Старых самолетов не бывает. Кто дает "вторую жизнь" казахстанским лайнерам

Недалеко от международного аэропорта Астаны есть предприятие - Авиационно-технический центр. Здесь, в частности, производятся ремонт и техническое обслуживание самолетов Министерства обороны, а также гражданских судов. Специалисты, в числе которых представители заводов - изготовителей самолетов, оценивают состояние лайнеров, если это необходимо - ремонтируют и таким образом продлевают им жизнь, давая добро на продолжение полетов. За тем, как проходят техосмотр крылатые машины, наблюдал Турар Казангапов.

Это военно-транспортный самолет Ан-12 или, как его ласково называют сами пилоты, "Анушка".

Он выпущен еще в 1968 году и до сих пор совершает рейсы.

В настоящий момент этот борт служит Министерству обороны РК, перевозит военнослужащих, военные грузы.

А это пилот Ан-12 - старший бортовой инженер-инструктор авиационного звена Иван Волынкин.

Управляет он этим самолетом почти 15 лет и, несмотря на то, что его крылатой машине скоро будет уже полвека с момента выпуска, он все же не считает ее старой и предпочитает уважительно называть ее "ветераном".

Пять лет назад этот самолет проходил капитальный ремонт. Пришло время специалистам провести исследование технического состояния.

Для этого в Астану были вызваны представители украинского завода "Антонов".

Ан-12 завозят в ангар, где техники должны изучить все неполадки и при необходимости назначить ремонт.

"Это не самый старый самолет, который я обслуживаю. Лет десять назад я смотрел борт 1962 года выпуска", - говорит представитель украинского завода Юрий Богдан и тут же замечает, что самолеты в отличие от людей старятся иначе.

"Мы привыкли сравнивать по человеческим меркам, мол, вот человек старый и все, а с самолетом немножко не так. Этот самолет, например, проходил капитальный ремонт всего-то пять лет назад. Это очень хороший показатель, также нужно учитывать, что это дорогое удовольствие. Одним словом, старого самолета не бывает, не надо так говорить…" - говорит Богдан.

"Опять же, все зависит от того, как за ним ухаживать. Вот Ваня (пилот Иван Волынкин) молодец! Рукастый! Побольше бы вам таких в ВВС, и все будет хорошо!" - отмечает представитель завода "Антонов".

Техники осматривают каждый участок самолета.

"Вот сейчас осмотрели планерную систему, электронику, теперь работаем над контролем шасси. Это завершающий этап, в конкретном случае выполняем магнитный контроль, ищем любые трещинки, даже микротрещины", - говорит механик.

"Например, вот здесь переднее шасси забраковали, вот трещинка. Пока мы заняты этим, с другого самолета привезли запчасть, мы ее отдефектировали, доработали, и сейчас ребята старую снимут, а новую поставят", - комментирует свою работу Юрий Богдан.

"А здесь, видите, краска? На самом деле здесь трещинка была, мы ее отлатали и покрасили", - говорит механик.

Специалист из Украины Юрий Богдан не первый раз в Казахстане, но впервые в Астане. До этого приходилось делать техосмотр самолетов в Алматы.

Кажется, что о самолетах он может рассуждать бесконечно.

"Конечно, новые самолеты по сравнению с теми, которые были выпущены в прошлом веке, немного легче, весовая отдача у них очень хорошая, уже нет кучи проводов, как на старых. А самолет, как правило, это много оборудования и проводов", - со знанием дела говорит он.

"Сейчас провода тонкие и их меньше, а не так, как раньше, - куча мотков. Вот это, например, еще не самый толстый жгут, бывает намного больше, это вот тут за обшивкой и так по всему самолету. Можете представить себе, какой это вес. Приборы на этом самолете старые, стрелочные, а сейчас дисплеи", - рассказывает механик.

Бригада, в которой работает Юрий Богдан, имела дело и с боевыми повреждениями. Правда, такие случаи были не на постсоветском пространстве.

"У ребят из моей бригады были случаи, когда самолеты попадали в военные действия, как правило это коммерческие суда, а не военные. Вот, например, в Африке, там были пулевые пробоины. Ну это Африка, горячая точка, то там, то тут стреляют", - рассказывает специалист завода "Антонов".

"После того как Советский Союз распался, очень многие самолеты, такие как Ан-12, были выведены из состава ВВС и проданы в частные руки. Сейчас они гуманитарку возят, ООНовские грузы туда, где война, землетрясение, катаклизм, это уже как бы транспортная авиация", - продолжает он.

Например, многие самолеты Ан-12 с гуманитарной помощью летают в Афганистан.

"НАТОвцы там на своих боеприпасы возят, а Ан-12 - водичку, медикаменты, туалетную бумагу..." - говорит Юрий Богдан.

Фото Турар Казангапов

Самолет Минобороны по итогам исследования признан летным. Пилот Иван Волынкин в настоящее время ждет разрешение на эксплуатацию.

За 15 лет он к своей "Анушке" привык. "Надежный и непривередливый, как и вся советская техника", - говорит он.

Тем временем на техобслуживание в Авиационно-технический центр прибыл борт компании "Эйр Астана".

Специалистам предстояло произвести замену двигателя.

Фото Турар Казангапов