1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Как распознать эмоции, играя. Виктория Шиманская в эфире i-balaqai

  • 1

Доктор психологии Виктория Шиманская в очередном эфире проекта i-balaqai рассказала о том, как сформировать самостоятельность у ребенка. Эксперт дала ряд практических рекомендаций родителям по развитию эмоционального интеллекта. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Некоторые родители ошибочно думают, что их чадо чистый лист, поэтому максимально стараются забить его график всевозможными курсами и развивающими занятиями. По мнению Виктории Шиманской, главный принцип - смотреть на ребенка через призму талантов, как на коробочку, в которой есть свои интересы. В таком случае дети с радостью в будущем научатся налаживать контакты с окружающим миром, выбирать спутника жизни и профессии, в которых смогут реализовать свой потенциал.

"Вот что мы закладываем, если занимаемся через принципы социально-эмоционального интеллекта (Social emotion learning). Тогда это будет не состояние "должен". К сожалению, иногда дети уже в 5 лет говорят: "Мама, я устал. Я уже ничего не хочу". Какое-то время назад это сложно было представить".

Эксперт объясняет, что интеллект IQ и эмоции EQ не противопоставление, а соединение. Человек сможет добиться больших успехов в карьере, если будет эмоционально стабилен.

"Когда мы находимся в сбалансированном состоянии, умеем управлять своими эмоциями, наш интеллект, наши профессиональные компетенции включаются в несколько раз выше. Эмоциональный интеллект — это не только про чувствительность и не только про сопереживание. Это понимание своих эмоций, чувств, переживаний, понимание эмоций, чувств, переживаний других людей. Самое главное - понимать причины этих эмоций и дальше согласовывать с действиями.

"Ребенок может капризничать по разным причинам: он проголодался, устал, требует очередной мультик или игрушку. Четыре разные причины - капризы одинаковые. Родитель с развитым эмоциональным интеллектом понимает причины. Представляете, как он совершенно по-другому начинает реагировать, когда ребенок голодный. Если у ребенка не получается, он включается в помогающего родителя. Если это проверка границ, родитель знает состояние четкого ответа "нет".

Психолог объяснила, что нейронные дорожки родительства формируются осознанно и неосознанно.

"Что-то произошло, в этот момент я начинаю раздраженно и нервно разговаривать с ребенком. Я беру крайнюю ситуацию. В этот момент, увы, формируется это состояние: нам кажется, что родительство - это тяжело, потом его нужно чем-то компенсировать. Если это происходит осознанно, то в результате мы нейронную цепочку родительства в себе формируем, а самое главное, что это потом передается нашим детям".

Она утверждает, что 10 минут осознанного общения в день достаточно: "Я сейчас вместе с ребенком. Я счастлив самому факту, что он вместе со мной".

Если тесты на развитие эмоционального интеллекта взрослых или подростков дают некие подсказки, то в случае маленьких детей их применять бесполезно, утверждает эксперт. Родителям необходимо уделить внимание  эмоциональному интеллекту, если у ребенка наблюдаются признаки или проявления сильных переживаний, трудность при общении с другими детьми, тревога, плохой сон, замкнутость, застревание в одном эмоциональном состоянии.

Виктория Шиманская рекомендует использовать мяч, игрушку или мыльные пузыри для обозначения эмоций. Этот метод помогает ребенку осознать, что "я не равно эмоция".

"Например, ребенку грустно, можно вместе с ним надуть мыльный пузырь и сказать: "Какая твоя грусть? А почему?" Когда она снаружи, мы можем ее нарисовать, можем на нее посмотреть. Ребенок понимает, что я могу раскрасить ее разными цветами, я могу про нее рассказать, я могу ею управлять. Важно в этой ситуации не забивать: "Мальчики не плачут, не проявляют свои эмоции. Девочкам это неприлично".

Важно помочь ребенку понять, что происходит, что это за эмоция, почему она произошла, тогда ею можно управлять. Но если есть травмирующий опыт или тревожная ситуация, то нужно обратиться к специалисту. 

Эксперт приводит в пример универсальную игру, которую можно разыграть всей семьей. 

"10 минут в день вы проиграли и создали коробочку радости. Что для меня радость на всех пяти чувствах? Дети щекочут друг друга кисточками, вдыхают аромат мандаринов. Вот уже в семье создается эта атмосфера, и мы научили ребенка изучать свои эмоции. Так можно изучать все: и гнев, и радость, и грусть, через игры по 10 минут в день", - поясняет она.

Есть также особенности, которые важно учесть родителям на каждом этапе развития. Так, всем членам семьи важна искренность в эмоциональных проявлениях.

"Надо понимать, что наши эмоциональные ощущения напрямую связаны с сенсорными системами. Поэтому неслучайно огромное количество практик развивающих центров говорит о моторике. Поэтому максимально до трех лет мы занимается искренностью, сбалансированным состоянием и моментом понимания этих эмоций. К трем годам мы уже можем эти эмоции называть".

Психолог рекомендует родителям использовать формулу: "Я чувствую + потому что + я хотел бы", "ты чувствуешь + потому что + ты хотел бы". Например, ты чувствуешь обиду, когда говоришь: "Ты чувствуешь", отделяешь эмоцию. "Потому что" – понимаем причины. "Хотел бы" – согласовываем с действиями. В простой фразе очень четкий механизм", - подчеркивает она.

Проговаривать нужно все эмоции, а не только сложные, такие как раздражительность и гнев, чтобы у ребенка не сформировалось отрицательное отношение к фразе "я чувствую".

При подготовке ребенка к школе родители обучают ребенка читать, писать, но немаловажным остается закладывание навыков общения. Чек-лист включает: умение представиться, организовать знакомство, принятие отказа, следование инструкциям, оказание и просьбы о помощи.

"Как много примеров, когда у старательных, умненьких детей не складывается контакт с другими. Им не до учебы. Будет стресс, вылетят все знания, и ребенок не будет развиваться. В 5-8 лет можно учить ребенка понимать причины, почему эмоция произошла".

В подростковом возрасте главное, чем может помочь родитель, это максимально поговорить о предназначении.

"Не смотреть на это как: "В какой вуз ты будешь поступать". Наоборот, понять: "Что тебе интересно, а чем ты увлекаешься". Посмотреть на предметы в школе не с точки зрения оценок, а какие предметы его увлекают. Исследования показывают, что, если по всем предметам 100 балов, это глушит внутри ребенка состояние "Что мне по-настоящему нравится?".

Для того чтобы сформировать самостоятельность, психолог советует приучать детей выбирать самим. 

"Самостоятельность формируется через умение выбирать. Если ребенок совсем маленький и мы читаем ему книжку, он сам решает какую. На самой нижней полке он сам берет эту книжку. Если он выбирал 20 раз одну и ту же книжку, вы вправе книжки на полке поменять. На самом деле это выбор ребенка, и его нужно уважать. Можно планировать завтраки, позволить ребенку самому выбрать одежду в детский сад".

"Постоянные шаги, внедренные во всех направлениях, помогают самостоятельности. Когда ребенок начинает выбирать профессию, родители часто спрашивают: "А что если он выбирает неперспективную?" Поверьте, вы не знаете, какая будет перспективная. Если это его, она будет для него перспективной. Если она будет навязанной, вы отделите этот этап надолго, потому что придется переучиваться и страдать на этой работе, искать свое предназначение", - объясняет она.

Психолог Виктория Шиманская также ответила на вопросы партнера проекта мобильного оператора Altel. По ее словам, если ребенка лишают гаджетов до 7 лет, то он теряет огромный пласт в коммуникации с другими детьми.

Но до 2-3 лет дети могут обойтись без цифровых инструментов, добавляет она. Постепенно можно включать видео, где показывают разные движения, учить использовать приложения, то есть показывать интеграцию с реальным миром. К примеру, ребенок нарисовал рисунок, его можно отсканировать и создать слайд-шоу. Можно после просмотра яркого мультфильма с машинками продолжить эту тему в реальной игре.

"Мифов в отношении цифровой среды очень много. Есть и другой перекос, когда информационное наполнение замещает родителей. Я предлагаю, что именно там ребенок изучает и временные слоты. Конечно, когда дети сидят по 5 часов в день. Во-первых, это физическая активность другая. Это крайне негативно. Чтобы не было отнятия гаджета у ребенка, есть два правила. Мы приучаем ребенка ставить таймер. Важно помочь ребенку организовать игру после использования гаджетов. Вопрос стоит не запрета, а так же, как к горшку надо приучать деток. Все проблемы, когда мы гаджетами заменяем наше время и внимание", - добавляет она.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV и на странице Tengrinews.kz во "ВКонтакте".

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик дала рекомендации, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram