ПОДЕЛИТЬСЯ
13 июля 2018 | 15:35
За степью, небом и не только. Почему о Казахстане скоро узнают мировые туристы
О том, что Казахстан имеет большой туристический потенциал, говорят уже давно. "Сердце Евразии может и должно быть привлекательным для иностранцев", - говорили не раз чиновники. Скептики парируют, утверждая, что инфраструктуры на огромной территории не хватает, а за эко-этно-туризмом уже давно ездят в другие страны. Ну и потом, сначала для самих казахстанцев стоило бы создать условия для отдыха в своей стране. Некоторую ясность в этот вопрос постарался внести заместитель председателя правления АО "НК Kazakh Tourism" Тимур Дуйсенгалиев. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz он рассказал о том, какую нишу на мировом рынке туризма скоро должен занять Казахстан и что нужно делать для того, чтобы граждане выбирали свою страну для путешествий.
О том, что Казахстан имеет большой туристический потенциал, говорят уже давно. "Сердце Евразии может и должно быть привлекательным для иностранцев", - говорили не раз чиновники. Скептики парируют, утверждая, что инфраструктуры на огромной территории не хватает, а за эко-этно-туризмом уже давно ездят в другие страны. Ну и потом, сначала для самих казахстанцев стоило бы создать условия для отдыха в своей стране. Некоторую ясность в этот вопрос постарался внести заместитель председателя правления АО "НК Kazakh Tourism" Тимур Дуйсенгалиев. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz он рассказал о том, какую нишу на мировом рынке туризма скоро должен занять Казахстан и что нужно делать для того, чтобы граждане выбирали свою страну для путешествий. Куда туристы должны приезжать в первую очередь "Туризм в Казахстане будет развиваться поэтапно. По поручению Главы государства нами была подготовлена карта туристификации страны. В ней мы определили фокусные и приоритетные направления, которым будет уделяться внимание в первую очередь. А именно - это Астана и зона Боровое в связке, а также Алматы вместе с Алматинской областью. Мы ставим себе сроки - примерно два-три года, чтобы выйти на уровень, когда весь мир должен будет знать об этих туристических объектах". Казахстанским центром MICE-туризма (деловой туризм), по его словам, должна стать Астана. Но на этом высококонкурентном рынке необходимо чем-то отличаться. Ведь в мире довольно много городов с хорошими аэропортами, бизнес-центрами и городской инфраструктурой. В этой связи конкурентным преимуществом Астаны является курортная зона Боровое. "Мы понимаем, что для полноценной работы в связке необходимо еще многое сделать. В частности, наладить понятное и доступное автобусное сообщение между городами. Ведь сейчас все больше и больше туристов принимают решения ситуативно. Не планируют заранее. А значит, у нас должно быть все налажено так, что, приехав в Астану, человек смог бы без труда понять, как добраться до Борового, по щелчку пальцев получить необходимую информацию, купить билет и съездить". АО "НК Kazakh Tourism" намерено выступить консолидатором транспортных услуг на рынке. Сейчас туристические автобусы, которые используются по разным казахстанским направлениям, в крайне плачевном состоянии. Их степень изношенности достигает порой 90 процентов. А соотношение цена-качество зачастую неприемлемо. "Здесь надо ставить вопрос кардинально. Необходимо увеличить количество направлений и количество современных автобусов, которые бы имели необходимые удобства. К примеру, туалеты! Для Казахстана это очень актуально, так как у нас нет возможности условно через каждый час пути ставить комфортабельные туалеты на трассе. Поэтому наши туристические автобусы должны быть автономными". Туристические объекты должны жить полноценно Дуйсенгалиев утверждает, что необходимо решать множество вопросов. Очевидно, что качество дорог нужно повышать, чтобы была доступность к объектам. Но инфраструктура - это не только дороги. "Туристические объекты должны, так сказать, жить полноценно - это когда турист оставляет там деньги. Если там нет этой инфраструктуры, то турист забежал, посмотрел и уехал оставлять деньги в другом месте. К примеру, Туркестан. Сколько конкретно посещает людей это место, сказать тяжело. По официальным данным - около двух миллионов человек, но, на мой взгляд, это больше. Но вести учет сложно, потому что человек туда ездит по принципу заехал-выехал. А если там восстановить историческую среду, которая была в период становления Казахского ханства, тогда бы люди погружались в эту атмосферу и проводили там несколько дней". Но существует и ряд других вопросов, например единые стандарты для отелей и гостиниц. "Сейчас объект туризма может подать заявку и получить звезду, но это не является обязательной процедурой. А вот обязательные базовые стандарты сервисных точек в Казахстане отсутствуют. Предприниматель может построить станцию заправки, к примеру, без смывных туалетов. Также и со строительством гостиничного дома. Минимальный набор услуг должен быть прописан уже в проекте. А уже потом предприниматель может получить звезды и двигаться дальше. Мы хотим инициировать этот процесс, и в первую очередь на фокусных территориях: Астана, Боровое, Алматы и Алматинская область". Сезонность также является одной из главных проблем туристической отрасли страны. По словам собеседника, ее необходимо нивелировать. К примеру, курорт Боровое хорошо известен россиянам, но лишь как летнее направление. Сейчас в Щучинско-Боровской курортной зоне создаются условия и для зимнего отдыха. В частности, функционирует ледовый городок "Казахстанская Лапландия", где есть дом Санта Клауса, волшебный портал "Семь чудес света", почта исполнения желаний, шаманская деревня, пункты катания на квадроциклах, северных оленях и собачьих упряжках. Также Боровое будет позиционироваться как региональный центр зимних видов спорта. "Сезонность может регулироваться системой дотации туристических путевок. Есть опыт Франции, где сезонность регулируется тем, что государство субсидирует путевки на отдых служащим в несезон. Тем самым нагрузка на туристическую инфраструктуру становится равномерной. Это мы планируем внедрять и у нас". Шлагбаумы и поборы в нацпарках В Казахстане имеется 12 государственных национальных природных парков - особо охраняемых природных территорий со статусом природоохранного и научного учреждения. Не редко вокруг них возникают скандалы - то шлагбаум поставят, то за фото деньги берут. "Ни Kazakh Tourism, ни министерство не в состоянии что-либо сделать, если не будет четкого взаимодействия с руководством нацпарков. Ведь это другая отраслевая принадлежность - Министерство сельского хозяйства. Сейчас мы активно начали взаимодействовать с ними для того, чтобы отработать общие правила. Это и навигация, это и карты, логистика, информация общего характера, и так далее. Все должно быть ясно и понятно, чтобы у туриста как можно меньше вопросов возникало". Диплом - это не главное Представитель Kazakh Tourism отмечает, что в условиях сезонных колебаний предпринимателю тяжело содержать квалифицированных сотрудников. Ведь люди хотят стабильного заработка. В определенном смысле такая ситуация влияет и на рынок труда в туризме. Однако здесь ситуация также осложняется и подходом в образовании. "При наличии 63 вузов, которые готовят 2,5 тысячи человек в год по специальности "Менеджер туризма", у нас имеется огромный дефицит квалифицированных работников во "фронт-офисе". Это официанты, респшионисты, клинеры и так далее. Профессионально их никто не готовит. У нас человек приходит в гостиницу с дипломом и для него, так сказать, не статусно работать на ресепшене. Завышенные ожидания и отсутствие понимания того, что менеджер должен пройти все эти стадии и знать процесс со всех сторон. И тут подходы необходимо менять. Поэтому мы, как Kazakh Tourism, планируем уделять большое внимание системе образования в сфере туризма". Кто захочет поехать отдыхать в Казахстан "Рядом с нами находятся самые крупные мировые рынки: Китай, Индия, Россия. Туристы из Ирана составляют большую долю посетителей Грузии, Азербайджана и других кавказских направлений. И потенциально наш Западный Казахстан может стать для них хорошим направлением при развитии курортных зон на Каспии. Или ЮКО, где имеются святыни мусульманского мира и уже внедряются стандарты халал-обслуживания". Собеседник уверен, что Европа также может стать туристическим донором для Казахстана. "Расстояние для европейцев - это не проблема. Тут гораздо важнее доступность информации о казахстанских объектах. Европейский турист должен понимать, что ему может предложить Казахстан и почему сюда стоит приехать. Ведь их не сдерживает расстояние, когда они летят, к примеру, в Монголию. А мы можем предложить комбинацию эко-туризма, кочевой-этники и пятизвездочного сервиса. Могу с уверенностью сказать, что зарубежные туристы уже приезжают к нам за степью и небом. А ведь мы можем дать намного больше. У нас есть большой ресурс, чтобы заявить о себе в этой нише, но пока мы его не используем". В этой связи сейчас АО "НК Kazakh Tourism" ведет разработку единого туристического веб-сайта страны, на котором можно будет получить исчерпывающую информацию о Казахстане, его туристических направлениях, а также заказать путевку или гида. Почему нам нужно менять менталитет и сознание "Лояльность к туристу должна начинаться с таможенника в аэропорту. А далее - таксист, официант, полицейский. Чтобы туристы себя чувствовали комфортно и были приятно удивлены тому, как в Казахстане относятся к иностранцам. Чтобы хотели посоветовать наше направление друзьям и приехать снова. Сейчас же, читая туристические форумы, встречаешься с большим количеством негатива от тех, кто передвигается по нашей территории на авто. Плохие дороги, злобные полицейские". Почему горнолыжные курорты Казахстана не привлекают туристов "Когда мы говорим о том, чтобы стать конкурентоспособными в сфере горнолыжного туризма, тех ресурсов, которые сейчас есть, недостаточно. Мировой опыт говорит о том, что для того, чтобы быть интересным горнолыжнику, нужно иметь территорию, позволяющую разместить порядка 250 километров трасс. А у нас сейчас совокупность протяженности всех имеющихся трасс горнолыжных курортов - порядка 40 километров". Поэтому здесь якорным проектом станет горнолыжный курорт в Тургене. По словам собеседника, еще в 80-е годы плато Ойкарагай было предложено французскими инвесторами, которые изучили всю территорию СССР, для создания международного курорта высокого класса. Здесь можно рассчитывать на строительство порядка 170 километров трасс. А куда ездить отдыхать казахстанцам Собеседник согласен с тем мнением, что прежде всего в Казахстане необходимо создать туристическую инфраструктуру для своих граждан. "Мы должны спокойно и с комфортном передвигаться по своей стране. Поэтому нет необходимости ставить только дорогие туристические объекты. Морские курорты, горнолыжные - это, конечно, выгодно, но и влечет за собой большие вложения. Но у нас также огромная территория, которую просто нужно покрыть сетью доступных, комфортных объектов: гостевые дома, кемпинги, места для парковки домов на колесах и так далее". Почему раньше не получалось, а сейчас должно Дуйсенгалиев отмечает, процесс формирования благоприятной экосистемы требует времени. Пять лет назад в Казахстане был уполномоченный орган в лице комитета при министерстве и четыре управления туризма в регионах. Сегодня же, помимо комитета, практически во всех регионах имеются управления туризма и туристские информационные центры. Была создана национальная компания Kazakh Tourism по продвижению туризма на зарубежных рынках. "Это полностью соответствует международному опыту. По-прежнему сложным остается момент межотраслевого взаимодействия, ведь туризм зависит практически от всех сфер и служб, тем или иным образом взаимодействующих с туристом: от пограничника и таксиста в аэропорту до егеря в национальном парке. Это взаимодействие будет совершенствоваться благодаря госпрограмме, которая сейчас в разработке по поручению Главы государства. В рамках нее будут усовершенствованы также инвест-климат и меры господдержки, которые будут главным триггером повышения конкуренции, что в свою очередь повлечет повышение сервиса и сбалансированность цены и качества". Между тем отметим, что нынешняя концепция развития туризма в Казахстане ставит перед нацкомпанией задачу увеличить вклад ВВП по туризму до 8 процентов к 2023 году. Узнать об интересных туристических направлениях, полезных лайфаках и дешевых авиабилетах можно здесь.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также