ПОДЕЛИТЬСЯ
26 июня 2020 | 20:29
Родительская тревога и детская самостоятельность. Анна Быкова в эфире i-balaqai
Педагог, психолог Анна Быкова в новом эфире проекта i-balaqai рассказала о родительской тревоге и раздражительности - как справляться с этими эмоциями. Она также дала несколько практических рекомендаций, как воспитать самостоятельного ребенка и не потерять его доверия. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Педагог, психолог Анна Быкова в новом эфире проекта i-balaqai рассказала о родительской тревоге и раздражительности - как справляться с этими эмоциями. Она также дала несколько практических рекомендаций, как воспитать самостоятельного ребенка и не потерять его доверия. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Анна Быкова рассказала, что, когда работала педагогом в детском саду, имела возможность наблюдать за отношениями разных детей с их родителями. Она заметила интересную закономерность: чем более опекающие родители, тем менее самостоятельные у них дети.
"Такие дети не просто более послушные, но они более инфантильные, тревожные. Неспособность отлепиться от мамы сильно мешала им в социализации. Самые сложные адаптации к детскому саду были именно у тех детей, у кого были опекающие родители", - поясняет она.
Так появилась "ленивая мама", та, которая не делает за ребенка то, с чем он может справиться сам, экономя при этом свои ресурсы. Психолог продолжает:
"Важно отделить себя от детей. Мой ребенок не мое продолжение, это самостоятельная личность. Соответственно, он имеет право на свои решения, на свои желания, на свои ошибки. Я могу советовать, но должна принять, если со мной не согласятся. Постоянное напоминание себе: "Он уже взрослый. Это его жизнь. Это его решение".
При воспитании самостоятельности, считает спикер, главное - не мешать, потому что импульс заложен природой:
"Биологическая задача, чтобы появившееся потомство постепенно от родителей ушло в самостоятельную жизнь. Если бы этот импульс заложен не был, мы бы столкнулись с необходимостью насильственно учить детей сидеть, ползать, говорить, ходить. Нет, мы просто наблюдаем, как ребенок развивается. Ребенок сам к этому тянется".
Анна Быкова рекомендует не гасить естественный импульс, а помочь и поддержать ребенка.
"Все родители, наверное, помнят, когда у ребеночка начался период "Я сам". Через самостоятельные действия он получает образ "Я. Я могу".
Она отмечает, что, когда ребенок только учится ходить, родители совершают два типа ошибок.
"Когда ребенок ползет за яркой игрушкой, в этот момент один родитель может сказать: "Ой, ты хочешь эту игрушку. На". Все, импульс заблокирован, он хотел сам доползти, он это делал, он не просил о помощи, а родитель дал ему эту игрушку. Вторая ошибка, когда ребенок ползет за игрушкой, доползает, а родитель говорит: "Классный тренажер" и отставляет игрушку еще на метр от него, и это тоже нарушение импульса "я хочу, я делаю, я получаю результат". Ребенок полз, полз, полз, результат не получил. "Я могу сам" не случилось", - приводит пример она.
Также взрослые с малого возраста разговаривают с детьми директивами "Сделай так, сделай вот так". В подобных случаях ребенок будет закрываться, потому что стоит ему чем-то поделиться, в ответ получает критику: "Ты не так сделал. Надо было по-другому" либо директивное указание "Пойди и сделай так". Психолог советует родителям формировать активное слушание с нейтральной позиции.
"Выслушал информацию и удержал себя от критики, советов. Это сложно, но если научиться этому, то будет больше возможности знать, что происходит в жизни ребенка. Навык прикусить себе язык, когда хочется раскритиковать и дать совет".
Родителям не надо бояться потерять возможность что-либо советовать.
"База - это когда ребенок делится, а дальше можно спросить: "Слушай, хочешь совет?" или можно сказать: "Знаешь, я бы в этой ситуации вот так поступил". Не делая прямого указания: "Сделать можно только так и никак иначе", а подходить с любопытством: "А как бы ты поступил?" Мы больше интересуемся, больше спрашиваем".
Достаточно быть внимательным к импульсам ребенок и позволять ему получать результат.
Культурный переход от авторитарного воспитания к гуманистическому - сложная миссия для современных родителей. Порой они стремятся получить результат, который возможен при авторитарном воспитании, но используя гуманистические методы. Эксперт приводит пример взрослых, которые прочли про контейнирование эмоций и знают, что ребенок имеет право на любые эмоции, которые нужно выдерживать и обсуждать. Однако сами родители имели противоположный опыт, когда ему могли дать подзатыльник и сказать: "Закрой рот, так себя не ведут". У них возникает ложная идея, что можно прийти к этому же результату, но другим методом.
"Тогда говорят: "Ну как же, я его выслушиваю. Я контейнирую эмоции. Я выдерживаю. Почему он никак не успокоится? Почему он продолжает орать?" Да, он продолжает орать столько, сколько ему требуется для того, чтобы излить все эмоции. Хочется же другого. В этот момент еще активируется внутренний ребенок, который говорит: "Ну почему? Почему он себя так ведет? Нельзя же так", - объясняет она, подчеркивая, что период трансформации из одной модели родительства в другую непростой.
Следующей темой, которую озвучила в эфире Анна Быкова, стало: как справиться с раздражением, в том числе в период карантина.
"У раздражения могут быть разные причины, поэтому и способы устранения проблемы разные. Раздражение может иметь физиологические причины, это может быть нехватка железа, магния, гормональный сбой", - отмечает она.
Так как человек является биосоциальным существом, нельзя игнорировать биологические предпосылки каких-то форм поведения. По словам Анны Быковой, иногда к излишне капризному ребенку нужно не педагогический подход искать, а проверить его на дефицит витаминов или микроэлементов.
"Психика — это то, как работают нейроны мозга, которые могут попасть в том числе под воздействие гормонов. Нельзя рассматривать отдельно психологию и состояние здоровья. Это все связано".
У родителей в ходе взросления их детей одни тревоги сменяются другими. Психолог объясняет, что мысли, телесные ощущения и эмоции связаны, поэтому, чтобы уменьшить уровень эмоциональной тревоги, можно изменить мысли или телесные ощущения. В первом случае подумать о ситуации по-другому, посмотреть с другой точки на нее. Во втором - сбросить напряжение, делая специальные упражнения или дыхательные практики.
Она уточнила, что не нужно доводить себя до состояния аффекта, а контролировать, развивая эмоциональный интеллект. Нужно замечать свои эмоции, когда они только зарождаются.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram
Показать комментарии
Читайте также