ПОДЕЛИТЬСЯ
14 сентября 2020 | 19:25
Советы психолога. Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал
Как помочь ребенку в поиске интересов, почему не стоит перегружать его дополнительными занятиями, в каком возрасте начинать развивать внутренний потенциал. Об этом в эфире проекта i-balaqai рассказала кандидат психологических наук Гули Базарова. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как помочь ребенку в поиске интересов, почему не стоит перегружать его дополнительными занятиями, в каком возрасте начинать развивать внутренний потенциал. Об этом в эфире проекта i-balaqai рассказала кандидат психологических наук Гули Базарова. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Гули Базарова объяснила, что слово "потенциал" с латинского переводится как "сила".
"Чаще в последнее время мы начали говорить о сильных сторонах людей и каждого взрослого отдельно, когда говорим о развитии в компании. Естественно, это перешло на детей. Я думаю, что это связано с тем, что мы находимся в динамично развивающемся мире", - считает она.
По словам психолога, у каждого есть свое призвание, предназначение, набор способностей и талантов. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы, наблюдая за первыми шагами, словами ребенка, найти то, к чему он испытывает большее любопытство. Вторая задача - дать как можно больше возможностей всего попробовать", - утверждает она, отмечая, что согласно современным исследованиям, нейронные связи можно менять до 21 года, а не до 3 лет.
Профориентация и дополнительные занятия
Ученики средней школы затрудняются с выбором профиля в школе, поэтому обращаются за помощью к специалистам. По словам Гули Базаровой, около 25-30 процентов детей нашли себя в спорте или искусстве.
"Если ребенок может 24 часа в сутки заниматься. Если я выбираю быть художником или рисую постоянно. Когда спрашивают: "Идти нам в художественную школу или все-таки в общеобразовательной школе остаться?" А сколько времени ваш ребенок посвящает этому мастерству? Это его потребность или родительская потребность? Через эти вопросы можно найти много ответов", - советует она.
Не обязательно растить мастера спорта или пытаться разглядеть музыкальный дар в ребенке, достаточно базовых навыков:
"Практически в каждом доме есть центры развития детей - это замечательная альтернатива детским садам, если кто-то по своим соображениям не хочет водить туда. В центрах есть социализация и минимум для того, чтобы понимать, что ребенку больше интересно и в чем он чувствует даже потребность. Если такой яркой, явной потребности у ребенка в дополнительном спорте или музыке нет, то родителям придется самим определиться", - Гули Базарова рекомендует дать возможность ребенку развиваться, посещая спортивные занятия или брать музыкальные уроки.
"Я за то, чтобы с самого начала были какие-то обязательные линии, в которых ребенок себя пробует. Это важно для того, чтобы были некоторые не то чтобы дисциплина-дисциплина, но правила. Не всегда будет в жизни так, как я хочу. Я взял на себя обязательства и я их выполняю", - подчеркнула она необходимость осознания ответственности ребенком.
Также начиная с первых классов искать предрасположенность ребенка - гуманитарное или техническое направление:
"Через поиск помогать организовывать возможности: находить кружки, лагеря".
Повышенная нагрузка на ребенка
"Детей нулевых - мы их бросали во все развивающие мероприятия. Ментальная арифметика? Мы бежим за ментальной арифметикой. Скорочтение? Мы все быстренько начинаем скоро читать. Быстро учиться? Мы можем пройти в 5 классе программу 11 класса. Понимаете? Я думаю, что мы этим лишили их детства. Два раза в неделю у тебя такая развивашка, три раза другая, два раза пришел преподаватель по английскому или китайскому. В детском саду бесконечная образовательная программа вместо того, чтобы играть в игры ролевые. Это желание опередить будущее несколько испортило нас и детей. Притупило вкус", - рассуждает Гули Базарова.
"Логарифмы считать в первом классе - здорово, а что он будет делать в 12 лет, когда надо с ними знакомиться? Здорово, когда он выучил Евгения Онегина в 6 лет, а в 7 классе что он будет изучать? Опережение, оно зачем? Мы что хотим сделать? Стива Джобса вырастить? Надо будет - он и так вырастет Стивом Джобсом. У него свой пусть должен быть. Лишенные детства дети очень несчастны. Они самый больший выброс подросткового кризиса дают", - продолжает он.
Психолог советует родителям позволить развиваться и познавать мир ребенку, не пытаясь опередить сверстников.
Безвольные дети
Хорошим решением авторитарных родителей безвольного ребенка было бы провести с ним профориентации и найти несколько направлений исходя из его предпочтений.
"У нас есть разные стратегии поведения, приспособление - одна из них. Чаще всего человек, который приспосабливается, он до встречи с другой реальностью не всегда понимает, что это плохо. Может, со стороны видно отсутствие стремлений. Когда происходит встреча с реальностью, он начинает более активно думать: "А где же мой выбор?"
Озарение подавленных авторитаризмом родительской власти происходит у уже студентов. Тогда они решают принять решение о выборе профессии самостоятельно, что вызывает неодобрение родителей.
Гули Базарова отмечает, что роли дополняются - безвольные дети в самом начале жизненного пути не смогли бы справиться без поддержки авторитарных родителей.
Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал
1. Наблюдать за ребенком и выявлять, что ему любопытно. После можно начинать развивать это направление.
2. Давать разные варианты, создавать площадки для исследований.
3. Посещать тематические лагеря.
4. Интересоваться у ребенка: "А чего же ты хочешь?"
5. Ежедневно стараться быть в контакте с ребенком, построить доверительные отношения.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также