ПОДЕЛИТЬСЯ
05 июня 2020 | 20:00
Почему мамы балуют сыновей. Ирина Млодик в эфире i-balaqai
В эфире проекта i-balaqai психолог, гештальт-терапевт Ирина Млодик о родительской власти, постепенной сепарации детей. Эксперт озвучила причину, по которой дети проявляют агрессию, а также почему мамы балуют больше сыновей, чем дочерей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В эфире проекта i-balaqai психолог, гештальт-терапевт Ирина Млодик о родительской власти, постепенной сепарации детей. Эксперт озвучила причину, по которой дети проявляют агрессию, а также почему мамы балуют больше сыновей, чем дочерей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
По словам психолога, на данный момент один из самых актуальных вопросов - это родительская власть. Взрослые, воспитанные в строгой, жесткой системе или, наоборот, воспитанные родителями, которые были все время на работе и не уделяли им внимание, пытаются действовать противоположным образом.
"Они выступают полярно, если раньше с ними были жесткими, они пытаются быть абсолютно демократичными, или, наоборот, на них не обращали внимание, они осуществляют гиперконтроль. Смена с плюса на минус или с минуса на плюс приводит к тому, что у детей все равно возникают проблемы. Вопрос родительской власти, как ставить границы у ребенка, что им разрешать, что им запрещать, что им нужно, в конце концов, как регулировать все это, по-прежнему остается основным вопросом", - уточняет она.
Ирина Млодик утверждает, что сложности возникают в том, что дети вошли в виртуальный мир, где они могут найти ответ на любой вопрос. То есть необходимость в экспертном мнении взрослого отпадает:
"Тогда родительский авторитет начинает шататься. Детям становится непонятно, а зачем я должен тебя слушать, а кто ты такой, чтобы мне что-то запрещать или приказывать. Многие родители теряются и не знают, что отвечать. Российским родителям я обычно говорю, что вы должны отвечать на вопрос "Кто я такой?" - "Я - родитель. Ты должен меня слушать по закону Российской Федерации". У вас по своим законам".
Родители подходят с прошлыми мерками, как воспитывали их, пытается скопировать прежние правила, и чаще всего это получается, отмечает она.
"Один из простых рецептов состоит в том, что нам хочется выбрать одну модель раз и навсегда. Найти какой-то лайфхак и применять его ко всем случаям, и в случае наших детей тоже. Если мы хотим адекватно воспитывать наших детей, нам нужно быть современными, то есть уметь смотреть на внутренний контекст: "Кто такой мой ребенок?" - продолжает спикер.
Разницу в воспитании отчетливо понимают родители нескольких детей: если определенные приемы срабатывали с одним ребенком, то они могут провалиться с другим.
"Быть современным - значит смотреть, какие сейчас времена, почему дети любят или выбирают это, а что происходит в мире, в политике, в техническом прогрессе и так далее. Тогда ответ по отношению к ребенку будет индивидуальный, какую выбираю модель, какой я выбираю способ его воспитания".
Как отметила психолог, агрессия у детей не возникает беспочвенной, она проявляется по ряду причин.
"Агрессия - это реакция на страх, боль, нарушение границ. Если мы видим, что какой-то ребенок агрессивен, то самое плохое, что мы можем сделать, это отреагировать на него агрессивно в ответ. Если мы видим, что наш ребенок бросается, например, на младшую сестру или младшего брата, мы можем сказать для начала: "Стоп. Стоп, Вася. Остановись". Потом уже пытаться думать: "А почему мой Вася озлобленный? Почему он так все время бросается на младшего брата?" Я вас уверяю, у него есть причины, например, в том, что он не чувствует достаточно любви, внимания в свою сторону, или ему кажется, что что-то несправедливое происходит в семье", - добавляет она.
Тем не менее даже гибкие и современные люди неосознанно транслируют известные модели на современность. Ирина Млодик привела стереотипный пример - питание детей, растущих в странах СНГ, и их американских сверстников.
"Трехразовое питание было must have. Суп, второе, третье – это было обязательно, без этого, казалось, просто ребенок не выживет, если у него не будет трехразового питания. Когда я приехала в Америку, я с удивлением обнаружила, что там никто не кормит детей супом, им дают ланчи с собой в школу. Днем родители говорят: "Съешь что-то белковое. Потом ты можешь поесть сладкое". Я говорю: "Не суп должен идти впереди всего?" - "Нет, достаточно же поесть белок".
Ирина Млодик считает, что несколько месяцев, проведенные на карантине, не отпечатаются у ребенка в сознании психологической травмой, если в этот период не произошло бытового насилия или развода родителей. Для него это лишь опыт, когда семья находилась продолжительное количество времени вместе.
"Дети растут в реальности, где мы больше думаем о гигиене, о том, что надо мыть руки, или в случае если ты заболел, у тебя ОРВИ, нужно надеть маску или не приходить на работу. Дети впишутся в новые правила, потому что мы сами будем считать это новой нормой", - рассказывает она, отмечая, что каждый серьезный мировой или региональный кризис что-то меняет в нашем восприятии.
"Когда случилась трагедия в США и рухнули небоскребы, это изменило жизнь, мы стали по-другому летать на самолетах. Нас стали больше проверять. Дети, которые вошли в это, они воспринимают это как норму. Даже трудно представить, что когда-то можно было жидкости проносить в самолеты. Трудно им представить, что когда-то не было компьютеров. Им кажется, что это невозможно, что кто-то жил в докомпьютерную эпоху. Они говорят, что у вас все равно были компьютеры, просто не такие современные".
Она также высказала свое мнение об обучении в режиме онлайн. Родители могли заметить вялость и низкую заинтересованность в учебном процессе. По словам Ирины Млодик, это связано с отсутствием подпитки, которую дают отношения со сверстниками в классе. Но некоторые дети, наоборот, лучше учатся дистанционно:
"Это дети, у которых сложности с социальными навыками, и любой социальный навык, когда они идут в реальную школу, отнимает у них столько сил. Условно говоря, они нервничают, реальная коммуникация рождает столько тревоги. Когда это все не надо делать, а просто сиди и учись, им просто прекрасно. Они выдыхают. Может, если появится онлайн-формат обучения для таких детей, возможно, это их очень выручит. Они смогут получить образование, не страдая", - объясняет она.
Важной задачей родителя является готовность отпустить ребенка во взрослую жизнь, отражать его как человека способного, готового справляться.
"Постепенное взросление, или сепарация, трудно дается. Сейчас я вижу, все больше родителей буквально с рождения ребенка понимают, что они родили его, чтобы отпустить, не для того, чтобы он всегда обслуживал их потребности или их старость, а для того, чтобы он прожил свою жизнь", - подчеркивает психолог.
Ирина Млодик также озвучила тему отличия в отношении разнополых детей. Она предполагает, что опека матерей к мальчикам усилилась в послевоенные годы, когда многие мужчины погибли на фронте, женщины переносили всю свою любовь и заботу на продолжение своих мужей - сыновей.
"Выросло поколение достаточно избалованных мужчин, которых сильные женщины, перенесшие войну, пытались ограждать от любой работы, от любого напряжения. Тогда мальчику было негде проявить свою естественную силу или волю. Это стало распространяться от поколения к поколению и создало проблему. Если несколько детей, то мама больше включена в мальчика, она больше его жалеет, оберегает и так далее. А папа готов больше его напрячь и сказать: "Давай, сын, ты можешь, ты сильный". Папа правильно делает. Если мама воспитывает сына одна, у нее есть большой риск, что она его оставила в коконе и мальчик не проявил заложенные в нем мужские качества", - отмечает она.
Она заметила, что папы больше балуют девочек, но тут сохраняется баланс, потому что мама, помня, что выполняла обязанности по дому в ее возрасте, пытается и дочь приучить к помощи в быту и самостоятельности.
"В том, что папа балует девочку, меньше сложностей или проблем, чем когда мама балует мальчика, потому что, если девочка вырастает с ощущением, что: "Да, найдется мужчина, который мне поможет. Есть мужчины, которые будут за меня" из опыта, сложенного с ее отцом. Но когда мальчик вырастает с ощущением, что он не должен напрягаться: "Я не должен проявлять свою силу или волю. Мне лишь надо покапризничать, и по щелчку какая-то женщина все принесет на блюдечке. То это менее жизнеспособная конструкция", - поясняет Ирина Млодик.
Она прогнозирует, что такие мужчины не готовы быть отцами, так как они больше потребляют, а отцовство — это инвестиция.
"Впоследствии женщина разводится, злясь на него, не помогает поддерживать контакт с ребенком, тогда ребенок начинает лишаться отца, даже того, который есть, даже того, который смог бы научиться быть отцом".
Психолог Ирина Млодик также ответила на вопросы партнера проекта - мобильного оператора Altel. Ребенку, по ее словам, нужно объяснить правила пользования сетью.
"Нужно научить детей распознавать манипуляцию и не вестись на них, пользоваться правилами безопасности, не сообщать телефон, адрес, не общаться с незнакомцами. При любом подозрении на странное поведение обращаться к родителям", - пояснила она.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV и на странице Tengrinews.kz во "ВКонтакте".
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также