1. Главная
  2. Посмотри

"Чтобы ты мною гордился". Кадеты с окраины Астаны

  • 18

"Мы не сидим в социальных сетях, времени нет", - хором говорят дети. "Нет, я вот сижу во "ВКонтакте", музыку слушаю", - смущенно добавляет мальчик. "А с девочками переписываетесь или боитесь?" Минутная тишина, смех и пунцовые щеки на лицах учащихся кадетского класса. "Сил на это не остается", - по-военному строго отвечает один из ребят.

Сил на соцсети на самом деле может не хватить. Некоторые из этих ребят после уроков побегут готовить ужин для младших сестренок и братишек, топить печку на съемной даче и ждать прихода родителей. Но сейчас дети блистают в парадной форме, репетируют вальс и ждут свой первый офицерский бал. Корреспонденты Айгерим Абилмажитова и Турар Казангапов - о столичном проекте кадетских классов.

Проект кадетских классов был запущен в 2016 году на базе столичных школ № 13 и № 57 в жилом массиве Промышленный, больше известный как Силикатный. Как рассказывают в общественном фонде "Жан Досым", процесс обучения в себя включает систему дополнительных занятий по военно-патриотическому воспитанию. Учащиеся носят специальную форму, придерживаются устава. На данный момент в четырех кадетских классах насчитывается 100 учащихся.

Кадеты в ожидании репетиции вальса. К празднику Наурыз мейрамы в школе пройдет офицерский бал.

Пока мальчики показывают что-то друг другу в телефонах, девочки стоят в сторонке.

Заиграла музыка.

"В кадетских классах обучаются отличники учебы, дети из многодетных и неполных семей. Не все родители могут позволить себе дополнительные занятия, а по этой системе обучения все предусмотрено. Есть и уроки хореографии, и рукопашного боя, тактические военные учения, стрельба. В прошлом году были еще дополнительные занятия по английскому языку и математике. Все учащиеся - из жилого массива Промышленный", - рассказывает заместитель директора школы № 57 Жанаргуль Исаева.

"Этот проект на самом деле изменил жизни ребят. Они ответственнее, целеустремленнее стали. Им хочется больше узнать, прочитать. Даже ношение самой формы - это уже для них предмет гордости. Они подтянулись по учебе. Я помню, как в начале учебы дети приходили, выговаривались нам. Иной раз спрашивают, почему в семье нехватка денег, почему отцы пьют. Каждый из них переживает очень сильно, хоть и не подает вида. Дети очень искренние и могут как и любить всем сердцем, так и всем сердцем обидеться, разочароваться".

"Вы знали, что некоторые дети никогда не были в цирке и театре? При поддержке фонда кадетов приглашают их в музеи и театры, в центры досуга. Некоторые дети плакали от счастья, потому что впервые увидели цирк. Но важнее всего в проекте то, что не только дети, но их родители получили стимул. Один из мальчиков сказал своему отцу: "Я учусь в кадетском классе, стараюсь, чтобы ты мною гордился, я все для этого делаю. Но что ты лично сделал, чтобы я мог гордиться вами? Вы должны стать лучше!" И представляете, отец бросил пить и устроился на работу. Кадетские классы мотивируют не только детей, но и их родителей".

Кадеты закончили репетицию вальса и выстроились в очередь для позирования фотографу. 

"Вы знаете, когда в прошлом году стоял вопрос о финансировании, дети так переживали. Да что там, как родители и нанятые преподаватели переживали. Мамы готовы были сами шить форму, учителя бесплатно работать, лишь бы проект не закрылся".

"Вас родители приводят в школу или сами?"

"Нет, мы сами. Еще и сестренок, братишек приводим".

Как нам позже расскажет завуч школы, дети в этом районе в основном предоставлены сами себе, так как родители все время на работе.

"Почти все арендуют дачи. Детей нужно прокормить, поэтому мамам и папам просто некогда заниматься ими. Их тоже можно понять. Есть, конечно, родители, которые просто не хотят уделять время детям, у них другой образ жизни. Вот есть мальчик. Их трое в семье: сестра, он и сестренка младшая. Они по очереди за младшей присматривают, бегают туда-сюда после школы, он до обеда, после обеда сестра старшая. Утром сам каши готовит. Но больше всего переживает за маму, которая от них отдалилась и живет своей жизнью. Мы, учителя, говорили ей: "Посмотри, какие у тебя золотые дети. Дочка - отличница, сын - на 4 и 5 учится, спортсмен, за домом сами присматривают, готовят сами себе". Но, к сожалению, ничего не меняется. Мальчик уже не обращает на это внимание, и времени нет у него на это. Он все время на учебе, тренировках. Говорит, у него сейчас другие цели и ему нужно их добиваться", - рассказала Жанаргуль Исаева.

 

"Когда пришел сюда работать директором, я столкнулся  с отсутствием инфраструктуры, центров развития. Детям некуда идти было, то есть после школы уйма свободного времени. А потом в конце года кого-то из наших детей выносят на комиссию по делам несовершеннолетних. Как правило, кражи в магазинах, торговых центрах. Мы столкнулись с правонарушениями, и нужно было решать эту проблему. Тогда задумался над проектом кадетских классов. По воле судьбы встретились с фондом "Жан досым", с генеральным директором Айнур Мусайбековой. Они на тот момент как раз искали проекты для развития районов на окраинах Астаны. Надо понимать, что проект на голом месте не реализуешь. Я предложил идею, Айнур Мусайбекова поддержала, нашла спонсоров", - рассказывает директор школы № 13 Канат Рахимбеков.

"Нам удалось обеспечить учащихся обмундированием, парадной формой, зимней одеждой, что стало большим облегчением где-то для родителей. То, что дети обеспечены зимней одеждой, - это уже облегчение для родителей в финансовом плане. И все они ходят в одинаковой одежде, в уставе это все прописано".

"Тут нет никакого деления социального, все равны перед уставом. Отремонтировали подвал, сделали тир, смогли обеспечить ребят горячим питанием. Нашли преподавателей, инструкторов, зарплату которым платит фонд. Идет полноценное обучение по кадетскому направлению".

"Сам проект представляет из себя полную систему обучения, начиная с седьмого класса. Набор осуществляется исходя из способностей. Обязательно медицинское обследование, в кадетских классах есть нагрузки физические, они значительно больше, чем в обычных классах. Мы хотели, чтобы были охвачены дети из многодетных, неполных семей, социально уязвимых категорий, одаренные дети. Получилась такая сборная, где каждый подтягивается, смотря на другого. У них строго - один за всех и все за одного. Забыл один из учеников обувь дома - весь класс наказан. Получил кто-то двойку - весь класс ответственен".

"Программа была разработана так, что в 8 часов утра они приходят на занятия в форме. Проводится осмотр, как в кадетских школах. Контролируется форма одежды, стрижки. Вы, наверное, заметили, что здесь нет косичек у ребят, крашеных волос или еще каких-нибудь странных причесок. У нас все очень строго. Есть и девочки в кадетских классах, способные такие. Стреляют отлично, да и характер у них такой - в обиду себя не дадут.

"В школе № 57 капитан кадетского класса восьмиклассников - девушка, к примеру".

В понедельник - строевая подготовка.

После перерыва - единоборства, рукопашный бой.

Во вторник - стрельба на улице.

Тактическая подготовка, классный час.

"В среду - хореография, физические упражнения, оркестровая подготовка: барабан и так далее. В таком плане у нас составлено расписание, и это у нас идет беспрерывно".

"На момент набора, в 2016 году, было в классе 50 процентов троечников. Вчера я вот только разговаривал с учениками, у них только у троих или четверых осталось по одной тройке. И они намерены окончить год без троек, пообещали нам. Сейчас уже шестиклассники горят желанием попасть в кадетские классы. Дополнительно занимаются, тренируются постоянно".

"Для каждого ученика теперь это цель, мечта - попасть в кадетский класс. Многие из других школ просятся к нам, сюда. Хочется, чтобы в каждой школе был хотя бы один кадетский класс. Но здесь остро стоит кадровый вопрос. Сейчас важно преподавателей начальной военной подготовки именно на такой путь ставить, чтобы с отдачей работали. Для наших преподавателей, инструкторов проект очень важен. Душу отдают детям. Только так может что-то получиться".

 

"Нужно понимать, что если это кадетский класс, то процесс обучения должен идти беспрерывно. Нельзя назвать кадетским классом группы детей, на которых сшили форму и которых вывозят на какие-либо мероприятия, фотографируют, и все".

"Еще одна главная цель, которую мы преследуем, - это профессиональная ориентация с дальнейшим трудоустройством. С 10 класса мы включаем в программу техническую подготовку, а именно обучение вождению с техническим уклоном. В 18 лет они получат водительские удостоверения, и их в любое военное подразделение заберут, потому как водителей с техническими военными навыками очень мало у нас в стране. То есть у школьника уже есть возможность трудоустроиться сразу".

"Ваши дети просятся в кадетский класс? Готовы их отдать сюда?" - спросили мы у директора школы № 13.

"Мои дети еще маленькие, но я бы очень хотел, чтобы они обучались именно в кадетских классах. Я сам в детстве мечтал носить форму. Лично как для отца - это уникальная возможность воспитать сына с мужским характером, с волевыми качествами, умением уважать старших, вести себя в обществе. Я хотел бы, чтобы сын мой ходил в такой класс, тогда я буду спокоен за него и его будущее. 

Самая веселая улица Астаны. Как живут люди в столичном районе Промышленный