17 августа 2018 | 08:01

"Повелители" алматинских светофоров, или зачем по Абая долго горит "красный"

Фотоколлаж ©Tengrinews.kz

Сегодня ни один крупный мегаполис невозможно представить без светофоров. И мало кто из нас задумывается, кто же управляет этими трехцветными устройствами, которым подчиняются тысячи автомобилистов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Сегодня ни один крупный мегаполис невозможно представить без светофоров. И мало кто из нас задумывается, кто же управляет этими трехцветными устройствами, которым подчиняются тысячи автомобилистов.

Корреспондент Tengrinews.kz отправился в Центр управления перекрестками (ЦУП), чтобы познакомиться с "повелителями" алматинских светофоров. Специалисты ЦУП рассказали, как решают проблему затора на дорогах, почему на некоторых перекрестках долго горит "красный" и как перестраивают работу светофоров после нововведений на городских улицах. 

Реклама
Реклама

Центр управления перекрестками находится в здании ГорГАИ, которое находится на Байтурсынова - Тимирязева. Это объект режимный, сюда могут попасть только сотрудники. 

Помещение ЦУП, где управляют работой светофоров на перекрестках. Фото Андрея Зайцева

В Центре управления перекрестками рассказывают, что сложнее всего управлять магистральными улицами с большим потоком транспорта.

"Больше всего работы при управлении перекрестками по проспекту Абая - от проспекта Назарбаева до Саина. Это из-за большого количества транспорта и 4 фаз (направлений) на этих перекрестках: 100-120 секунд горения "красного". Чем больше фаз, тем дольше продолжительность горения сигналов светофора, поэтому время ожидания дольше. Также из-за многочисленности фаз долго горит "красный" на Сейфуллина - Сатпаева", - говорит инженер-технолог ЦУП Вадим Горкин.

Программа, которая позволяет отследить фазы светофоров, направления движущихся авто. Фото Андрея Зайцева

В часы пик, когда дорога перегружена транспортом, перекрестками начинают управлять вручную. Информацию о загруженности передают специальные датчики.

"Дежурный включает "зеленый" для машин на перегруженной полосе дороги. При управлении вручную гаснут все табло обратного отсчета. Управляющий включает "зеленый" для одних, "красный" для других столько, столько нужно для разгрузки загруженной полосы. Например, он пропускает машины, едущие с запада на восток, так как с востока на запад едут мало. Это относится к проспектам Абая, Райымбек батыра. Управляют вручную в часы пик - с 7 до 9 утра, и с 5 до 7 вечером", - продолжает Горкин.

Устройство, которое служит посредником между компьютером и линиями связи со светофорами. Фото  Андрея Зайцева

С изменениями движения на улицах Алматы меняется и работа светофоров на перекрестках.

"Вводится одностороннее движение, уже есть отдельные полосы для общественного транспорта. Например, по улице Тимирязева одну полосу заберут под общественный транспорт BRT. Мы предполагаем, что пойдет нагрузка на соседние улицы, а проспект Сатпаева загрузится еще сильнее. Все это ставит перед нами новые задачи", - анализирует инженер-технолог ЦУП.

Инженер-технолог Вадим Горкин работает в ЦУП Алматы с 2000 года. Фото Андрея Зайцева

Еще в ЦУП регулируют работу пешеходных переходов. На алматинских перекрестках есть более 100 вызывных "пешеходок". 

"Для перехода дороги по вызывным пешеходным переходам дается 15-16 секунд в зависимости от ширины проезжей части, которую нужно пройти. По мировым стандартам - 1-4 метра в секунду - средняя скорость пешехода по ширине проезжей части. Мы учитываем и то, что пожилые люди могут не успевать. И тогда меняем продолжительность времени горения "зеленого" для пешеходов, если поступают жалобы от жителей в наш диспетчерский пункт либо в ДВД. К примеру, недавно удлинили пешеходную фазу по Алтынсарина - Куанышбаева в районе кинотеатра "Сарыарка", так как бабушки не успевали переходить на дорогу", - говорит Вадим Горкин.

Специальная программа на компьютере позволяет мониторить движение авто на перекрестках. Фото Андрея Зайцева

Почти каждую неделю ломаются минимум 2-3 кнопки вызывных переходов, так как пешеходы сильно на них давят, а их замена стоит немалых денег и занимает много времени.

"В нашей работе иногда бывают аварийные ситуации, в основном осенью, когда грозы. Половина наших линий проходит по проводным телефонным линиям связи. Молния бьет, и аппаратура сгорает. Вылетают все линии связи. Улицы, куда ударила молния, перестают работать или уходят в локальный режим. Из-за этого происходят большие заторы. В таких случаях дежурные инженеры быстро восстанавливают. Недавно часть города - район Орбиты - была обесточена из-за аварии на подстанции. Когда электричества нет, на перекрестках выставляют инспекторов полиции, которые управляют движением вручную", - рассказывает начальник отдела внедрения новой техники Геннадий Челноков.

Начальник отдела внедрения новой техники Геннадий Челноков управляет работой светофоров с 1976 года, когда впервые в Алматы появилась автоматизированная система управления дорожным движением. 

Старое оборудование, с помощью которого управляли движением на перекрестках до появления новейшей аппаратуры. Им уже не пользуются. Фото Андрея Зайцева

Специалисты ЦУП управляют 400 перекрестками в Алматы, к автоматизированной системе подключены более 200 светофоров. Остальные работают в локальном режиме, то есть регулируются автоматически на установленных таймерах.

Работа светофоров в Алматы может измениться из-за односторонних улиц 

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная