1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Алексей Бабаянц о совести, стыде и родительской корысти в эфире i-balaqai

Педагог, психолог Алексей Бабаянц в эфире проекта i-balaqai рассказал, как стыд может эффективнее взрастить совестливость у ребенка, чем регулярные нравоучения родителей. Эксперт также объяснил, почему нельзя бить детей и чем это чревато. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

По словам психолога, есть два вида свободы, внешняя, которая зависит от мнения людей и воздействий окружающей среды, и внутренняя, то есть наша позиция по отношению к тому, что происходит.

"Свободный человек свободен от манипуляций этого мира, от каких-то дурных проявлений. Но он не свободен от одного - от совести. Совесть - это предельная мера ответственности перед другими людьми за то, что я делаю. Чем больше человек слушается совести, тем больше он свободен, потому что управляющий центр находится внутри".

"У человека два тормоза: страх и стыд. Дети подавляют страх, чтобы дать место стыду. Иногда делают вызывающие поступки. Разве они не знают, что это плохие поступки? Знают. Но при этом природа их толкает на то, чтобы испытать какое-то внутреннее мучение, они хотят, рискуя и убирая страх, дать место стыду, чтобы потом жить и поступать не за страх, а за совесть. Чувствовать себя по-настоящему свободными людьми. Но мы иногда требуем внешнего выражения стыда: "Почему ты так сделал?", "Как ты мог так сделать?", "А ну-ка быстро извинись!", - утверждает Алексей Бабаянц.

Так, ребенка, совершившего проступок, ждут муки совести, стыд, внутренний конфликт. Если родитель не учитывает этого и обрушивается на сына или дочь с криками, то он перехватывает у жизни право наказания, отмечает эксперт. Свобода, по его мнению, умирает тогда, когда дети боятся родителей или учителей.

"Страх не дает слушать совесть. В семье, где детей постоянно контролируют, не дают случиться внутреннему конфликту, родители их наказывают сами, то такие подростки, выходя на улицу, идут в разгул. Потому что, если человек долго в клетке просидел, выйдя на свободу, он хочет отыграть свое. Свобода для него тяжкое бремя, он не умеет быть свободным", - продолжает он.

Таким образом, лишая ребенка возможности пережить внутреннюю работу по поводу поступка, стыд уменьшается, а значит, дорога к размышлениям и совести закрыта.

"Когда в семье родители говорят, что ребенок бессовестный, это не говорит о том, что ребенок бессовестный. Это говорит о том, что родители правду жизни воплощали несправедливо. И поэтому, когда дети бессовестные, это означает, что в семье ослаблен фон справедливости. Несправедливо, обучая его уважению к другим людям, без него наводить порядок у него в столе и тем более лезть к нему в портфель".

Алекей Бабаянц подчеркивает, что родители ошибаются, думая, что они должны наказывать ребенка.

"Когда они наказывают, стыд уменьшается. А значит ребенок не может внутренне переживать. Он уже наказан и думает: зачем мне тогда мучиться, я уже пострадал? И самоосвобождение от плохого не наступает. Внутренний конфликт необходим, без него душа не вырастет", - поясняет он.

Психолог озвучит тему родительской корысти. Дети чувствуют подобную заинтересованность, несмотря на самые благие намерения, могут начать сопротивляться.

"У родителей до конца жизни выставлен прицел на собственных детей. Не на свою жизнь, не на то, над чем самому надо работать. Пришел ребенок, мы забываем, что он другой. Другая личность, другой характер. Не является собственностью моей", - подчеркивает Алексей Бабаянц.

Иногда родителей заботит больше, что страдает имидж педагогической системы семьи, поэтому начинаются скандалы кухонного типа: "Ты почему уроки не сделал? Сколько можно тебе говорить?"

"Мы же хотим послушных детей, чтобы они как в цирке за сахар крутились. Но дети, движимые страстями, являясь рабами своих страстей, они понимают, что стыд скрывается и в этом его особенность. Жизнь дается нам не для самоистязаний. Жизнь дается нам для развития. Это вечный эволюционный процесс".

Он недоумевает, как родители, желая послушного ребенка сегодня, надеются увидеть его самостоятельным завтра.

"В голове каждого родителя есть образ идеального ребенка, а рядом есть реальный. И родителей часто охватывает разочарование, когда они видят, что эти образы не сходятся. В этом огромная проблема", - говорит он.

Алексей Бабаянц придерживается позиции, что применять физические наказания по отношению к ребенку запрещено. К примеру, когда мама-женщина поднимает руку на сына-мужчину, потом он, закрепив этот образ, будет транслировать подобное поведение на других женщин. Переживший эмоциональное или физическое насилие мужчина может выбрать профессию полицейского, где он будет мстить людям,  используя власть. Девочка, столкнувшись с насилием, разрушает саму себя, то есть направляет разрушения внутрь.

Психолог, педагог Алексей Бабаянц также ответил на вопросы партнера проекта мобильного оператора Altel. По его словам, важно не запретить использовать гаджеты, а помочь выстроить отношения детей с ними.

"Сам по себе гаджет не плох и не хорош. Все зависит от сознания, которое соприкасается с этим гаджетом. Когда родители находятся вместе с детьми, что-то вместе смотрят и на основе увиденного воспитывают отношение ребенка к тому, что он видит. И это воспитанное отношение должно его спасти. Чтобы он руководствовался совестью, что смотреть, а что не смотреть", - объясняет он.

Ошибаясь, человек может выработать компетенции и экспертность. К сожалению, дети в играх привыкли, что можно начать игру заново или начать с момента последнего сохранения. Родители и реальная жизнь такого шанса не дарят.

"Как минимум в любой игре есть возможности совершенствоваться. А мы - родители - не даем детям совершенствоваться. Мы ругаем их за каждую ошибку. Дети по нашему эмоциональному состоянию понимают, что своей ошибкой нас расстроили. Поэтому они сидят в компьютере. Компьютер не расстраивается, если они ошибаются. Компьютер предлагает наращивать компетенцию. И это вызов детей нам. Сама цифровая реальность - это вызов", - подчеркивает спикер.

Он советует родителям создавать возможности, когда дети будут проводить время с ними, и ошибаться, нарабатывать компетенцию. В таком случае они увязнут в потреблении.

"Если отпустить детей в цифровую реальность и не объяснить, что стоит за этой реальностью, они не смогут разобраться, и они свалятся в потребление, а это опасно. Не запретить, а помочь ориентироваться в этом пространстве", - добавляет эксперт.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV и на странице Tengrinews.kz во "ВКонтакте".

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram