КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
22 января 2021 | 07:37

Уят, или Почему казахстанцы защищают насильников

Ажар Оразбай
Ажар Оразбай Корреспондент-редактор
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

С начала 2021 года стало известно о двух громких случаях рабовладения в Казахстане. Первый раскрыли в Алматинской области. Второй - в Атырауской. В обеих историях жертвами стали гражданки Узбекистана. Каждая подвергалась физическому и моральному насилию. Долгие годы они терпели прихоти "хозяев", и никто, казалось, не мог им помочь. После этих историй возникает много вопросов к каждому, кто так или иначе был свидетелем происходящего, но молчал. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с психоаналитиком Александром Скуртулом о том, почему в XXI веке в Казахстане процветает рабовладение и как феномен уята заставляет людей покрывать и тем самым защищать насильников.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

С начала 2021 года стало известно о двух громких случаях рабовладения в Казахстане. Первый раскрыли в Алматинской области. Второй - в Атырауской. В обеих историях жертвами стали гражданки Узбекистана. Каждая подвергалась физическому и моральному насилию. Долгие годы они терпели прихоти "хозяев", и никто, казалось, не мог им помочь. После этих историй возникает много вопросов к каждому, кто так или иначе был свидетелем происходящего, но молчал. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с психоаналитиком Александром Скуртулом о том, почему в XXI веке в Казахстане процветает рабовладение и как феномен уята заставляет людей покрывать и тем самым защищать насильников.

Уят? Почему соседи молчат о преступлениях

История, которую рассказали в общественном фонде "Не молчи", пугает своей циничностью. Шесть лет девочку - гражданку Узбекистана насиловали и держали в рабстве в поселке Отеген-батыр Алматинской области. В 14 лет она родила от "хозяина" дочь, а в 16 - сына, который позже умер без медицинской помощи. В этой истории должно быть много свидетелей - соседей, родных тиранов. И тем не менее ребенку никто не помог. Никто не помог сбежать, не обратился в полицию.

Подобных историй в Казахстане, возможно, десятки или сотни, а может, тысячи. Но о них в обществе узнают только после того, как произойдет что-то страшное, говорит психоаналитик Александр Скуртул. Так почему же те, кто видит происходящее, не заявляют в полицию?

Одна из причин - это синдром коллективной ответственности.

"Здесь включается препятствующий справедливости фактор: династийность и тесность связей. За члена семьи стыдно всей семье или их конгломерату. За семью стыдно всему поселку. За поселок стыдно перед начальством чиновникам и служителям закона. 

А кому хочется быть объектом жестокого нападения и обвинения во всем случившемся?" - говорит психоаналитик. 

Еще одна причина - это уят. Соседям стыдно настучать на знакомых, потому что в той же полиции может быть кто-то из знакомых. То есть здесь чувство стыда стоит выше закона.

"Где-то в процессе борьбы за нравственность и благородство люди скатываются к созданию видимости нравственности и благородства. Уят (позор и стыд), то есть осуждение со стороны общества, пугает и мешает честному и осознанному признанию собственной вины.

Тот, кто признается в содеянном, в нашем обществе не получит смягчения, снисхождения и адекватного гуманного суда. Зато будет преследоваться жестоко и бескомпромиссно.

Таким образом в обществе образуются двойные стандарты и лицемерная система этики и нравственности. Мы думаем, что незаконное действие запрещено, только если кто-то видит и знает о нем. А еще аморальный поступок допустим, пока о нем не узнали окружающие. Люди боятся не аморального поступка, а именно того, что узнают другие", - заключает психоаналитик.

Феномен рабовладения

Александр Скуртул рассказал также, почему в принципе в обществе до сих пор появляются рабовладельцы. В основе этого феномена лежит общечеловеческое и древнее стремление к доминированию и эксплуатации, говорит специалист. Психоаналитик приводит в пример знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо, проведенный в 1971 году.

"Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной поведенческой модели.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были серьезно морально травмированы. Двое раньше времени были исключены из эксперимента. По этическим соображениям эксперимент был закончен раньше времени", - рассказывает психоаналитик.

Каждый из подобных экспериментов показывает, что если человека поместить в такие условия, в которых он чувствует безнаказанность, то он начнет пользоваться силой и властью, объясняет Александр Скуртул.

"Правоохранительная и исполнительная государственные системы не всесильны – они никогда не были способны уследить за соблюдением гуманистических ценностей в обществе. Нет, общество должно иметь в первую очередь оригинальную, аутентичную систему морально-нравственных ценностей. Чем более она развитая и адекватная, тем более сострадательное общество и тем более процветающее.

Здесь стоит отметить, что жестокое отношение всегда в первую очередь применяется к тем, кто слаб и не имеет защиты. В данных случаях не зря жертвами являлись граждане других стран, к тому же в бедственном положении. За них некому заступиться, они вынуждены были обратиться к местным жителям, их самоценность занижена. И все это местные жители чувствуют и понимают. Если воспитательная и правоохранительная системы слабы, то это пробуждает животную жестокость", - считает он.

По мнению Александра Скуртула, такое жестокое поведение возникает из-за того, что люди не боятся законов и эти истории в регионах - тому доказательство.

"Вывод: в регионах нашей страны и моральная, и правоохранительные системы находятся в упадке. Да, каждый сам должен нести ответственность за свои поступки, и в случае насилия агрессор, безусловно, виноват.

Но, с другой стороны, мы понимаем, что если бы он был уверен, что по факту незаконного и аморального поступка понесет соответствующее наказание, то вероятность его совершения была бы гораздо ниже. То есть беззаконие рождает вседозволенность. А вседозволенность провоцирует эксплуатацию", - говорит эксперт.

И речь идет о безнаказанности не только преступников, но и свидетелей, которые закрыли глаза на происходящее.

Напомним, ранее Tengrinews.kz рассказывал о женщинах, которые держали девушку-иностранку в трудовом рабстве в Атырау. По словам сотрудников фонда, гражданку Узбекистана насильно удерживали взаперти без документов и били электрошокером и палкой.

Также сообщалось о девочке - гражданке Узбекистана, которую насиловали и держали в рабстве в поселке Отеген-батыр Алматинской области. 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 515.11  course down  535.94  course down  5.16  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer