться негативные отношения.

Поэтому рекомендую родителям задуматься: "Какое у меня лично отношение к школе?", "Есть ли у меня неприятные ощущения, воспоминания, связанные со школой?" Дети все чувствуют. У них все может быть не так, как было у вас. Лучше не смешивать свой опыт и опыт ребенка, показывать в школе ее лучшие стороны, вспоминая, что было интересного и как школа повлияла, помогла вам и людям, которых вы знаете.

- Из чего состоит адаптация?

- С точки зрения психологии есть три основных компонента, на которые стоит обратить внимание, когда ребенок идет в школу.

Первый - социальный: насколько он умеет устанавливать контакты, насколько он спокоен в новой обстановке.

Второй - познавательный: как у ребенка развиты познавательные процессы - мышление, внимание, память, мелкая моторика.

И третий, один из самых важных компонентов - это мотивация. До 5-6 лет у детей преобладает игровая мотивация, в 6-7 лет начинает формироваться учебная мотивация. Но, к сожалению, сегодня очень много 7-8-летних детей имеют игровую мотивацию. Это, на самом деле, большая проблема, что психологически дети не готовы учиться, а хотят еще играть. Современная программа образования, которая сейчас активно внедряется, учитывает это. Но и учителя жалуются, и родители не понимают: в представлении общества с поступлением в школу ребенок должен хотеть учиться. Но происходит не всегда так.

Именно поэтому я не рекомендую отдавать детей в школу в 5-6 лет, лучше не форсировать события. Ребенок, скорее всего, будет усваивать знания. Но ему все будет даваться намного сложнее, чем тем, кто психологически готов к обучению, у кого мозговые структуры достаточно созрели для того, чтобы смочь спокойно просидеть 40 минут, сосредоточить свое внимание, не отвлекаться на игру. Возраст 7 лет - это не взятая с потолка цифра, к этому возрасту вчерашний малыш действительно способен учиться. Кроме того, отдавая ребенка в школу в 7 лет, вы не лишаете его детства. Детство - одно из самых ресурсных состояний человека.

- А что значит "ресурсное состояние"?

- Мы все вспоминаем свое детство, ребенок тоже вспоминает. Если оно было наполнено приятными впечатлениями, эмоциями, событиями, то учиться и работать нам будет легче. Детство - это опора, на которой строится базовая структура личности. Научить читать и писать можно за 2-3 месяца любого ребенка, даже 4-летнего. Но надо ли ребенку это в 4 года? Так классно, когда ты можешь побыть маленьким, получать радость от игры, общения без обязанностей. Впереди еще длинная жизнь, где можно будет соревноваться и доказывать, что ты умеешь это, это и еще вот это.

- Я похожее утверждение про "ресурсное состояние" слышала в контексте отпуска и каникул - на природе, не дома, в путешествии. Мол, когда у нас в недавнем прошлом есть теплые воспоминания о приятных событиях, то нам легче справляться с текущей работой.

- Действительно, это можно применить не только к детям. Базовая потребность любого человека - и маленького, и взрослого - получение удовольствия от жизни. Чем меньше становится этого удовольствия - от учебы, работы, общения с близкими, тем сложнее человеку, тем больше у него появляется различных проблем на уровне соматического здоровья. Чтобы будни не становились серыми, взрослому человеку надо подумать: "А той ли деятельностью я занимаюсь? Почему будни стали серыми?" Надо либо найти новый мотив в текущей деятельности, либо сменить деятельность. Если речь о детях, то помочь найти мотив для учебы - тоже задача взрослого, ребенок не всегда может справиться сам.

- Самые стрессовые - это первые 2-3 недели учебы?

- Да. В сентябре идет физиологическая адаптация. Сложнее детям, которые не соблюдали режим дня. Если мы говорим о первоклассниках, то это те, кто не посещал детские сады. Им нужно время, чтобы привыкнуть к режиму. Есть дети, которым сложно в 8 утра быть активными - они еще зевают, спят. Учеба, потом обед, потом домашние задания. Многие родители, когда ребенок идет в школу, отменяют тихий час. Но я бы рекомендовала ориентироваться на ребенка. Если он хочет спать или отдохнуть, поваляться - надо дать эту возможность. Главное не перегибать палку - силой не укладывать спать. И помнить, младший школьник в 21.00 уже должен ложиться спать. Именно поэтому целесообразно даже на каникулах придерживаться правил по времени отхода ко сну.

Также еще существует психологическая адаптация. Опять же немного сложнее адаптироваться тем, кто не посещал детские сады. У них меньше поведенческий репертуар. У них не было опыта общения с большим количеством детей. В подготовительных группах детских садов и предшколе эта адаптация проходит естественным образом: им рассказывают, что такое школа, как себя там правильно вести, что такое домашние задания.

- А что насчет кружков и секций, музыкальных и спортивных школ?

- Многие родители в сентябре торопятся записать детей во множество разных секций. Это тоже дополнительная нагрузка, ребенок и так привыкает к новым условиям, новому учителю, расписанию - новым требованиям в своей жизни. А тут еще новые секции. Откуда ребенку взять ресурсы? Оптимально идти на допобразование через 2-3 месяца, когда ребенок уже адаптировался.

В целом  адаптация длится весь год. Сказать, что ребенок адаптирован, можно тогда, когда он спокойно взаимодействует, выстраивает контакты, не пугается каких-то событий или не боится, что его кто-то обидит. Адаптация считается успешной, когда ребенок начинает воспринимать школу как нечто обязательное, положенное, каждодневное, нужное и важное для него.

- Родители переживают, что, придя в школу, многие дети начинают болеть...

- Действительно, у адаптации есть еще один аспект - я его называю психосоматическим. За первые полгода ребенок, в течение первой и второй четвертей, может несколько раз переболеть. Одно-два простудных заболевания за этот период - это нормально. Вокруг происходят большие изменения, на них требуется много ресурсов - как следствие снижается иммунитет: дети легко подхватывают простуды. В этом нет ничего страшного.

Но если ребенок болеет чаще, два-три раза в месяц, то это уже повод задуматься. Что происходит с ребенком? Почему он на физиологическом уровне пытается избежать школы? Я рекомендую родителям следить за иммунитетом детей. Чтобы они полноценно питались - фрукты и рыба обязательны, делали зарядку и закаливание (если было и до этого, то усилить), при необходимости проходили профилактические физиопроцедуры.

По словам педиатров, типичная проблема для начала учебного года - жалобы на небольшие недомогания. Живот крутит, не получается сходить в туалет, горло болит, голова болит - это основные проявления. Если ребенок в целом здоров, то на период адаптации такие случаи возможны. Голова болит от переутомления, слишком много информации, ребенку не хватает ресурсов все переварить. Живот - волнение, что в школе будет что-то страшное и неприятное. Горло - ребенок боится что-то сказать, переживает, что скажет что-то не то. Поэтому задача родителей: наблюдать за своими детьми, помогая им говорить о своих чувствах и переживаниях. При этом не корить, а, наоборот, принимать, помогая пережить эту ситуацию.

- Как понять, что у ребенка серьезные проблемы с адаптацией, требующие подключения специалистов - психологов, врачей?

- За ребенком важно наблюдать весь первый год учебы - и педагогу, и школьному психологу, и родителям. От того, как он закончит первый класс, зависит очень много. Итоги первого класса формируют отношение к учебе в целом, начальная школа - это фундамент, если в ней все хорошо складывается, то в дальнейшем обучение будет проходить достаточно гладко.

Я хочу успокоить: в последние годы что в госшколах, что в частных по-настоящему дезадаптированных детей очень мало, единичные случаи. Насторожить родителя могут следующие признаки: ребенок категорически отказывается идти в школу, у него начинаются серьезные соматические (телесные) заболевания, вплоть до вызова скорой, ребенок длительное время угрюм и не похож сам на себя. Здесь тревогу надо бить всем - и учителю, и родителям, выясняя, что не так.

- Как адаптируются учащиеся среднего звена?

- Особое внимание я бы уделила пятиклассникам. Они закончили начальную школу и переходят в среднее звено: одну систему сменяют на другую. Вместо одного учителя у них будут предметные педагоги, кабинетная система - когда самим надо перемещаться по школе. Фактически у детей появляется больше свободы и самостоятельности - это тоже стрессовый момент. Обычно в начале первой-второй четвертей у пятиклассников по сравнению с начальной школой снижаются отметки: отличники приносят четверки, у ударников бывают тройки. Это нормально. Либо притирка с новыми учителями, либо за лето что-то подзабыли. Поэтому родителям пятиклассников важно также следить за режимом дня, оказывать им поддержку.

Очень часто бывает, что ребенок не может наладить контакт с новым учителем. Не стоит сразу же идти разбираться в школу. Таких педагогов, новых и непонятных людей в жизни вашего ребенка еще будет предостаточно. Важно научить ребенка находить подход, настраивать "каналы общения" с разными людьми. Можно показать, какие варианты существуют, чтобы диалог состоялся, смотреть, что получилось, а что нет. И только в крайнем случае родитель должен поговорить с педагогом.

- А с какими проблемами сталкиваются старшеклассники?

- Ученики 9-11 классов понимают, что для них это завершающий этап учебы. Поступающие на следующий год в колледж или университет чувствуют себя главными в школе. Для них это очень ответственный период, когда нужно принимать решение о будущей профессии. Но многие максимально оттягивают момент выбора и, как выражаются учителя и родители, "витают в облаках".

Для них очень важна поддержка родителей. Мы, психологи, всегда объясняем, что ребенку нельзя навязывать свое мнение - можно и нужно показать ему альтернативные пути, как будет складываться его жизнь, если он сделает тот или иной выбор. От выбора профессии зависит очень многое: с этой профессией ребенку придется жить в дальнейшем. Очень часто на консультациях от взрослых людей можно услышать: "Я отучился, потому что так хотели мои родители. Но по факту я работаю в другом месте". Из-за потерянного времени, выбранной не тобой жизни - много сожалений. Поэтому в вопросах профориентации родитель может очень мягко помогать: не пуская на самотек, но в то же время и не давя на ребенка. Важно, чтобы профессия была не только по душе, но и приносила доход и давала стабильность.

- Будут ли у вас рекомендации родителям о том, как проводить выходные, чтобы в школе у ребенка все ладилось?

- Родителям учеников начальной школы рекомендую проводить выходные с детьми очень спокойно, без перевозбуждающих мероприятий. Даже позитивные эмоции забирают силы и энергию, а ребенку важно восстановиться за неделю. Поэтому в период сентября-октября лучше в субботу и воскресенье делать выбор в пользу спокойных развлечений: прогулки в парке или горах, выезд на дачу, просмотр спокойного кино или домашние игры.

Ольга Пастухова

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 521.98  course up  542.28  course up  5.16  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer